Обвинения: мошенничество в крупном размере, уклонение от уплаты налогов, хищения и др. Отсидел 10 лет, досрочно освобожден (помилован президентом РФ), но своей вины так и не признал.
Место жительства: получил вид на жительство в Швейцарии в кантоне Санкт-Галлен, где арендовал виллу за 11500 франков в месяц. Выбор связан с местом учебы детей. По утверждению английских риелторов, в начале 2015 года подыскивал дом в пригороде Лондона (стоимостью до 10 млн фунтов).
Ограничения на перемещения: не посещает Россию (с Ходорковского не сняты налоговые претензии на сумму 17,4 млрд рублей).
Активы: бизнес в сфере недвижимости в США (совместно с другими бывшими акционерами ЮКОСа). Вместе с Брудно, Дубовым и Лебедевым инвестирует через компанию Quadrum Global (ее активы в конце 2014 года составляли около $2 млрд). Контрольный пакет Group MENATEP еще в 2004 году переписал на Леонида Невзлина.
Чем занимается: выйдя на свободу, Ходорковский «перезапустил» основанный в 2001 году проект «Открытая Россия», но теперь он больше посвящен политике и правозащитной деятельности (ранее занимался благотворительными и образовательными проектами). Текущий бюджет фонда Ходорковский не раскрывает, в начале 2000-х он составлял порядка $200 млн.
Через два месяца после ареста Ходорковского, в декабре 2003 года, в Англии был создан благотворительный фонд Khodorkovsky Foundation на $500 млн. Средства расходовались на помощь бывшим менеджерам ЮКОСа, оказавшимся в сложных ситуациях. Ходорковский по-прежнему помогает им в экстренных случаях, связанных с уголовными преследованиями российскими властями или проблемами со здоровьем.
Подконтрольный Ходорковскому Corbiere Trust (Гернси) за последние пять лет потратил в США более $1 млн на лоббирование вопросов соблюдения прав человека и верховенства закона в РФ. Ходорковский пользовался услугами лоббистской фирмы Orion Strategies (среди ее клиентов сенаторы Джон Маккейн, финансист Джордж Сорос и экс-губернатор Аляски Сара Пейлин).
31 июля 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить экс-акционерам ЮКОСа компенсацию в размере €1,86 млрд и €300 000 судебных издержек. По словам бывшего главного юриста ЮКОСа Дмитрия Гололобова, несмотря на внушительность суммы, это «всего лишь переплаченный штраф и излишний исполнительский сбор, полученный судебными приставами».