Терренс Один, профессор финансов бизнес-школы Хааса при Калифорнийском университете в Беркли, посвятил свою научную карьеру изучению одного конкретного типа инвесторов: тех, кто слишком самоуверен, близорук и скорее купит акции в самый неудачный момент, чем сделает вложение, которое окупится в долгосрочной перспективе. Другими словами, Один исследует типичного инвестора.
«Большинство ошибок, которые допускают инвесторы, вызваны непониманием человеческой природы», — уверен Один. Работы Одина, исследующие поведение инвесторов, относятся к бурно развивающейся области поведенческих финансов, которая в последние три десятилетия соединила элементы неврологии, психологии и экономики. Исследования показали, что вопреки постулатам классической экономической теории частные инвесторы совершенно не являются рациональными людьми, стремящимися к извлечению максимальной прибыли. Их, скорее, можно назвать главными врагами своего успеха.
Терренсу Одину, 60-летнему профессору, и самому не чужды поведенческие странности. В начале 1970-х он был хиппи, вылетел из колледжа Карлтон за полгода до получения диплома и следующие 15 лет болтался по разным работам от водителя такси до программиста. Женившись, он столкнулся с необходимостью платить по ипотеке и в 37 лет поступил в Калифорнийский университет в Беркли, чтобы продолжить образование. Он выбрал в качестве специальности статистику. Ближе к концу обучения Один собирался заняться психологией в магистратуре, но профессор Дэниел Канеман, будущий нобелевский лауреат по экономике, убедил его поступить в аспирантуру по финансам, чтобы изучать поведение инвесторов.
Один говорит, что ему не пришлось далеко ходить за примерами плохих инвесторов, достаточно было посмотреть на себя. На сайте Одина висит его фотография. Если провести по ней курсором мыши, профессор превращается в подмигивающего хиппи. Прежде чем он начал изучать финансы, у него был небольшой брокерский счет для торговли акциями. При игре на бирже он обычно руководствовался советами брокера и двухсекундным анализом ситуации. Когда многие из его акций стремительно падали, Один все равно продолжал их держать, чтобы не признавать поражения.
«Теперь я рад, что так себя вел, потому что собственный биржевой опыт стал своего рода лабораторным экспериментом для моих будущих исследований, — говорит Один. — Когда я решил заняться изучением инвесторов, я постоянно задавался вопросом, а как бы я поступил в такой ситуации».
Вот главные ошибки инвесторов, выявленные Одином после многолетних исследований.
Излишняя самоуверенность
Люди от природы ожидают успеха и оценивают себя выше среднего уровня. Профессор любит открывать на это глаза своим студентам MBA, для этого он просит их оценить свои водительские навыки. Они почти единодушно отвечают: «Выше среднего». Одной из немногих студенток, которая оценила себя всего лишь как среднего водителя, на самом деле грозило лишение водительских прав за три ДТП, устроенных за последний год.
Излишняя самоуверенность — свойство всех инвесторов, особенно мужчин, показало исследование, проведенное Одином совместно с профессором Брэдом Барбером из Калифорнийского университета в Дэвисе. Изучив биржевое поведение 35 000 домохозяйств в течение пяти лет, они обнаружили, что уверенность одиноких мужчин в своей способности переиграть рынок побуждала их совершать операции на 67% чаще незамужних женщин. Результат этой активности был отрицательным. Один и Барбер выяснили, что результаты мужчин были на 1,4% в год хуже результатов женщин.
Слишком активная торговля
Профессор финансов из Принстонского университета Бертон Мэлкиел высказал мнение, что попытки инвесторов переиграть эффективный рынок, на котором вся значимая информация отражается в ценах на бумаги, — это мартышкин труд. Один согласен, что стремление переиграть рынок — это проигрышная для мелких инвесторов стратегия, но по другой причине. Он считает, что правила игры установлены в пользу крупных институциональных инвесторов.
Исследовав все операции, совершенные на Тайваньской фондовой бирже за четыре года, Один подсчитал, что комиссии, налоги и несвоевременное совершение операций вытянули из карманов частных инвесторов за это время в общей сложности $32 млрд. (Общая рыночная стоимость бумаг, торгуемых на этой бирже, составляет $660 млрд.) Победителями в этой игре стали средние и институциональные инвесторы. Даже когда частные инвесторы считают, что они в курсе ситуации, они часто не подозревают, что происходит за кулисами. У крупных инвесторов своя игра, утверждает Один.
«Когда индивидуальный инвестор играет против ребят из Goldman Sachs, было бы наивным считать, что он превосходит противника в информированности, — говорит он. — Это все равно что решиться сыграть один на один против профессионального баскетболиста. Проигрыш предопределен».
Следование за толпой
Как дети, которые дерутся за одну игрушку, инвесторы часто реагируют на то, что другие хотят купить ту или иную бумагу. Один пришел к выводу, что частные инвесторы в большинстве случаев покупают и продают лишь 10% акций, которые упоминаются в новостях, и не обращают внимания на остальные 90%.
При покупке акций вследствие их популярности, а не фундаментальной стоимости бумаги часто бывают переоценены и зависят от перемен настроения инвесторов. На следующий день после того, как какая-то акция оказывается в числе лидеров роста, две трети операций, совершаемых частными инвесторами, — это покупки (институциональные инвесторы, напротив, как правило, ждут для покупки снижения цены и объема сделок). В течение месяца после этого разогретые акции отстают от рынка в среднем на 1,6 процентного пункта, как показало исследование Одина в 2006 году. В большинстве случаев акции, которые инвестор продает, показывают лучший результат по сравнению с теми, что он покупает.
Упрямство
Умные инвесторы продают падающие акции, чтобы показать убытки, зачесть их в счет прибыли и таким образом снизить налоги. Хотя это логично, лишь немногие инвесторы готовы признать поражение. Таков был вывод Одина после анализа 10 000 брокерских счетов за три года. Оказалось, что инвесторы более охотно продают выросшие акции, что оборачивается для них налогом на прирост капитала, чем продают упавшие, чтобы избежать налога.
Этим негативные последствия не ограничиваются. Такое поведение не только влечет за собой увеличение налогового бремени. Один показал, что на следующий год после продажи выросших акций они росли в среднем на 3,4 процентных пункта больше, чем упавшие акции, которые инвесторы сохранили в своем портфеле.
Какой из всего этого вывод? Если вы считаете, что играете на бирже лучше среднего инвестора, продолжайте в том же духе. Но, скорее всего, вы дурачите себя. Лучше вложиться в индексный фонд и сосредоточить силы на совершенствовании навыков вождения автомобиля.