Трое в лодке: как участники списка Forbes Абрамов, Щербович и Мишин спасают лосося
Как-то раз, когда совладелец Evraz Александр Абрамов приехал с приятелями порыбачить на реку Тугур, их встретил медведь. «Мы его прогнали. Он отошел, но через полчаса вернулся. Вышел из кустов, начал реветь, как будто бы возмущаясь: «Что это вы меня прогнали?». После этого ретировался, но через некоторое время снова вернулся. Потом мы увидели, что он у нас все канистры с бензином порвал, прямо в 500 метрах от нас! По-моему, он сделал это специально», — рассказывает миллиардер Forbes о своем отдыхе в безлюдном крае.
Случай с медведем произошел на косе около реки Тугур, где Абрамов создал рыболовную базу «Конин Лодж». Бизнесмен не просто увлекается рыбалкой, но и пропагандирует идею сохранения и защиты лососевых рыб и рек, в которых они водятся. Абрамов — член ассоциации сторонников сохранения лососевых «Русский лосось», в которой состоят еще два участника списка Forbes Илья Щербович и Никита Мишин. Все они ловят рыбу по принципу «поймал — отпусти»: улов снимается с крючка и отпускается обратно в водоем. Но это далеко не всё.
В 2008 году в России был создан фонд «Русский лосось» при поддержке Центра дикого лосося (Wild Salmon Center) — международной организации со штаб-квартирой в Орегоне (США). Американцы выделили фонду первое финансирование — $600 000. Эти средства пошли на борьбу с браконьерами, сохранение особых территорий и поддержку проектов по изучению редких видов лососевых.
В 2019 году «Русский лосось» превратился из фонда в ассоциацию. Смена формы была необходима для того, чтобы расширить возможности финансирования: ассоциация имеет право получать не только случайные пожертвования, но и обязательные взносы. Сейчас годовой бюджет ассоциации составляет около 20 млн рублей, сумма взноса для частных лиц — 10 000 рублей, для юрлиц — 150 000 рублей. «Сумма небольшая, но это психологический фильтр, показывающий, что человек заинтересован», — поясняет председатель наблюдательного совета ассоциации Геннадий Жарков.
Сооснователь металлургической группы Evraz Александр Александр Абрамов
Затраты на мероприятия, связанные с сохранением лосося: $50 млн
«Тайменем я заинтересовался давно. Для меня это была такая рыбка из сказок. Это самый большой в мире лосось и самый труднодоступный, он спокойно может съесть гуся или утку. Когда я только начинал рыбачить, я пытался поймать крупного тайменя, но, только побывав на реке Тугур, понял, какими они действительно бывают здоровенными. Самый большой из увиденных мной весил 63 килограмма», — рассказывает Абрамов.
Заинтересовавшись судьбой тайменя, Абрамов понял, что его существование находится под угрозой: если сделать реку Тугур общедоступной, таймень исчезнет. Чтобы спасти «рыбку из сказки» бизнесмен оформил реки Тугур, Муникан и Конин в аренду. Теперь там размещен рыбопромысловый участок и запрещено забирать пойманную рыбу, если она относится к разряду охраняемых. Хариуса, например, можно ловить и забирать с собой.
Река, как экосистема, за 20 лет стала такой же, какой ее можно было видеть 150-200 лет назад — это главное достижение, считает Абрамов. Теперь, по словам бизнесмена, когда Тугур и еще две реки не находятся «под прессингом», там можно наблюдать «все многообразие жизни». «В эти реки из Тихого океана заходит ходовой лосось — кета. Кета — это источник еды для всех: для медведя, росомахи, ворон, орлов и других птиц. Она приходит, нерестится и умирает. Всегда. И все эти звери и птицы на ней там жирует. Соответственно, можно наблюдать экосистему в первозданном виде. Медведи по речке плавают, рыбу ловят, росомахи выходят, правда, близко не подпускают. Орлы белоголовые летают», — рассказывает Абрамов.
На базе «Конин Лодж» уже около семи лет работают ученые из Тихоокеанского института рыбного хозяйства. Они метят тайменей, вживляют им датчики и следят за тем, как те мигрируют. По словам Абрамова, крупных особей на реке уже около тысячи.
Президент инвестиционной группы UCP Илья Щербович
Затраты на мероприятия, связанные с сохранением лосося: более $20 млн
Илья Щербович с 4-х лет рыбачил с отцом и дедом на реке Клязьма во Владимирской области. «На рыбалку ходили так часто, что у меня просто не было шансов не стать рыбаком», — рассказывает миллиардер. Вместе с родными он ловил щук, судаков, жерехов, лещей, язей, плотву, чехонь и уклейку. В конце 1990-х освоил нахлыст и с тех пор рыбачит только этим способом.
В 2006 году Щербович запустил собственный экологический проект на реке Поной на Кольском полуострове. Спортивно-рыболовная база открыта для всех желающих, кто готов соблюдать строгие правила: ловить семгу нахлыстом и отпускать пойманный улов. Компания финансово самодостаточна, но для Щербовича, по его словам, это не бизнес, а хобби.
При этом, к своему хобби бизнесмен подходит очень основательно — у него 15 мировых рыболовных рекордов, которые регистрирует Международная Ассоциация спортивного рыболовства (IGFA). Самое выдающиеся его достижение — таймень весом более 50 килограмм, пойманный нахлыстом на реке Тугур на базе Абрамова в 2019 году.
Любимые места — российский север от Кольского полуострова до Чукотки и Хабаровский край. За границей предприниматель любит рыбачить в Аргентине, Норвегии, Бутане и на Сейшельских островах.
Совладелец оператора железнодорожных перевозок Globaltrans Никита Мишин
Затраты на мероприятия, связанные с сохранением лосося: 10-12 млн рублей
Будущий совладелец Globaltrans начал рыбачить еще в детстве — в прудах усадьбы Кусково ловил маленьких бычков и карасей. Вернулся к этому занятию в 1998 году, когда друг-ихтиолог пригласил его порыбачить на Камчатку. «Там я поймал свою первую форель и влюбился в это дело», — рассказывает бизнесмен Forbes.
С Абрамовым и Щербовичем он познакомился сначала как с бизнес-партнерами, а потом уже выяснил, что они тоже заядлые рыбаки. С Абрамовым Мишин познакомился в конце 1990-х, когда Globaltrans перевозила грузы на комбинаты Evraz, со Щербовичем — когда транспортный оператор размещал облигации и искал потенциальных покупателей. «Мы минут за 15 решили деловые вопросы, после чего часа полтора проговорили про рыбалку», — вспоминает он.
В ассоциацию, впрочем, Мишин вступил сравнительно недавно — два года назад. «Чтобы меры по защите лосося были максимально эффективны, силы, которые хотят его защищать, были объединены в одну организацию», — объясняет он. По словам Мишина, «Русский лосось» пытается формировать определенного рода культуру: «Когда рыбалка не превращается в заготовку тонн рыбы для домашнего потребления и раздачу знакомым, а в спортивное соревнование с самим собой, не наносящее вреда природе». И это он считает основной миссией проекта.
К созданию своей рыболовной базы Мишин пока не готов — на это требуется много времени и сил, а он, в плане благотворительности, предпочитает заниматься образовательными проектами. Тем не менее, у принадлежащего Мишину благотворительного фонда «Дар» есть совместная программа с «Русским лососем» в рамках которой продвигается идея бережного отношения к рыбалке среди школьников.