К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Серийные яхтовладельцы: как растут амбиции и лодки миллиардеров

Серийные яхтовладельцы: как растут амбиции и лодки миллиардеров
Двое российских миллиардеров готовятся обзавестись очередными лодками длиной свыше ста метров.

С 2000 по 2008 год нефть выросла с $30 до $140 за баррель, и россияне стали законодателями мод в мире больших лодок. Первым позволил себе тратить сотни миллионов на новые лодки Роман Абрамович, который потом обновлял свой флот каждые пару лет. Первой его яхтой длиной более 100 м стала Le Grand Bleu (113 м), он купил ее в 2001 году за $100 млн.

Скоро более 10 россиян будут владельцами яхт длиннее 100 м: это и новая Dilbar Алишера Усманова (156 м, оценка — $600 млн), и яхта Андрея Мельниченко Sailing yacht А (142,8 м, оценка — $400 млн), и 100-метровый Blade владельца ТМК Дмитрия Пумпянского (оценка от €100 млн). В ближайшие годы лодки длиной свыше ста метров могут получить Алексей Мордашов и Дмитрий Рыболовлев.

Для всех этих миллиардеров эти яхты — не первые. Как эволюционировали лодки богатейших людей России — в нашей галерее.

 

Читать также: Заплыв на 200 метров. Как россияне стали законодателями мод на рынке больших яхт

Роман Абрамович и Eclipse
DPA·TASS

Роман Абрамович и Eclipse

Лодки: Eclipse — 162 м, Pelorus — 115 м, Luna — 115 м, Le Grand Blue — 113 м, Ecstasea — 86 м и Sussurro — 50 м.

История: любовь Абрамовича к яхтам передалась от его старого приятеля Бориса Березовского.  Миллиардеры пытались соревноваться в длине лодок, но спор завершился после продажи Абрамовичем за $13 млрд 70% акций «Сибнефти» «Газпром нефти». Финансовое положение Абрамовича стало несопоставимым. Бизнесмен позволил себе тратить сотни миллионов на новые лодки и обновлял свой флот каждые пару лет. Первой его яхтой длиной более 100 м стала Le Grand Bleu (113 м), он купил ее в 2001 году за $100 млн (а в 2006 году подарил своему партнеру Евгению Швидлеру).

Затем Абрамович провел серию сделок. В 2002 году он купил скоростную Sussurro (50 м) от верфи Feadship, которая развивала скорость до 46 узлов. В 2004 году он за $129 млн получил 115-метровую Pelorus, построенную на одной из самых дорогих верфей Lurssen. Березовский ответил Абрамовичу лодкой Radiant (110 м), но из-за долгов ее пришлось продать за €240 млн. На этом их яхтенное противостояние завершилось. Березовский остался с купленной в 1998-м скромной Thunder B (50 м). Абрамович же только входил во вкус: в 2010-м приобрел экспедиционную яхту Luna (перепродана миллиардеру Фархаду Ахмедову) и за $300 млн купил жемчужину нынешней флотилии — 162-метровую Eclipse. Тогда эта лодка была самой длинной в мире, сейчас ее опережает Azzam (180 м) семьи президента ОАЭ Халифы бен Зайда Аль Нахайяна.

Деталь: после развода Абрамович отдал Pelorus бывшей жене Ирине. Она перепродала яхту за $300 млн сооснователю DreamWorks Дэвиду Геффену.

Алишер Усманов и Dilbar
Getty Images

Алишер Усманов и Dilbar

Лодки: Dilbar — 156 м, Ona — 110 м, Natita — 66 м.

История: первая лодка Алишера Усманова Natita была построена в 2005 году в Нидерландах на известной верфи Oceanco. Ее длина составляет 66 метров, ширина — 12. На судне размещалось 12 человек, которые могли занять шесть кают. Лодка, которую можно назвать крошкой, имела первоначальное имя Dilbar. Ее название выбрано неслучайно: так звали мать Алишера Усманова.

С ростом богатства Усманов за €200 млн построил плавучий дом попросторнее — длина лодки составила 110 метров (сейчас эта лодка называется Ona).

Но нынешней жемчужиной флота владельца USM Holding стала 156-метровая лодка Dilbar. Ее стоимость оценивалась в $600 млн и она уже собрала множество кубков и премий яхтенных выставок, чем, вероятно, радует своего владельца. В августе 2016 года Усманов принимал на лодке своих гостей на итальянской Сардинии.

Деталь: Усманов, вероятно, приобрел причал длиной 160 метров для своей яхты в барселонском OneOcean Port Vell (его строительство финансировали структуры Вагита Алекперова) за сумму примерно в €15-20 млн, указывали эксперты для Forbes.

Андрей Мельниченко и A
AFP·East News

Андрей Мельниченко и A

Лодки: Sailing Yacht A — 142 м, Motor Yacht A — 119 м

История: лодки Мельниченко запомнились прежде всего оригинальным дизайном — первая напоминающая форму подводной лодки, а вторая — парусное судно. Motor Yacht A  была построена компанией Blohm + Voss и спущена на воду в 2008 году. Над дизайном двух яхт Мельниченко работал французский дизайнер Филипп Старк. Яхты напичканы всеми необходимыми приспособлениями для полноценной жизни миллиардера.

Например, в люкс-каюте Motor Yacht A Мельниченко находится вращающаяся кровать, которая помогает владельцу удобно любоваться закатом или восходом солнца, а в самих апартаментах можно разместить до 14 гостей (240 кв. м). На лодках Мельниченко есть вертолетные площадки и бассейны. На «первую A» Мельниченко потратил более $320 млн, новая лодка - Sailing Yacht A оценивалась в сумму €400 млн. Она была передана владельцу в начале мая в Монако проектной командой под руководством Дика Клостермана после прохождения морских испытаний на верфи Навантия в южной Испании и финального тестирования в Гибралтаре.

Sailing Yacht A имеет шесть палуб, а высота ее мачт превышает высоту Биг-Бена – более 100 метров. Судно способно развивать скорость больше 20 узлов в час без использования паруса (на ней установлены дизельные и электрические двигатели).

Деталь: передача Sailing Yacht A немецкой верфью Nobiskrug  Мельниченко прошла скандально. Верфь наложила арест на находящееся в Гибралтаре судно. По иску верфи, компания-владелец Valla Yachts выплатила €9,8 млн. Общая сумма требований Nobiskrug составляла €15,3 млн.

Дмитрий Пумпянский и Axioma
DR

Дмитрий Пумпянский и Axioma

Лодки: Project Blade — 100 м,  Axioma — 72 м, Axioma — 42 м.

История: в отличие от других миллиардеров основной акционер Трубной металлургической компании (ТМК) экономит на строительстве лодок. Его Project Blade будет построен на Dunya Yachts в Турции к 2020 году, где упали цены на строительство яхт. Эта яхта станет для Пумпянского третьей. В феврале 2013 года таже турецкая верфь спустила на воду нынешнюю яхту Пумпянского — Axioma длинной 72 м. Он купил ее в 2013 году также на Monaco Yacht Show за €62,5 млн. Через месяц после покупки Пумпянский продавал свою первую лодку Axioma (42 м) за €12,5 млн.

Деталь: Пумпянский не стесняется зарабатывать на аренде. Axioma — одна из самых популярных яхт для чартера (арендная плата составляет от €490 000 до €580 000 в неделю) и принесла ему за первый год $7 млн.

Дмитрий Рыболовлев и Anna
DR

Дмитрий Рыболовлев и Anna

Лодки: Project — 100 м, Anna — 67 м.

История: считается, что первая яхта Рыболовлева названа в честь дочери — Анны, для которой он недавно купил семейный остров Онассисов в Греции за $100 млн. Лодка была предметом разбирательства по разделу имущества между Рыболовлевым и его бывшей женой. В 2007 году это была крупнейшая яхта для верфи Feadship, а в 2009 году на Anna был произведен рефит (модернизация). На палубе шесть кают для 12 гостей, девять — для 18 членов экипажа. На лодке есть вертолетная площадка с дозаправкой, бортовой гараж с устройством спуска тендера на воду, выдвигающаяся для купания кормовая платформа, специальная система регулирования и управления внешней подсветкой яхты и интерьера.

Теперь бизнесмен планирует построить новую яхту, ее длина составит около 100 метров.

Деталь: на круизной скорости 12-14 узлов (около 26 км/ч) Anna может автономно пройти 6000 морских миль.

Михаил Прохоров и Palladium
DR

Михаил Прохоров и Palladium

Лодки: Palladium — 96 м, Solemar — 62 м

История: у Михаила Прохорова относительно старая яхта Palladium, которая была построена в 2010 году. Внешность и внутреннее убранство этого судна также были созданы Michael Leach Design, в 2010 году она получила премию World Yachts Trophies в категории «Дизайн». Palladium имеет 8 кают и может принять на борту 16 гостей.

И миллиардер в прошлом году избавился от 62-метровой лодки Solemar. За нее миллиардер мог получить $27,5 млн. Бизнесмен действительно продал это судно, подтвердил Forbes человек из окружения миллиардера. Solemar была построена на голландской верфи Amels в 2003 году и реконструирована в 2011 году. Экстерьер и интерьер судна создало дизайн-бюро Michael Leach Design. Она может вместить до 12 гостей, для которых предусмотрено шесть кают. На борту также есть танцплощадка, бассейн, джакузи, открытый кинотеатр и полностью оборудованный спортзал.

Деталь: яхта Solemar может пройти без дозаправки 8300 км.

Владимир Потанин и Nirvana
DR

Владимир Потанин и Nirvana

Лодки: Nirvana — 88,5 м, Anastasia — 75,5 м.

История: Nirvana — это продукт совместных усилий ее владельца, верфи и дизайнера Сэма Сорджованни, который разработал стиль и внешний образ, а также дизайн интерьера. Nirvana, самая большая из спущенных на воду яхт новой серии голландской верфи Oceanco, была построена в 2012 году. Большинство яхтенных рейтингов приписывают ее Владимиру Потанину. Аргументов добавляет тот факт, что она как две капли воды похожа на еще одну яхту миллиардера Anastasia, построенную на той же верфи в 2008 году. Про Nirvana упоминала и бывшая супруга Потанина Наталья в разговоре с журналом Tatler, писавшим, что с юридической точки зрения лодкой, назвать которую изначально планировалось «Наталией», бизнесмен не владеет (как и «Анастасией»).

Однако об Anastasia (75,5 м)  знали все, а вот о Nirvana как о второй яхте Потанина заговорили лишь на выставке в Монако в 2013 году. Сообщение, что и вторая яхта, якобы принадлежащая Потанину, выставлена на продажу за €230 млн, стало одним из самых обсуждаемых в кулуарах выставки в Монако. К концу 2014 года цена за Nirvana упала до €199 млн, но покупатель пока так и не нашелся, как и на «Анастасию» (ее цена $110 млн).

У Nirvana всего шесть кают, каюта владельца занимает больше половины верхней палубы. Огромный салон, 3D-кинотеатр, бары, террасы и ресторан с видом на море, полностью оборудованный тренажерный зал и спа, а также террариум с экзотическими рептилиями, бассейн длиной 7,5 м и глубиной 1,4 м — один из самых больших бассейнов. Максимальная скорость яхты — 20 узлов (чуть меньше 38 км/ч). При средней скорости 14 узлов Nirvana способна пройти более 5000 морских миль без дозаправки.

Деталь: стоимость недели аренды Nirvana — €900 000.

Александр Джапаридзе и Here Comes the Sun
DR

Александр Джапаридзе и Here Comes the Sun

Лодки: Here Comes the Sun  - 83 м, Imagine — 65,7 м, Let It Be — 47 м, Let It Be — 37 м.

История: совладелец Eurasia Drilling Company купил уже четыре яхты, которые называет в честь песен The Beatles или ее участников. На последнюю лодку Here comes the Sun, по мнению экспертов, он мог потратить €80 млн. Here comes the Sun была построена на голландской верфи Amels в июне этого года. Here comes the Sun в прошлом году проходила ходовые испытания, а владелец должен был  получить ее к концу прошлого года.

Предыдущая лодка совладельца Eurasia Drilling Company была названа в честь песни сооснователя The Beatles Джона Леннона, — Imagine. Она была построена в 2011 году на голландской верфи Amels. Длина лодки была рекордной для этой верфи — 65,7 метра. На ней был спа-бассейн с баром, две VIP-каюты с окнами во всю стену и специальное место для размещения двух небольших моторных лодок (тендеров) и четырех гидроциклов. В середине 2015 года Джапаридзе продал Imagine (переименована в Infinite Shades). Она была выставлена по цене €69,95 млн. Ее можно было взять в аренду по цене €530 000 в неделю.

Деталь: в 2005 году Джапаридзе получил тридцатисемиметровую лодку Let it be (серия 3700) с верфи Heesen yacht, которая теперь принадлежит другу Вагиту Алекперову. Эта верфь специализируется на скоростных алюминиевых лодках. Например, скорость Let it be могла достигать 32 узлов. В 2006 году Джапаридзе, видимо, был недоволен размерами лодки и решил их увеличить. Для этого он заказал на той же Heesen еще одну лодку с названием Let it be (серия 4700), но на десять метров длиннее. Уже в 2010 году Джапаридзе продал лодку, она выставлялась по цене €24,7 млн.

Вагит Алекперов и Galactica Supernova
DR

Вагит Алекперов и Galactica Supernova

Лодки: Galactica Supernova  - 70 м, Galactica — 50 м.

История: первая Galactica была спущена на воду в 2009 году и тогда была флагманской яхтой голландских верфей Heesen Yachts. За год до этого компания по производству лодок была выкуплена Алекперовым у ее основателя Франса Хисена за €100 млн. Heesen занимается строительством скоростных яхт с 1978 года в городе Осс (Нидерланды) и является одним из мировых лидеров в этой области. Особенностями проектов Heesen Yachts является то, что компания не строит яхты менее 30 метров, в качестве материала корпуса используется алюминий, за счет чего достигается быстроходность (максимальная скорость Galactica 26 узлов), а клиенты выбирают индивидуальный дизайн.

Galactica до весны прошлого года была основной яхтой Алекперова. В марте 2016 года на воду была спущена новая яхта — 70-метровая Galactica Super Nova (первоначальное название — «Project Комета»). Эта лодка, как и первая на момент постройки, является самой крупной от Heesen, но входит лишь в топ-200 самых длинных судов мира. Но главное преимущество яхты в другом — она одна из самых быстрых в своем классе и за счет третьего двигателя может разгоняться до 30 узлов.

У Galactica Super Nova шесть кают на двенадцать человек, ее дизайном занималось специализированное архитектурное бюро Espen Oeino International. Отличительной чертой Galactica Super Nova является стеклянный лифт, соединяющий все палубы судна, и хрустальная лестница. На лодке есть площадка для посадки вертолетов, водопад, джакузи и бассейн объемом 13 500 л, дно которого пропускает солнечный свет. За счет этого создается естественное освещение в расположенной ниже комнате. Яхта укомплектована всей необходимой утварью: серебряная посуда и изделия известных марок Hermès, Puiforcat и Robbe & Berking.

Деталь: в ожидании новой лодки Galactica Super Nova основной владелец «Лукойла» Вагит Алекперов со скидкой продал свою старую яхту Galactica. После продажи яхта была переименована новым владельцем в Red Sapphire. Лодка была выставлена на продажу в марте 2015 года за €21 млн, но продана за €19,5 млн в феврале 2016 года после снижения цены.

Игорь Макаров и Areti
DR

Игорь Макаров и Areti

Лодки: Areti - 85 м, Areti — 60 м, Areti  - 38,6 м.

История: владелец компании «Арети» миллиардер Игорь Макаров недавно обзавелся новой яхтой. Ею стала 85-метровая лодка Areti, которая покинула верфь, а ранее называлась проект Sasha. Ранее у Макарова уже были три лодки с таким же именем. Две одинаковые 38-метровые яхты Areti: одна курсировала в Средиземноморье, а другая — в США. Позже 60-метровая лодка Trinity была переименована в Areti.

Вскоре начнутся ходовые испытания 85-метровой Areti, а к концу года владелец получит свою яхту. Лодка была выпущена на одной из самых дорогих верфей мира — Lürssen. По словам основателя Yachtharbour Дмитрия Семенихина, длина лодки — самый популярный размер на верфи в последние годы.

У Areti есть большой апартамент-люкс и восемь дополнительных гостевых апартаментов, которые могут вместить 18 человек. Владелец может воспользоваться спа-центром с сауной, хаммамом, джакузи и бассейном, который находится рядом с beach club. Лодка войдет в топ-200 крупнейших яхт мира, но до лидеров ей пока далеко.

Деталь: в декабре 2015 года Areti (60 м) была продана за $45 млн и получила название Mia Elise II.

Виктор Рашников и Ocean Victory
AP·East News

Виктор Рашников и Ocean Victory

Лодки: Ocean Victory 140 м, Ocean Victory (теперь Ebony Shine) 76 м.

История:  первая яхта Рашникова Ocean Victory (76 м) была выпущена на верфи Feadship в 2009 году. Она была выставлена на продажу в июле 2013 года (в преддверии сдачи новой 140-метровой лодки для владельца ММК). На ней есть кинотеатр, турецкая баня и вертолетная площадка. В 2014 году клан президента Экваториальной Гвинеи Обианги заплатил Рашникову за эту лодку $120 млн. После продажи, яхта была переименована в Ebony Shine (Черное сияние).

Нынешняя 140-метровая яхта Виктора Рашникова имеет семь палуб, шесть бассейнов длиной до 8 м, вертолетная площадка, beach club, спа площадью более 300 кв. м, системы автоматизации последнего поколения и лифт, соединяющий все палубы. Гараж спроектирован таким образом, что 14-метровый тендер швартуется с воды — эдакий внутренний затопляемый док с системой подъема тендера и осушения. Большое внимание уделено экологии: проектировщик позаботился о сокращении вредных выбросов до минимума.

Контракт на строительство яхты был подписан в конце 2009 года, она была передана владельцу итальянской верфью Fincantieri в декабре 2014-го. В 2016 году другой российский миллиардер Юрий Шефлер подал иск на €20,9 млн к итальянской верфи Fincantieri, построившей в 2011 году его 134-метровую яхту Serene, обвиняя итальянцев в том, что они использовали дизайн его яхты при создании 140-метровой яхты Ocean Victory.

Деталь:  бывшая лодка Рашникова Ocean Victory (76 м) 2 декабря была арестована в Нидерландах по запросу прокурора Женевы. Причиной ареста оказалось расследование отмывания денег в отношении покупателей этих яхт из клана бессменного президента Экваториальной Гвинеи Обианга Нгема Мбасого, которого считают одним из самых коррумпированных в Африке. 18 октября 2016 года в Швейцарии было открыто предварительное следствие по делу, фигурантом которого является сын президента.

Сулейман Керимов и Ice
DR

Сулейман Керимов и Ice

Лодки: Ice — 90 м, Millenium - 36,8 м.

История: Яхта Ice была построена на знаменитой верфи Lurssen в 2005 году по заказу итальянского «конфетного короля» Августо Перфетти (первое ее название — Air). А затем куплена Керимовым. Она имеет весь положенный джентельменский набор: площадку для вертолета, большой плавательный бассейн и джакузи. Ice может взять на борт 14 гостей и 27 членов экипажа. Ее максимальная скорость - 18 узлов.  Яхта Ice (90 м) могла быть задержана в ноябре на Гибралтаре (по данным геосервисов, она находится в марине порта Танжер в Марокко).

Причиной ареста оказалось расследование отмывания денег в отношении покупателя яхты из клана бессменного президента Экваториальной Гвинеи Обианга Нгема Мбасого, которого считают одним из самых коррумпированных в Африке. 18 октября 2016 года в Швейцарии было открыто предварительное следствие по делу, фигурантом которого является сын президента. Она была куплены у Керимова в 2015 году. Ее ориентировочная стоимость — $150-170 млн. Техническое обслуживание судна и его персонал обходятся в $800 000 в месяц (не включая топливо).

Еще одна яхта Керимова -Millenium, относится к классу быстроходных лодок и была изготовлена на верфи Heesen Вагита Алекперова.

Деталь: летом 2012 года яхта выступила в необычной роли — в качестве спасательного судна. Ее экипаж принял сигнал бедствия от небольшого прогулочного судна недалеко от побережья Мексики. 9 дайверов вышли на нем в открытое море, чтобы понырять у коралловых рифов возле острова Косумель. Но их судно дало течь и вскоре пошло ко дну. Благо поблизости оказалась яхта Icе, которая в итоге и спасла неудачливых дайверов.

Алексей Мордашов и Lady M
DR

Алексей Мордашов и Lady M

Лодки: Project (свыше 100 м), Lady M (65 м).

История: Алексей Мордашов на настоящий момент владеет яхтой Lady M. Она не входит в список самых дорогих яхт в мире, но тем не менее ее владельцу есть чем гордиться. Он владеет самой дорогой алюминиевой яхтой PalmerJohnson, построенной в США. На Lady M роскошные условия для 12 гостей в 6 каютах. На борту также есть семиметровый бассейн и вертолетная площадка. При максимальной скорости 28 узлов (около 50 км/ч) лодка  способна пересечь Атлантический океан за 8 дней.

Сейчас, по данным источника Forbes, Алексей Мордашов строит себе яхту длиной больше 100 метров.

Деталь: нос яхты Алексея Мордашова украшает металлическая фигура полутораметрового могучего ягуара.

Олег Дерипаска и Queen K
DR

Олег Дерипаска и Queen K

Лодки: Queen K (73 м), Селенга (50 м).

История: Олег Дерипаска многократно назывался владельцем 73-метровой лодки Queen K, которая была изготовлена на верфи Lürssen (Германия) в 2004 году. Бизнесмен получил ее в 2007 году после реконструкции, также лодка сменила свое первоначальное название с Queen M на Queen K. Также она был перекрашена из белого в стальной цвет. Ее максимальная скорость - 18 узлов. Рассказывая в 2012 году о своей поездке на яхту, сопредседатель британских консерваторов лорд Фельдман оценил ее в £70 млн. Тоннаж Queen K - 2157 тонн, запас хода 5000 миль, у нее два дизельных двигателя мощностью 3152 л. с. каждый. Экипаж лодки состоит из 21 человека. Дизайн интерьера был выполнен Дональдом Старки. Яхта может принять 18 гостей, она имеет 9 кают класса люкс.

В прошлом году портал Life сообщил о владении владельцем «Русала» яхтой «Селенга» (50 м, стоимость 1 млрд рублей). Это самая большая яхту, которую когда-либо использовали на озерах. «Селенга» должна была совершать походы по Байкалу. Дизайном яхты занялся российский специалист Игорь Лобанов. По левому борту — шикарная двуспальная кровать. По правому — комната для йоги. Здесь же есть массажный кабинет и туалет с «умным» унитазом. Он способен мгновенно производить анализ количества сахара в моче пользователя и анализировать его рацион. Только один этот пункт в смете обошелся заказчику примерно в 500 000 рублей.

Деталь: компания «Байкал яхт-клуб», которая участвовала в строительстве лодки, не заплатила судоверфи. В результате в какой-то момент более сотни рабочих остались без зарплаты. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+