Приватный арсенал: что скрывает оружейная коллекция миллиардера Алтушкина
В конце XIX века, получив отказ от Британской империи в поставках современного оружия, правительство Непала решило создать собственный пулемет. Под управлением обученного в Англии полковника непальской армии местные умельцы всего за год сконструировали и изготовили пулемет Bira, мало чем уступающий европейским аналогам. Более того, непальцы первыми в мире установили на него горизонтальный дисковый магазин. Подобное расположение позже вошло в мировую практику при производстве авиационных и танковых пулеметов. Всего было изготовлено 25 экземпляров Bira, осталось шесть. Один из них хранится в частной коллекции стрелкового оружия хозяина Русской медной компании Игоря Алтушкина. Всего в его собрании 1500 экземпляров, миллиардер считает свою коллекцию лучшей в Европе. Проверить это трудно — сторонним экспертам доступ к экспонатам закрыт, посетителей пускают только по особым случаям. Forbes удалось воспользоваться таким случаем и осмотреть оружейные хранилища «медного короля».
Коллекция Алтушкина прячется за вывеской спортивно-патриотического клуба «Архангел Михаил» в живописном лесу в 15 км от центра Екатеринбурга. Стенды с оружием стоят уже на первом этаже у входа в спортзал, где проходят тренировки по тайскому боксу, кикбоксингу и боям без правил. Там же проводят торжественные спортивные мероприятия: в этом году, например, здесь чествовали бойца клуба Петра Яна, чемпиона UFC по смешанным единоборствам в легчайшем весе. Алтушкин в молодости занимался греко-римской борьбой, но сейчас отдает предпочтение стрельбе из пистолета.
Стрельбище расположено на минус втором этаже комплекса на глубине 18 м. Тренируются здесь только члены клуба и, конечно, сам Алтушкин, особняк которого расположен неподалеку в элитном коттеджном поселке Карасьозерский. Тренировки не прошли даром: три года назад миллиардер стал чемпионом России по практической стрельбе из пистолета. Рядом с подземным стрельбищем выставлена основная и самая интересная часть коллекции, первым экспонатом которой стал кортик времен Второй мировой войны.
Поначалу Алтушкин планировал собирать оружие именно этого периода. Но во время Второй мировой использовалось много оружия, оставшегося от Первой. Экземпляры времен Первой мировой войны расширили тематику, позволили углубиться в историю. Оружие начала XX века заставило присмотреться к техническим идеям и решениям века XIX. И так постепенно коллекционер дошел до времен Леонарда да Винчи. Оттуда он снова вернулся к новейшей истории — к оружию войн, которые велись во Вьетнаме, Корее, Афганистане.
По экспонатам можно изучать мировую историю создания стрелкового оружия — от ружья 1447 года (сохранилось всего два экземпляра, один хранится в Лувре, другой — в коллекции Алтушкина) до пистолетов и автоматов современного спецназа. Большинство уникальных вещей, конечно, из прошлого: среди них пистолет-топор отдела расследований инквизиции, набор охотника за вампирами (покрытый серебром пистолет, серебряные пули, клещи для вырывания клыков, святая вода, чеснок и зеркало для проверки отображения подозреваемого), пистолет конкистадора, четырехствольная огнестрельная «Рука смерти» пиратов Карибского моря, личное оружие европейских королей и представителей правящего дома Османской империи.
Погружение в техническое устройство старинных образцов, наблюдение за прогрессом в оружейном искусстве прерывают экспонаты, грубо напоминающие о цели этого прогресса. Вот пистолет Philadelphia Deringer 1806 года, калибр 11,2 мм, из такого Джон Бут застрелил президента США Авраама Линкольна. На другом стенде итальянская винтовка Carcano 1938 года выпуска, из такой убили Джона Кеннеди. А вот штурмовая винтовка FG-42, побывавшая в руках Адольфа Гитлера, с такой Отто Скорцени освобождал в 1943-м лидера итальянского фашизма Бенито Муссолини. Из того же периода: шпага, подаренная Муссолини Герману Герингу, и богато украшенный «Меч победы над коммунизмом» испанского диктатора Франсиско Франко. Из нашего времени кровавые калашниковы: наградной автомат террористов из «Аль-Каиды» (запрещена на территории РФ) и позолоченный, принадлежавший одному из заирских генералов.
Как формируется коллекция, проверяются ли экспонаты на подлинность? «Существуют каталоги, перечни. Есть история каждого предмета, одни специалисты проверяют, дают заключение, другие их перепроверяют, — объясняет эксперт по историческому оружию Николай Соболев, он у Алтушкина отвечает за коллекцию. — Мы не просто у музейных работников проверяем, мы привлекаем к экспертизе людей из Академии наук».
По его словам, все экспонаты выведены из боевого состояния и считаются гражданским оружием, то есть стрелять уже не смогут. Хотелось бы считать это главной целью Игоря Алтушкина. Увы, вывести из строя все оружие в мире миллиардер не сможет.