«Трансаэро» летит к банкротству
«Аэрофлот» не будет консолидировать контрольный пакет акций «Трансаэро». Об этом вечером 1 октября сообщил министр транспорта России Максим Соколов. Позднее информацию подтвердили в «Аэрофлоте», подчеркнув, что акционеры «Трансаэро», «направившие оферту в ПАО «Аэрофлот», не представили предложение о покупке пакета 75% плюс одна акция ОАО «АК «Трансаэро» в предусмотренные офертой сроки».
В начале сентября решение о том, что находящаяся в тяжелом финансовом состоянии (общая задолженность на середину 2015 года составила 250 млрд рублей) «Трансаэро» должна перейти под контроль «Аэрофлота», было принято на совещании у первого вице-премьера России Игоря Шувалова с участием основных кредиторов компании: ВЭБа, ВТБ и Сбербанка. За 1 рубль «Аэрофлот» должен был до 28 сентября получить 75% плюс одну акцию компании и взять на себя решение проблем пассажиров и персонала «Трансаэро».
В сентябре «Трансаэро» перешла под операционный контроль «Аэрофлота», а Ольга Плешакова, которая вместе с мужем Александром Плешаковым владела компанией, покинула кресло гендиректора «Трансаэро». Однако собрать необходимый для совершения сделки пакет акций Плешаковы не смогли: для этого нужно было договориться с миноритариями и ВТБ, у которого в залоге находились 25% акций компании.
Почему компания не была продана, несмотря на первоначальное решение властей?
«Кредиторы «Трансаэро», инициировавшие решение по передаче компании «Аэрофлоту», надеялись, что тот сумеет решить финансовые проблемы так, чтобы их потери были минимальны. Но у самого «Аэрофлота» были серьезные претензии к такому подходу», — объясняет руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По мнению эксперта, «Аэрофлоту» было невыгодно брать на себя огромные долговые и лизинговые обязательства «Трансаэро», кроме того, сами кредиторы компании не смогли найти общего решения по санации проблемной авиакомпании.
30 сентября Шувалов заявил, что план действий по решению вопроса с «Трансаэро» будет изменен, и не исключил вариант банкротства. Судьба компании Плешаковых должна была решиться на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Как сообщает РБК со ссылкой на три своих источника, это совещание состоялось сегодня вечером, его итогом стало решение о банкротстве.
Глава Минтранса Соколов эту информацию не подтверждает и говорит, что судьба компании в руках ее кредиторов. «Лицензия у «Трансаэро» не отозвана, она продолжает работать», — отметил министр. Формально решение о банкротстве может быть инициировано только самой компанией или ее кредиторами, однако днем в четверг Герман Греф, глава Сбербанка, выступающего финансовым консультантом по санации «Трансаэро», признал спасение авиакомпании маловероятным. «Скорее всего, компанию уже не спасти», — подчеркнул Греф.
Фактически речь идет о том, что банкам придется списать долги «Трансаэро», потому что у авиакомпаний нет имущества, продав которое можно вернуть деньги кредиторам. Самолеты перевозчики берут в лизинг.
Росавиация уже направила «Трансаэро» уведомление о прекращении продажи билетов на регулярные рейсы авиакомпании. Как отмечается в официальном заявлении Аэрофлота, менеджменту компании поручено «разработать комплекс мероприятий по организации или обеспечению компанией «Трансаэро» своих обязательств перед пассажирами, минимизировать возможные негативные социальные последствия в трудовом коллективе и дано разрешение использовать собственные средства ПАО «Аэрофлот» для нормализации ситуации».
«Аэрофлот гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро»: пассажирам будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если перевозка будет отменена», — приводятся в сообщении слова гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева. Ольга Плешакова на момент публикации материала была недоступна для комментариев.