Российский союз автостраховщиков (РСА) 10 декабря направил в Минфин свои официальные предложения по новым тарифам на ОСАГО. Базовую ставку для легковых автомобилей граждан РСА предлагает повысить с 1980 до 2605 рублей — на 31,6%. При этом будут увеличены и выплаты по ущербу здоровью и имуществу.
Базовые тарифы на ОСАГО не пересматривались почти семь лет — с 2003 года, когда был введена обязательная автогражданка. Страховщики, впрочем, умудрялись увеличивать сборы с помощью изменений различных коэффициентов, на которые для расчета стоимости полисов умножается базовая ставка. В последний раз коэффициенты были серьезно пересмотрены в марте этого года. Это должно было повысить сборы по ОСАГО на 10%. В 2008 году страховщики собрали по ОСАГО 80 млрд рублей.
Теперь дело дошло и до базовых тарифов. Если предложения страховщиков будут одобрены, полисы подорожают не только для автолюбителей, но и для перевозчиков. Вырастет базовая ставка по страхованию ответственности владельцев троллейбусов (на 302% , до 6524 рублей), такси (на 220%, до 9474 рублей) и трамваев (на 189%, до 2922 рублей).
По расчетам РСА, подешевеют полисы для владельцев мотоциклов (на 54%, базовая ставка снизится до 564 рублей). Дешевле на 24% полис ОСАГО может оказаться для легковых автомобилей, находящихся в собственности компаний. Для них базовый тариф снижается с 2375 рублей до 1814 рублей. Но итоговая стоимость полиса на те же авто для организаций не станет дешевле, чем для граждан. При расчете стоимости ОСАГО и те и другие применяют коэффициент, зависящий от ограничений на число водителей за рулем. Частники обычно ограничивают число лиц, допущенных к управлению, и получают коэффициент 1. Для предприятий он всегда равен 1,7 .
Например, владелец BMW 320i мощностью 150 л.с., проживающий в Москве, сегодня платит за ОСАГО 5544 рубля в первый год страхования (юрлица в Москве — 11305 рублей). Если предложения страховщиков будут приняты, цена такого полиса для гражданина вырастет до 7294 рублей (для компаний — снизится до 8634 рублей).
Предложения по повышению тарифов со стороны страховщиков — реакция на предложения Минфина об увеличении лимитов выплат по ОСАГО, сделанные еще летом этого года. Тогда Минфин предлагал поднять размер выплат за причинение вреда жизни и здоровью больше чем в три раза, со 160 000 до 500 000 рублей, и незначительно увеличить лимиты по ущербу имуществу. Сейчас страховщики платят в пределах 120 000 рублей, если в аварии пострадала лишь одна машина. Если больше одной — 160 000 на всех. Эти суммы могут вырасти до 150 000 и 200 000 рублей соответственно. В документах РСА приведены те же цифры.
В РСА надеются, что обсуждение тарифов состоится в ближайшее время, говорит директор по методологии страхования союза Владимир Козлов. Готовы к дискуссии и в Минфине. «Мы тарифы РСА в четверг получили, будем их внимательно изучать», — говорит заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.
По ее словам, министерство, скорее всего, не будет настаивать на увеличении лимитов по жизни и здоровью до 2 млн рублей (в такую сумму жизни российских граждан неоднократно оценивали чиновники). Это может привести к еще более серьезному росту цен. «К сожалению, из-за кризиса уровень жизни населения нашей страны не вырос, так что мы рассматриваем вариант поэтапного повышения лимитов», — говорит она.
«Мы все согласны с тем, что нужно увеличивать страховое покрытие и лучше поэтапно», — говорит Дмитрий Маркаров, первый заместитель гендиректора «Росгосстраха», крупнейшего игрока на рынке ОСАГО. По мнению первого заместителя гендиректора РОСНО Дмитрия Попова, возглавляющего в РСА комитет по тарифам, если у власти будет желание прислушаться к аргументам РСА, решение может быть принято достаточно быстро. Страховщики надеются — к весне.
Автор — корреспондент издания «Газета»