К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Затяжной прыжок: как владелец «Финама» превратил $12 000 в $600 млн за 20 лет

фото Pol Roberts для Forbes
фото Pol Roberts для Forbes
Виктор Ремша создал большую брокерскую компанию, но личные деньги на фондовом рынке никогда не вкладывал. Состояние почти $600 млн он сколотил на инвестициях в интернет

В очередной «черный понедельник», 22 мая 2006 года, индекс ММВБ рухнул на 10%. Торги на бирже были приостановлены впервые за два с половиной года, прошедших с ареста Михаила Ходорковского. Никаких видимых причин для резкого падения не было, и в тот же день интернет-предприниматель и частный инвестор Алексей Басов помчался за советом к своему другу финансисту Виктору Ремше, а тот и не знал об обвале. «После трех лет общения я вдруг узнал, что инвестбанкир мысленно следит не за текущими взлетами и падениями рынка, а за чем-то совсем другим», — вспоминает Басов. Рынок в России тогда рухнул вслед за Индией, так как международные инвесторы стали выводить деньги из стран БРИК.

Как ни странно это звучит, но акции и облигации Ремше были безразличны. «Если бы у меня была цель заработать деньги, нужно было бы что-то покупать-продавать, следить за рынком. А мне всегда в большей степени нравились технологии», — говорит он в интервью Forbes. С помощью технологий Ремша одним из первых предоставил частным инвесторам прямой выход на биржу и снабдил их аналитикой на сайте своей компании. Средства, заработанные на рынке брокерских услуг, он вкладывал в интернет, и почти все проекты приносят ему хорошие дивиденды. Текущая рыночная оценка долей бизнесмена только в трех проектах — социальных сетях знакомств Badoo и «Мамба» и в компании «Поисковые технологии» — почти $400 млн.

По пути на биржу

В 1988 году Ремша перевелся в московскую «Бауманку» из Ленинградского военно-космического института им. Можайского, не выдержав жизни в казарме. Романтик из белорусского города Гродно мечтал заниматься космосом, но институт оказался больше военный, чем космический. «Везде уже была свобода, а там все рассказывали про звериный оскал империализма», — вспоминает он.

 

Девяностые годы прошлого века 42-летний бизнесмен вспоминает с ностальгией: «Было много разной инициативы, огромная масса людей вдруг сдвинулась с места, и это было очень здорово». Сам Ремша с сокурсниками двинулся в Польшу с бензопилами, утюгами, паяльниками и другими электротоварами. Потом друзья купили торговую палатку на улице Подбельского. Сами вырезали зеркальные стекла для витрины, закупили дорогой алкоголь и хорошие продукты. И промахнулись. Народ шел за дешевой выпивкой в соседний ларек с низким узким окошечком. «Как только стало понятно, что нужно торговать «Жигулевским», нам стало неинтересно», — вспоминает Ремша.  От палатки избавились.

В то время Ремша внимательно читал единственную деловую газету «Коммерсантъ», купил место на бирже «Гермес» и, как многие тогда, покупал и продавал все что придется. В 1993 году он окончил курсы Минфина и получил аттестат специалиста по ценным бумагам. «Я тогда понимал, что приватизация — это очень интересно, но, к сожалению, у меня никого и ничего не было, чтобы профессионально этим заниматься», — говорит Ремша.

 

Начальный капитал, $12 000, появился у Ремши, когда его дедушка продал свою квартиру. На эти деньги в 1994 году он и еще два студента создали компанию «Финанс-аналитик», которая выпускала ежедневный информационный бюллетень «Портфель инвестора» с котировками ценных бумаг. Делали примерно то же, что и агентство AK&M, но с меньшим размахом. В какой-то момент партнеры Ремши все бросили и ушли. Сам он не любит об этом вспоминать, но его знакомые рассказывают, что партнеры прихватили офисную мебель, оргтехнику и деньги из кассы. С тех пор Ремша — единственный владелец компании, а все следующие бизнесы регистрировал только на себя.

Собрав оставшиеся деньги и взяв в помощники курьера, он отправился на Главпочтамт на Мясницкой, где располагалась Российская товарно-сырьевая биржа. Там он арендовал стол и начал торговать. Потихоньку раскрутился на продаже облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ), Минфин начал выпускать эти бумаги в документарной форме в августе 1995 года. Следующим этапом для Ремши стала торговля акциями в РТС. «Мы не стали вторым AK&M, и нам пришлось стать брокером», — иронизирует Ремша. В РТС компания торговала под именем FINAM (сокращение от Finance Analytic Moscow). Так ее и называли, хотя официально «Финанс-аналитик» была переименована в «Финам» лишь в 2002 году.

Ставка на «физиков»

У «Финама» не было крупных клиентов, заказы в основном приходили от мелких и средних предпринимателей. Как и все брокеры, Ремша занимался скупкой акций у трудовых коллективов и продажей их на внебиржевом рынке. Звездный час «Финама» настал в 1998 году, когда кризис сильно потрепал крупных брокеров.

 

В то время частные инвесторы торговали через брокеров, давая распоряжения по телефону. Но Ремша часто наблюдал, как клиенты приходят на биржу и стоят за спиной у трейдеров, с интересом наблюдая за происходящим на торговых терминалах. Он понимал, что инвесторам нужно дать возможность торговать самостоятельно. И однажды ему в буквальном смысле приснилось, что конкретно нужно для этого сделать. Нужно было создать интернет-трейдинг, чтобы любой человек мог покупать-продавать акции напрямую через биржу в режиме удаленного доступа. До кризиса практически вся торговля акциями шла через РТС, а значит, договариваться о работе с «физиками» проще было с другой биржей — ММВБ.

«Мой сотрудник Юрий Шапошников предложил ММВБ план действий: убрать институт маркет-мейкерства, раздробить лоты до минимального количества акций и еще много чего. В тучные времена никто никого не слушает, а в кризис легко пробиваются какие-то правильные инициативы», — вспоминает Ремша. И биржа к советам прислушалась.

Так в России началась эра торговли на ММВБ. В  здании Главпочтамта «Финам» дополнительно арендовал зал и поставил туда терминалы, чтобы клиенты могли торговать самостоятельно. Уже через год появилась система удаленного доступа Quik, которая давала возможность выходить на ММВБ через интернет из любой точки мира. Обороты на бирже взлетели на порядок, и брокеры, сделавшие ставку на розницу, вырвались в лидеры.

Биржей ММВБ в то время руководил Александр Захаров. Он вспоминает, что помимо «Финама» торговлю через интернет активно развивали компании «Алор» и «Открытие». Позднее в Москву из Новосибирска перебрался «Брокеркредитсервис» (БКС).

По словам основного владельца БКС Олега Михасенко, у «Финама» было несколько преимуществ: компания быстро наращивала клиентскую базу за счет региональных представительств, многие из которых работали по франшизе. Еще у «Финама» всегда было качественное продвижение продуктов в интернете, хороший сайт, к которому позже добавилось и собственное радио.

 

Первое время брокерская комиссия доходила до 1% от оборота, но к 2006 году снизилась до сотых долей процента. Тем не менее в 2006 году прибыль «Финама» составила $11,5 млн. В 2007 году компания прочно заняла первое место по оборотам и помесячно держала его в течение пяти лет, пока в конце 2011 года ее не стали обходить «Открытие» и БКС.

.wysiwyg-forbesbreak {display:block;border:0;border-top:1px dotted #ccc;margin-top:1em;width:100%;height:12px;background: transparent url(/sites/all/modules/custom/forbes_wysiwyg_plugins/plugins/forbesbreak/images/breaktext.gif) no-repeat center top;}

pagebreak

Быстрый интернет

Несмотря на возможность пользоваться удаленным доступом, многие из старых клиентов «Финама» предпочитали по-прежнему проводить время за терминалами в компании. Это были настоящие игроки с красными глазами, которые в перерывах между торгами обсуждали стратегию за шахматами или нардами. Время от времени кому-то удавалось сорвать большой куш, что вдохновляло других. И чем больше сделок совершали частные клиенты, тем больше зарабатывал «Финам» на комиссии.

Самого же Ремшу возможность быстрого обогащения на бирже никогда не привлекала: «Я по жизни стайер, не спринтер. Я и сегодня считаю, что нахожусь только в начале пути». Куда идет бизнесмен? Его конечная цель — крупный международный инвестиционный банк со специализацией в секторе ТМТ (Technology, Media & Telecommunications).

 

Пока же, по словам Ремши, он набирается опыта, занимаясь интернет-проектами. «К 2003 году мы немножко оперились, но конкурировать с универсальными банками все равно не могли», — говорит Ремша. Больших денег у него не было, зато был опыт работы в области информационных технологий — компания активно разрабатывала сайт Finam.ru. Когда на рынке стало известно, что «Финам» готов инвестировать в интернет, Ремше стали поступать предложения поучаствовать в различных стартапах.

Основной успех ему приносит сотрудничество с серийным интернет-предпринимателем Андреем Андреевым, создавшим три крупных успешных проекта подряд. Первым проектом Андреева, заинтересовавшим Ремшу, стал сервис контекстной рекламы «Бегун». Их встреча состоялась в ближайшем к офису «Финама» заведении под названием «Парабар». Это был бар, где собирались парашютисты. К тому времени Ремша уже несколько лет занимался парашютным спортом и совершил опасный прыжок с Останкинской башни.

Андреев с партнерами приступил к разработке «Бегуна» в 2002 году. По словам одного из них, Алексея Басова, нынешнего вице-президента «Ростелекома», инвесторы вложили в проект около $50 000. И «Бегун» стал настоящим станком, печатающим наличные. Всего через год месячная выручка компании достигла $150 000. Андреев был готов продать «Бегуна», Ремша предложил за 100% компании $900 000, и они ударили по рукам.

По словам Басова, тогда гендиректора «Бегуна», вложенные деньги уже в первый год вернулись Ремше в виде дивидендов. В «Финаме» был сформирован департамент интернет-инвестиций для поиска компаний, подобных «Бегуну». Для таких инвестиций создали специальный фонд ЗПИФ «Финам — Информационные технологии». В декабре 2006 года его паи начали торговаться на ММВБ в секции инновационных и растущих компаний (ИРК), открытой незадолго до этого. «Финам-ИТ» стал первым эмитентом «русского NASDAQ».

 

«Финам» был владельцем и совладельцем «Бегуна» почти девять лет. За это время компания выплатила около $35 млн в виде дивидендов. В 2005 году Ремша за $750 000 продал 25% «Бегуна» компании «Рамблер», в 2007 году она заплатила еще за 25% плюс одну акцию уже $18 млн.

В 2008 году американский гигант Google был готов купить 100% «Бегуна» за $140 млн, доля Ремши оценивалась тогда в $70 млн, но уже подписанную и объявленную сделку заблокировала ФАС. Якобы это произошло по личному указанию премьер-министра Владимира Путина.

В итоге свой пакет (50% минус одна акция) Ремша продал «Рамблеру» всего за $1,85 млн. Почему так дешево? Еще в 2009 году «Рамблер» отказался от дальнейшего развития собственной поисковой системы, и связанный с ним сервис контекстной рекламы оказался не у дел. «Бегун» перестал приносить былую прибыль.

Между тем сотрудничество с Андреевым продолжалось. В 2002-м он создал российскую сеть знакомств «Мамба». В 2005 году «Финам» приобрел ее целиком за $20 млн. Уже в 2007-м Mail.ru купила у «Финама» чуть более 30% «Мамбы» за $18 млн.

 

В 2006 году у Андреева был готов новый проект — Badoo, это была новая сеть знакомств, ориентированная на глобальный рынок. Спустя год Андреев предложил Ремше стать соинвестором проекта. 10% компании «Финам» приобрел за $30 млн в начале 2008 года, а в 2009 году по опционному соглашению увеличил долю еще на 10% исходя из общей оценки Badoo в $500 млн. Таким образом, 20% Badoo обошлись Ремше в $80 млн.

Каковы результаты этих инвестиций? Сегодня доли «Финама» в «Мамбе» и Badoo принадлежат фонду «Финам — ИТ», который торгуется на бирже, его активы оцениваются независимой компанией. Согласно этой оценке, вся «Мамба» в конце июля 2013 года стоила почти $250 млн, а Badoo — $1,065 млрд. Сам же «Финам» сегодня оценивает Badoo в $2,5 млрд, Ремша согласился бы продать свою долю исходя именно из такой оценки. Он ждет, когда Андреев запустит в Badoo новые сервисы и компания вырастет в цене.

Виктору Ремше принадлежит магазин «Чай-Кофе» на первом этаже «Чайного дома» на Мясницкой

Басов вспоминает, что, когда Ремша третий раз подряд вложил деньги в бизнес Андреева, многие финансисты и инвесторы пожимали плечами и не верили в успех. Как оказалось, зря.

 

У «Финама» была еще пара десятков менее крупных проектов. Например, в 2005–2007 годах Ремша вложил в общей сложности $2,6 млн в три интернет-компании — два производителя игр («Бука» и Alawar) и сервис по составлению гороскопов Astrostar. За три года он выручил от продажи этих компаний более $15 млн.

Куда Ремша советует инвестировать сегодня? Он предрекает успех так называемым «убийцам банков», в частности компаниям, которые организуют кредитование через интернет. Например, американская Lending Club дает возможность одним физлицам кредитовать других. В конце 2012 года у Ремши была возможность стать совладельцем Lending Club. Пакет (размер Ремша не раскрывает) стоил $70 млн, «Финам» был готов вложить $30 млн, а на остальную сумму хотел найти соинвесторов. Но не удалось.

В результате в марте 2013-го пакет Lending Club купил Google. По словам Ремши, сразу после сделки оценка компании выросла в несколько раз. «Вот так в Америке разжигается инвестиционный интерес, — говорит Ремша. — Наше болото расшатать невозможно. Никто никому не доверяет, у всех апатия».

Америка зовет

Перспективы российского бизнеса Ремша оценивает пессимистично: «Экономика — это не только деньги, но и скорость их обращения. В России она очень низкая. Есть риск, что через два года здесь вообще все остановится». Неудивительно, что сейчас Ремша все больше смотрит в сторону Запада. В первую очередь он решил глобализировать брокерский бизнес. За границей «Финам» начал работать под маркой WhoTrades. Три брокера с таким именем уже привлекают клиентов — один на Кипре, для работы с европейскими биржами, и два в США — один для работы на фондовом рынке, другой — для торговли на FOREX.

 

По словам президента инвестиционного холдинга «Финам» Владислава Кочеткова, офис в Нью-Йорке сегодня окупается в основном за счет клиентов из Китая. Есть клиенты из арабских стран, Индии и Таиланда. На международный рынок приходится около 5% всех заработков брокерского подразделения «Финама». Вскоре на Кипр и в Нью-Йорк переедет 150–170 из 1070 специалистов московского офиса. Сам Ремша в прошлом году купил квартиру в Нью-Йорке на Лонг-Айленде и перевез туда семью — жену и четверых детей.

Интернет-инвестиции он переводит в созданный год назад на Бермудах фонд Finam Global. Ремша оставляет себе проекты, которые в перспективе могут стать глобальными, а от российских старается избавиться. Например, в 2012 году он вышел из числа совладельцев компании «Ашманов и партнеры», но один совместный с Игорем Ашмановым проект у него остался — это вьетнамская поисковая система Wada. Первого августа 2013 года Ремша продал пакет (около 30%) проекта Banki.ru за $6 млн, за три года увеличив вложенный капитал в два раза.

Бизнес-эмиграция в Америку? Ремша уверяет, что насовсем из страны он не уедет и весь бизнес в России не продаст. Басов отмечает, что у Ремши нет проблем с властью и конкурентами. По крайней мере с одним из своих российских активов Ремша вряд ли расстанется. В 2011 году он купил за $5 млн аэродром Большое Грызлово, и, если теперь продаст его, друзья-парашютисты этого не поймут.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+