К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Засуха на «Дожде»: политика или коммерция?

фото РИА Новости
фото РИА Новости
Почему на самом деле кабельные сети отключают независимый телеканал

В среду, 29 января, состоялись переговоры представителей компании АКАДО с менеджментом телеканала «Дождь» об изменениях условий трансляции контента, сообщил Forbes представитель кабельного оператора Денис Рычка. По итогам переговоров в Twitter-аккаунте АКАДО появилось сообщение, что оператор приостанавливает использование лицензии на трансляцию «Дождя» в своей кабельной сети с 30 января. Чуть позже о приостановлении вещания заявил и телеканал "НТВ-Плюс" — вещание остановилось около 20.00 среды.

Инвестор «Дождя» Александр Винокуров подтвердил Forbes, что телеканал в течение нескольких месяцев пытается изменить стратегию работы с кабельными и спутниковыми сетями и перевести их на коммерческую основу. В частности, АКАДО до сих пор платила телеканалу символическую сумму — 1000 рублей в месяц.

«Мы и часть операторов воспринимаем это негативно. Нас не устраивает бизнес-модель, когда телеканалы сначала распространяются через операторов бесплатно для абонентов, а потом переходят на платную основу, и уже нам приходится объясняться с абонентами. В данном случае не политический момент, а желание клиентов. В первую очередь, нас на переговорах интересует вопрос бизнес-модели, платы абонентов за контент», — говорит Рычка.

 

Попытка АКАДО перезаключить договор удивительным образом совпала по времени с политическим  скандалом.

Накануне переговоров член наблюдательного совета компании, глава отраслевой Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин предложил отключить «Дождь» от вещания. Громкое заявление было сделано на фоне скандала из-за опроса про блокаду Ленинграда в эфире и на сайте телеканала («Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?»). Позднее вице-президент ассоциации Михаил Силин разъяснил, что «все бизнес-модели, которые там (на «Дожде») реализуются... находятся в большом противоречии с интересами кабельных каналов». «Он пытается разрекламировать себя на кабельных сетях за счет операторов, начать зарабатывать деньги независимо от них, предоставляя платную подписку в интернете», — отмечал замглавы АКТР.

 

В отличие от АКАДО, в "Газпром-медиа" уже не скрывали, что отключают трансляцию именно из-за опроса про блокаду, так как он, по мнению представителя "Газпром-медиа", может сказаться на репутации "НТВ-Плюс".

Ни политический наезд, ни проблемы во взаимоотношениях с операторами не единичный случай в истории телеканала. Еще летом прошлого года секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов пообещал инициировать проверки телеканала в ответ на вышедшую в эфире «Дождя» передачу о принадлежащей ему недвижимости (провел расследование и опубликовал информацию Алексей Навальный). На появление злосчастного опроса на «Дожде» бурно и дружно отреагировала «Единая Россия» — многие ее региональные отделения выразили свое возмущение на сайте партии. Главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь в открытом письме зрителям асимметричный ответ партии парламентского большинства и поддержавших ее прокремлевских молодежных организаций назвал «политической кампанией».

Винокуров утверждает, что до вчерашнего дня отношения канала с представителями кабельных и спутниковых сетей складывались вполне гладко. «Мы двигались в переговорах. Никаких этических переживаний по поводу нашего контента от кабельщиков мы не получали», — говорит он. Исключение пока составила только компания МТС, с которой телеканалу не удалось договориться о взимании платы с абонентов за пользование контентом. В сентябре 2013 года этот оператор разорвал отношения с телеканалом. Единственная причина разрыва, которую называет Винокуров, — финансовая. «Мы хотели, чтобы они нам начали платить, они не согласились», — говорит он.

 

Другие операторы не спешат отказываться от вещания «Дождя».

«Пока ничего не предпринимаем, потому что не получали никаких предписаний из Роскомнадзора», — сообщила Forbes представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. В пресс-службе компании «Ростелеком» Forbes сообщили, что на сегодняшний момент телеканал отключать не собираются, никаких мер не предпринимали. «Нам клиента лишнего отключать и блокировать невыгодно», — заявил представитель компании. Винокуров сообщил, что «Дождю» удалось подписать новый контракт с «Ростелекомом» на коммерческой основе. По его словам, «новое руководство «Ростелекома» относится к бизнесу очень по-рыночному». Детали соглашения он раскрывать отказался.

Хотя Винокуров утверждает, что доходы телеканала от дистрибуции контента в кабельных сетях и в интернете существенно выросли, пока выручка «Дождя» формируется преимущественно за счет доходов от рекламы, а доход от кабельных сетей составляет около 10%. За 2013 год выручка «Дождя» выросла на 26%, до 360 млн рублей.

Как рассказала Forbes генеральный директор телеканала Наталья Синдеева, доходы от платного контента и рекламы в интернете пока формируют лишь 15% бюджета "Дождя", остальное телеканал получал до сих пор от рекламы в эфире кабельных сетей. По словам Синдеевой, если все остальные операторы не последуют примеру АКАДО и "НТВ-Плюс", отключения не будет катастрофой: часть телезрителей просто сменят провайдера, аудитория других операторов расширится, и это можно будет монетизировать. Ситуацию с отключением трансляции двумя основными операторами Синдеева концом телеканала не считает.

«Мы ничего не будем предпринимать (в ответ на политические претензии. — Forbes). Как можно реагировать на такое, я не знаю, — заключает Винокуров. — В рамках принятых правил игры в бизнесе такого не бывает. Чтобы нас отключили, мы должны либо нарушить договор, либо закон, но мы этого не сделаем. Нас не за что закрывать».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+