Карьерный выхлоп: взлет и падение гендиректора Volkswagen Мартина Винтеркорна
«Я обожаю работу и не собираюсь останавливаться», – в одном из недавних интервью 68-летний Мартин Винтеркорн отметал возможность ухода с поста генерального директора Volkswagen по причине преклонного возраста. Планов у CEO было много: выпуск нового поколения Golf, штурм американского рынка, расширение глобальной производственной сети, улучшение операционных показателей VW и т.д. В 2017-м менеджер готовился отметить десятилетний юбилей пребывания на посту главы немецкого концерна, который при нем превратился в крупнейшего мирового автопроизводителя.
Но жизнь внесла свои коррективы. 18 сентября 2015 года Агентство по охране окружающей среды США обнародовало итоги расследования в отношении Volkswagen. С подачи экологических активистов регулятор выяснил, что на протяжении пяти лет компания с помощью специального софта искусственно занижала показатели вредных выхлопов дизельных двигателей, обходя «зеленые» ограничения, установленные на американском рынке. В Штатах за это время было продано около 500 000 автомобилей VW из «зоны риска», а по всему миру – 11 млн.
Теперь компании грозят бесчисленные иски и многомиллиардные штрафы, но это не самое страшное.
Главное – в результате «дизельгейта» автогигант лишился доверия. Репутация надежного и доступного бренда, стоимость которого Forbes оценивает в $31 млрд, тает на глазах, равно как и его капитализация – за три торговые сессии VW растерял под 30% стоимости. Кто-то должен был понести ответственность за катастрофу, и первым огонь на себя предсказуемо вызвал гендиректор. Винтеркорн дважды приносил публичные извинения от лица компании и обещал сотрудничать со следствием, но в итоге все-таки подал в отставку – не без давления наблюдательного совета, общественности и правительства Германии. Правда, в прощальном слове он не преминул подчеркнуть, что был не в курсе катастрофических манипуляций.
Так бесславно закончилась карьера одного из лучших менеджеров автопрома начала XXI века. О его авторитете говорит хотя бы тот факт, что в рейтинге самых влиятельных людей мира по версии Forbes в 2014 году Винтеркорн занял 58-ю строчку. Причем сильной его стороной всегда называли лоббистские возможности. Считается, что теперь уже бывший CEO Volkswagen играл первую скрипку в переговорах с европейскими регуляторами, успешно убеждая бюрократов не спешить с ужесточением требований к автопроизводителям.
Винтеркорн построил образцовую для своего поколения карьеру. Он родился 24 мая 1947 года в городке Леонберг недалеко от Штутгарта на юге Германии. Долго учился, в 30 лет получив докторскую степень по физике металлов в Институте исследований металлов общества Макса Планка. Затем работал инженером в Bosch, а в 1981-м пришел в автопром. В Volkswagen его сманил тогдашний гендиректор концерна Фердинанд Пиех, внук легендарного основателя VW Фердинанда Порше. 12 лет Винтеркорн занимался контролем качества в Audi, поднявшись до позиции руководителя профильного подразделения и заслужив соответствующее прозвище — «мистер Качество». В 1993-м перебрался на аналогичную позицию в «большом» Volkswagen. Дальше – последовательный менеджерский рост внутри VW: руководитель департамента технического развития – глава подразделения R&D – CEO Audi и член совета директоров VW – и наконец в 2007-м CEO VW.
Винтеркорн страстно увлекается футболом, а в юности даже всерьез задумывался о карьере вратаря. С возрастом не утратил спортивных пристрастий и, чтобы мотивировать подчиненных, на совещаниях иногда показывал фрагменты матчей. Например, упущенную в матче с командой Швеции победу сборной Германии (после того, как немцы вели 4:0) Винтеркорн приводил как пример того, к чему приводит преждевременная потеря концентрации. Volkswagen при нем превратил в одного из флагманов Бундеслиги клуб Volfsburg из родного для компании города.
Подчиненные и руководители ценили в Винтеркорне умение вникать в детали производственных процессов и знали, что шеф не выносит плохих новостей. Он был нетипичным для своей эпохи CEO — не столько финансистом, сколько технологом. Окружив себя умелыми менеджерами, Винтеркорн сосредоточился на продукте — и преуспел. В свое время именно ему приписывали идею камбэка в модельный ряд VW знаменитого «жука».
Volkswagen при нем внедрил уникальную модульную систему сборки и на фоне глобального кризиса превратился в крупнейшего мирового производителя, по итогам первого полугодия 2015-го c 5,04 млн машин оставив позади японскую Toyota. Выручка VW за годы правления экс-CEO удвоилась – до €202 млрд, чистая прибыль выросла вчетверо – до €11 млрд. Компания демонстрировала самую высокую рентабельность среди автогигантов – около 8% – и готова была инвестировать €80 млрд до 2020 года, чтобы сохранить и укрепить лидерство. Секретом успеха стратегии Винтеркорна аналитики называли диверсификацию производственной линейки.
Если до прихода экс-CEO 60% прибыли Volkswagen обеспечивали масс-маркет и финансовые услуги, то теперь больше половины дохода компания получает от продажи машин премиальных брендов.
Сегодня в портфолио VW – более 10 марок (Volkswagen, Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley, Bugatti, Ducati, SEAT, Skoda, MAN, Scania), 310 моделей и около 120 заводов по всему миру, а также денежная подушка в €30 млрд, которая теперь, очевидно, будет спущена на выплаты штрафов и компенсаций (под эти цели уже зарезервировано €6,5 млрд). Штат концерна разросся до более чем полумиллиона сотрудников.
Совсем недавно позиции Винтеркорна казались незыблемыми: в начале сентября 2015-го наблюдательный совет компании продлил полномочия гендиректора до 2018 года, а всего за неделю до публикации скандального отчета в США Винтеркорн в компании канцлера ФРГ Ангелы Меркель на Франкфуртском автосалоне с помпой представлял новые экологические стандарты автомобилей VW. Он даже смог победить в аппаратной борьбе своего многолетнего шефа и наставника Пиеха – в середине 2015-го тот, будучи председателем наблюдательного совета, неожиданно взбунтовался против продления контракта с гендиректором, не озвучив мотивы недовольства менеджером. У хотя у династии Порше-Пиех остается контроль в VW, Винтеркорн при поддержке миноритариев, профсоюзов и властей отбился от атаки корпоративного патриарха, вынудив того освободить кресло в совете.
Экс-главу VW много критиковали на родине за чрезмерные финансовые аппетиты. Из года в год он становился либо самым, либо одним из самых высокооплачиваемых CEO в Германии, в прошлом году получив €16,6 млн.
Теперь, согласно пенсионному плану, VW предстоит выплатить Винтеркорну еще около €30 млн.
«Я не трачу деньги на яхты или картины Пикассо. Единственная слабость, которую могу себе позволить, – это хорошие часы», – в интервью Spiegel менеджер отбивался от претензий в нежелании установить для себя потолок выплат.
Теперь бывший CEO должен учиться наслаждаться внезапной пенсией и надеяться, что по итогам «выхлопного» расследования ему не будет предъявлено персональных обвинений. Среди потенциальных преемников Винтеркорна в VW, которым предстоит огромная работа по восстановлению доверия к бренду, называют CEO Audi Руперта Стадлера, руководителя Volkswagen Герберта Дисса и CEO Porsche Маттиаса Мюллера. Последний считается новым фаворитом Пиеха и лучшим антикризисным специалистом внутри компании. Возможно, 78-летний глава династиии основателей VW снова сделает правильную ставку. А Винтеркорну напоследок осталось лишь констатировать, что Volkswagen «был, есть и будет» делом всей его жизни.