Пятеро миллиардеров на один стартап: почему Билл Гейтс инвестировал в «Uber для грузовиков»
Основатель Microsoft Билл Гейтс (№1 в глобальном списке Forbes, состояние $86 млрд) и основатель InterActive Corp. Барри Диллер (№717 в глобальном списке Forbes, состояние $2,8 млрд) инвестировали в сервис для грузоперевозок Convoy Inc., который может составить конкуренцию Uber Technologies, сообщает Bloomberg.
Convoy Inc., который был создан в 2015 году в Сиэтле, уже привлек $80 млн инвестиций. Гейтс и Диллер присоединились к команде миллиардеров, которые ранее инвестировали в Convoy. Это основатель Amazon Джефф Безос (№3 в глобальном списке Forbes, состояние $88,2 млрд), гендиректор Salesforce.com Марк Бениофф (№441 в глобальном списке Forbes, состояние $3,2 млрд) и сооснователь инвестфонда KKR Генри Кравис (№324 в глобальном списке Forbes, состояние $5 млрд). По словам главы компании, всего в ходе последнего раунда компания привлекла от инвесторов $62 млн.
Convoy Inc. разрабатывает программное обеспечение, работающее по принципу «Uber для грузовиков». С помощью сервиса пользователь ищет на карте ближайших дальнобойщиков, готовых перевезти заказ. Привлеченные инвестиции стартап планирует потратить на расширение географии сервиса (изначально Convoy работал только в штате Вашингтон, сегодня — еще в нескольких регионах) и разработку программного обеспечения. Сервис возглавляет Дэн Льюис, бывший топ-менеджер Amazon, основанной Безосом.
Стартап конкурирует с компанией Uber Technologies, которая в этом году выпустила приложение для грузоперевозок Uber Freight. Отличие Convoy в том, что он сосредоточен на локальных перевозках, в то время как дальнобойщики Uber готовы перевозить грузы на дальние расстояния. Льюис отмечает, что надеется воспользоваться моментом, пока Uber занята скандалами и уходом гендиректора Трэвиса Каланика (№226 в глобальном списке Forbes, состояние $6,3 млрд).
Объем рынка автомобильных грузоперевозок в США составляет около $800 млрд. По словам Льюиса, в 30% случаев дальнобойщики ездят без груза и его приложение позволит повысить эффективность перевозок, сократить издержки и уменьшить вредное воздействие грузовиков на окружающую среду.
По мнению президента Sistema Venture Capital Алексея Каткова, интерес к этой компании и вообще к маркетплейсам для грузоперевозок связан с тем, что инвесторы воодушевились проблемами Uber, ведь его ослабление дает шанс преуспеть конкурентам. Но объем инвестиций, привлеченных Convoy, невелик: опыт того же Uber показывает, что для создания — а потом удержания — нового рынка нужен совершенно другой порядок цифр. Интерес Билла Гейтса к этому проекту, возможно, связан с рынком беспилотных автомобилей, считает Катков. «Если Convoy удастся преуспеть, то эта компания может стать точкой входа в рынок беспилотных грузовиков», — убежден эксперт. Эта ниша для инвесторов интереснее, чем автономные легковые автомобили, так как там очевиднее потребности рынка, понятна бизнес-модель и нет рисков, связанных с пассажирскими перевозками, поясняет он.
С ним солидарен управляющий партнер Carmoney Эдуард Гуринович: «Тема беспилотных автомобилей сейчас очень интересна для многих инвесторов». В отличие от классического Uber для пассажиров беспилотные грузовики (а именно к беспилотным машинам в конце концов, по мнению эксперта, придут все агрегаторы) значительно проще внедрять, так как в этом случае отсутствует психологический страх со стороны пассажиров. Собеседник Forbes подчеркнул, что, если всех дальнобойщиков заменить автопилотами, это позволит работать автомобилям не 8 часов в сутки, а 24 часа 7 дней в неделю и без зарплаты.
«Интерес к Convoy — это пример того, что основными новыми рынками в венчуре станут крупные традиционные отрасли, где стартапы могут дать масштабный эффект в экономии ресурсов и росте качества сервисов. Convoy — это яркая история очень сильного синдиката инвесторов, который может много дать для ускорения роста компании», — добавляет инвестиционный директор венчурного фонда Maxfield Capital Алексей Тукнов. Опытные венчурные фонды именно так подходят к формированию раундов, собирая такой состав соинвесторов, который может максимально ускорить развитие компании за счет выходов на ключевые группы клиентов, экспертизы и доступа к другим ресурсам, подчеркивает он.
Основатель Deliver Данил Рудаков также считает, что все больше профессиональных инвесторов верят в digital-революцию в транспорте. «И суммы, которые уже сегодня компании готовы инвестировать в стартапы в сфере транспорта, говорят о том, что это направление перспективное и востребованное. Если ранее подобные финансовые вливания доставались отраслям, более динамично реагирующим на технологии, то сегодня уже очевидно, что ИТ приходит в логистику», — поясняет он. Уже в ближайшее время грузоперевозки подвергнутся такой же трансформации, как в свое время сфера такси, с одной только разницей: рынок грузоперевозок в своем объеме сильно больше, чем рынок такси, а значит, и революция в нем принесет сильно больше пользы пользователям и инвесторам, заключает эксперт.