Глеб Фетисов: «Звягинцев, при всем своем творческом таланте, образец пунктуальности»
В конце 2016 года Глеб Фетисов зарегистрировал в Голливуде продюсерскую компанию Fetisoff Illusion Films Aldamisa Entertainment (сокращенно FIFA Entertainment). Название сложено из двух: Fetisoff Illusion, так называется российская компания Фетисова, и Aldamisa Entertainment, компания с таким названием уже много лет работает в Голливуде и принадлежит известному продюсеру Сергею Беспалову. Фетисов и Беспалов уже работали вместе над разными проектами и теперь решили начать совместную деятельность на постоянной основе. В Голливуде пока формального объединения не произошло, но в России 17 мая 2017 года уже была зарегистрирована компания с точно таким же названием ООО «Фетисов Иллюзион Филмз Алдамиса Интертеймент», в которой 70% принадлежит Фетисову и 30% — Беспалову. Первым проектом объединенной компании станет фильм «Мария» с бюджетом более $50 млн, который будет сниматься в Ватикане на деньги мексиканца-католика Карлоса Слима, шестого в глобальном списке Forbes миллиардера с состоянием $54,5 млрд.
— Зачем вам понадобилось открывать компанию в Голливуде?
— Идея была очень простая. Я серьезно об этом задумался после выхода «Аватара», когда фильм собрал больше миллиарда долларов. Цифра подействовала на меня магически. Я в 2012 году разговаривал непосредственно с Джеймсом Кэмероном, хотел купить у него права на книгу, чтобы снимать следующие фильмы. Кэмерон тогда не собирался снимать продолжение, он был в творческом поиске, но права не продал. Теперь он сам снимает «Аватар 2».
— А как вы себя позиционировали, когда с ним разговаривали? У вас же не было тогда никакого опыта работы в киноиндустрии.
— Я же инвестор и всегда позиционирую себя как инвестор. Какая разница, во что инвестировать? В предприятие, в отрасль или в права на книгу или фильм. Я инвестировал в пятнадцать различных отраслей, плохо связанных друг с другом. В металлургии, например, у меня было два крупных проекта — это Западно-Сибирский металлургический комбинат (сегодня входит в группу «Евраз». - Forbes) и Коршуновский ГОК (группа «Мечел». — Forbes). Могу сказать, что только один-два из моих проектов были неуспешными. Мне кажется, я способен определять отрасли и проекты, которые могут принести доход и мне, и моим партнерам.
— На начальном этапе вы разговаривали, например, со своим бывшим партнером Михаилом Фридманом, который очень любит кино и до недавнего времени владел сетью кинотеатров?
— Михаил Маратович все-таки больше любит театр, как и Петр Олегович. Если говорить про кино, то в киноиндустрии есть несколько видов бизнеса. Первый связан с продюсированием. Второй — это прокатный бизнес, когда ты покупаешь сети кинотеатров и прокатываешь фильмы. В Америке запрещено владеть и тем, и другим. Если ты — продюсерская компания, ты не можешь быть дистрибуционной. Это понятно, иначе ты будешь прокатывать только свои фильмы. Михаил Маратович в свое время вложился именно в прокатный бизнес, они (инвестиционная компания «А1». — Forbes) купили сети «Кронверк Парк» и «Формулу кино» (в 2012 сети были объединены под маркой «Формула кино». В апреле 2017 «Формулу кино» приобрел Александр Мамут. — Forbes).
Я же хотел стать продюсером. Я решил заняться этим по одной простой причине — я верю в коммерческую ценность этого бизнеса. Первые проекты, которые я реализовал, были исключительно коммерческие: фильм «В спорте только девушки» не только полностью окупился, мы еще и заработали. Другой проект, который мы продюсировали вместе с Беспаловым в 2013-м — это «Chef» («Повар на колесах») Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом и Скарлетт Йоханссон. Фильм, в который было вложено $16 млн, собрал по Америке $31 млн, а по миру — $46 млн.
— А сколько вы вложили в «Шефа»? Вы же не были самым крупным инвестором?
— А я и не собираюсь быть самым крупным. У многих представление, что я инвестирую в кино. Это неправильное представление. Я являюсь продюсером.
— И что конкретно вы делаете?
— Продюсеры бывают разные, есть линейный продюсер, executive продюсер, просто продюсер, ассоциативный продюсер. Я для себя наметил два направления, в которых я бы хотел заниматься продюсированием. Первое — это быть креативным продюсером. Я считаю, у меня есть нюх на то, что следует выбирать. Многие люди пытаются выбирать то кино, какое им нравится. Я же стараюсь смотреть на универсальные сценарии, понятные зрителям в разных точках мира, имеющие прокатную перспективу во всем мире. И партнеров я стараюсь выбирать именно таких, которые готовы вкладывать свой продюсерский талант, ориентируясь исключительно на вкусовые пристрастия зрителей.
После отбора сценария важен выбор режиссера. Не в плане того, чтобы это была звезда. Звезда — это отлично, но наш режиссер, в первую очередь, должен быть талантливым и четким. Он должен понимать, что мы снимаем продюсерское кино и никаких отклонений от бюджета, в утверждении которого он будет принимать самое деятельное участие, быть не может. У нас любое отклонение от бюджета — причина расстаться с режиссером.
— Ваш партнер Сергей Беспалов был продюсером голливудского «Города грехов 2» Роберта Родригеса. Проект оказался убыточным — при бюджете $65 млн фильм собрал лишь $39 млн. С чем был связан такой провал?
— В «Городе грехов 2» самая большая ошибка состояла в том, что бюджет отдали режиссеру. У них было желание привлечь Родригеса, про которого, мне кажется, все уже знают, что он из себя представляет и как он работает. Ему разрешили делать все в соответствии с его творческим видением. В итоге получили отклонение на $30 млн от запланированного бюджета.
Читать также: Миллиардеры и кино: кто дал деньги на «Город грехов 2» и «Обитаемый остров»
— У вас такое не повторится?
— Нет. Для меня неважно, чтобы режиссер был звездой, мне важно, чтобы это был крепкий профессионал, который четко понимает, что надо делать на съемочной площадке, и является там диктатором. И второе обязательное его качество — быть ровно таким же апологетом бюджета, как и продюсер. Режиссер должен быть с тобой в одной лодке, иначе жди беды от проекта. Его творческая составляющая в конечном счете всегда перевесит. Он добавит больше сцен, будет показывать дубли, в которых мы, как нормальные люди, просто не будем видеть разницы, а он будет объяснять, что солнце заходило, тень легла не так и еще что-нибудь. В нашей компании есть очень четкая договоренность — снимаем три дубля, а все последующие — за счет режиссера. Я вам честно скажу, это срабатывает моментально. Если не оговорить, будет и четвертый, и восьмой дубль. А если к тебе прилетели сниматься Арнольд Шварценеггер или Скарлетт Йоханссон, у которых очень жесткий график, то они будут сниматься ровно две недели, а потом помашут тебе ручкой. И если тянуть и размусоливать, не успеешь закончить съемки. А следующее окно у них, может быть, только через два года найдется.
Смотреть также: Фоторепортаж со съемочной площадки российско-китайского фильма с участием Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана
— А как же авторское кино? Или фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева был для вас последним?
— Нет, конечно. Мы обязательно будем участвовать в подобных проектах. Но не надо путать авторское кино с коммерческим. Если хочешь создавать авторский фильм или инвестировать в него, ты должен понимать, что креативная составляющая является наиболее важной.
— Значит на авторском кино зарабатывать не собираетесь?
— Это практически невозможно. Но вернемся к вопросу о режиссерах. Звягинцев почему великий режиссер? Потому что при всем его исключительном творческом таланте, он еще и образец пунктуальности. Сказано, съемки будут такого-то числа, значит, съемки будут такого числа. И бюджет ни на копейку не будет больше. Об этой замечательной черте Андрея почему-то не говорят.
— А каким, кстати, был бюджет фильма «Нелюбовь», и сколько вы в него вложили?
— Это коммерческая тайна. (По данным Forbes, бюджет картины составил $6-7 млн, а Фетисов вложил $2-3 млн - Forbes). Александр Роднянский принес сценарий, он мне очень понравился, и я стал первым инвестором фильма. За мной пришли европейские фонды.
— Вы рассказали о первом направлении деятельности. Расскажите о втором.
— У меня как у человека, хорошо знающего финансовый мир, есть идея создать фонд, который бы давал возможность инвесторам вложиться не в один фильм, а сразу в 5-10 фильмов, чтобы диверсифицировать риски. Думаю, в течение первого года мы поднимем $50 млн, дальше посмотрим.
Читать также: Колонка Глеба Фетисова о том, зачем большому бизнесу большое кино