Ничего личного, это бизнес: зачем Джордж Сорос и Карл Айкан вложились в Herbalife
Представьте, что вы делаете ставку на снижение цены акции, а бумага вместо этого дорожает на 9% за один день. Именно в такой ужасной ситуации оказался в среду управляющий хедж-фонда Pershing Square Билл Акман (№1147 в мировом рейтинге Forbes, состояние — $1,2 млрд), когда телеканал CNBC сообщил о покупке легендарным инвестором Джорджем Соросом (№30; $19,2 млрд) доли в производителе пищевых добавок Herbalife.
Акман еще в январе открыл короткие позиции по акциям Herbalife на $1 млрд, чтобы доказать нежизнеспособность бизнес-модели компании. По мнению главы Pershing Square, сетевая система сбыта продукции Herbalife по сути работает как классическая финансовая пирамида, что однажды неизбежно приведет ее к краху или закрытию регуляторами. Акман также апеллировал к «нравственному обязательству» каждого справедливого инвестора бороться с производителем добавок. По его словам, компания наживается на людях с низким доходом, вовлекая их в свою сеть дистрибьюторов с несбыточными обещаниями серьезного роста личного благосостояния. Если ставка сыграет и Pershing Square «отобьет» вложенный $1 млрд после краха Herbalife, весь доход пойдет на благотворительные цели, обещал инвестор.
Поспорить с главой Pershing Square решились целый ряд акул Уолл-стрит. Первым в контрнаступление пошел управляющий Third Point Дэниэл Леб, а затем подключилась «тяжелая артиллерия»: после событий этой недели противник Herbalife де-факто заполучил в оппоненты сразу двух величайших трейдеров в истории — еще до Сороса за производителя добавок вступился Карл Айкан (№26, $20 млрд).
82-летнему Соросу не привыкать к биржевым схваткам: с момента основания его фонда Quantum Fund Management в далеком 1969 году миллиардер неоднократно доказывал умение вовремя принимать верные решения — как в 1992-м, когда на падении курса фунта стерлингов он заработал более $1 млрд за сутки. Так что «битва за Herbalife» для него — всего лишь очередная возможность доказать умение делать правильный выбор. В отличие от 47-летнего Акмана, который в этом противостоянии подставляет под удар собственную репутацию.
Айкан — единственный трейдер, который в рейтинге Forbes находится выше Сороса. Фигура Айкана вот уже три десятилетия приводит в трепет менеджмент крупнейших корпораций, силу его давления на себе испытали под два десятка рыночных гигантов, от Motorola до Dell. Акции его компании Icahn Enterprises за год подскочили в цене на 55%. 77-летний инвестор изобрел стратегию «активного инвестирования» через навязывание компаниям корпоративных войн без всякого стеснения в методах получения прибыли. И именно эту стратегию пытался использовать Акман в отношении Herbalife.
В Herbalife Айкану сейчас принадлежит доля 16,5% и два места в совете директоров. Точный размер пакета Сороса не известен. По данным CNBC, речь идет о внушительной доле, которая стала одной из трех крупнейших позиций в портфеле инвестиций Quantum. На двоих ветераны Уолл-стрит, судя по всему, владеют не менее чем 20% акций Herbalife.
После появлении новости об инвестициях Сороса юристы Акмана обратились в Комиссию по ценным бумагам США: они попросили регулятора проверить источник утечки. Первым о сделке сообщил известный журналист CNBC Скотт Уапнер, с которым у главы Pershing Square личные счеты. В январе репортер брал интервью у Акмана, когда в эфир дозвонился Айкан, чтобы поспорить насчет Herbalife и публично вступить в схватку (он назвал оппонента «школьным плаксой» и «лицемерным» лжецом). Спустя несколько месяцев Айкан признавался Forbes, что мучения Акмана делают игру с акциями Herbalife более интересной.
«Слив» информации об инвестиции Сороса также мог быть срежиссированным ходом с целью сыграть на резком скачке стоимости акций, подозревает глава Pershing Square. Ирония заключается в том, что Акман начинал свой крестовый поход против Herbalife, также умело используя медиа в своей стратегии.
Теперь Pershing Square по вине своего управляющего переживает непростые времена. С начала 2013 года акции Herbalife выросли почти в два раза, несмотря на все упорство Акмана, а «бумажные убытки» его хедж-фонда оцениваются в $650 млн — короткие позиции Pershing Square на 20 млн акций производителя добавок остаются открытыми.