Как стало известно Forbes, на прошлой неделе международный интернет-портал Booking.com начал рассылать украинским и крымским отелям письмо с просьбой подтвердить, что они никак не аффилированы с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем, его сыном Александром и еще 16 лицами из бывшего кабинета министров Украины и окружения Януковича, в отношении которых Европейской комиссией введены санкции. Помимо этого, менеджмент отелей попросили раскрыть «имя лица или название компании, которая владеет/контролирует/управляет объектом размещения». Непредоставление запрашиваемой информации в течение 14 дней с даты получения письма, предупредил Booking.com, «может привести к закрытию страницы вашего объекта на нашем сайте и прекращению нашего сотрудничества».
В голландской штаб-квартире Booking.com подтвердили факт рассылки письма. «В связи с последними событиями в Украине и последующими торговыми ограничениями, установленными Европейской комиссией, Booking.com BV не может больше вести бизнес с 18 лицами, которые входили или были связаны с бывшим правительством [Украины], — пояснила Анешка ван Леувен, директор по коммуникациям Booking.com. — Мы не хотим быть вовлеченными в какую-либо политическую проблему или конфликт и выбирать чью-либо сторону. Однако мы обязаны соблюдать голландское и европейское законодательство. Поэтому мы сделали запрос по всем объектам размещения в Украине и Крыму с целью убедиться, что мы не нарушаем торговые ограничения».
Генеральный менеджер киевского отеля 11 Mirrors Design Hotel и сети апартаментов Senator Apartments Марина Рымаренко рассказала Forbes, что управляющая компания сети получила запрос по всем своим гостиничным объектам и уже выслала Booking.com необходимую информацию. «Такой запрос мы получаем впервые, но относимся к данной просьбе с пониманием, — заметила она. — В свою очередь надеемся, что и Booking.com отнесется с пониманием к общему заявлению представителей отельного бизнеса Украины о снижении уровня комиссии, учитывая сложную ситуацию на рынке». Представитель крымского SPA-отеля «Круиз» (Алушта) отказался от комментариев, сославшись на конфиденциальность отношений с Booking.com.
«Мы ожидаем, что похожие письма будут получены российскими отелями, и не собираемся поддерживать эту историю, считаем все эти угрозы экономическими санкциями неконструктивными и необоснованными и не хотим мешать нашим партнерам спокойно работать», — говорит Сергей Фаге, совладелец сервиса Ostrovok.ru, основного российского конкурента Booking.com.
Директор по коммуникациям Booking.com не ответила на вопрос Forbes, направлялись ли такие же запросы в отели других стран, так как лица, в отношении которых введены санкции, могут владеть не только украинскими активами. Пресс-служба сети отелей «Азимут» (владеет 22 гостиницами в России, Германии и Австрии) отказалась дать какие-либо комментарии по данной теме, в том числе подтвердить или опровергнуть факт получения запроса об аффилированности от Booking.com.
По словам Сергея Фаге, поскольку для отелей на Украине сложилась тяжелая ситуация, Ostrovok.ru планирует консультировать их, как лучше продавать себя в интернете. Однако возможное исчезновение части украинских и крымских предложений с Booking.com необязательно будет на руку российским сервисам онлайн-бронирования. У сервиса Oktogo.ru в 2013 году на Украину, включая Крым, приходилось около 7% бронирований. Как поясняет гендиректор Oktogo.ru Марина Колесник, значительного роста на этом направлении ожидать не стоит: «Об отдыхе на море говорить пока рано — далеко до начала сезона, но общее число бронирований гостиниц в Украине этой весной вдвое меньше по сравнению с теми же месяцами прошлого года».
При участии Александра Левинского