К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миссия невыполнима: как бывший руководитель eBay спасает Hewlett-Packard

фото Corbis/FOTO SA
фото Corbis/FOTO SA
Мег Уитмен возглавила Hewlett-Packard в период резкого спада его бизнеса. Как она намерена оздоровить технологический гигант?

Для того, чтобы понять кто такая Мег Уитмен, бывший руководитель eBay и нынешняя глава Hewlett-Packard (HP), необходимо вспомнить случай 26-летней давности. Тогда Уитмен исполнился 31 год и она только что стала младшим партнером в Bain Consulting, которой руководил деспотичный Том Тирни. Однажды утром она неожиданно пришла в кабинет Тирни. Уитмен спросила своего босса, не хочет ли он узнать, что его подчиненные думают о его стиле руководства. Тирни кивнул. Тогда Уитмен схватила маркер и нарисовала на ближайшем флипборде огромный паровой каток. «Это вы, Том, — объяснила Уитмен. — Вы слишком давите на нас и не даете нам возможности управлять компанией коллективно». Тирни был потрясен.

Теперь перепрыгнем в 2012 год — прошло несколько месяцев после того, как осенью 2011 года совет директоров HP сделал Уитмен исполнительным директором компании. Она приняла руководство в плохой период: за год до ее прихода акций HP рухнули на 42%, а главный соперник — Dell — укреплял позиции на рынке серверов. Когда в апреле 2012 года эти два производителя сражались за заказ серверов на $350 млн для одного из подразделений Microsoft, отвечающего за поисковик Bing, Dell выиграла.

Уитмен отказалась просто так принять это поражение. Уже через несколько минут она говорила по телефону с исполнительным директором Microsoft Стивом Баллмером, задавая вопросы с тем же жаром, с которым  когда-то разговаривала с Тирни. «Расскажите мне про наши недостатки, — просила Уитмен, — не надо подслащивать пилюлю. Я хочу все знать, чтобы в следующий раз мы все сделали лучше». Вскоре Microsoft прислал Уитмен огромный меморандум с перечислением девяти причин, по которым HP упустила предоставленную ему возможность. «Даже если бы ваше предложение было дешевле, вы все равно не смогли бы победить», — заявил представитель Microsoft.

 

Уитмен восприняла этот меморандум не как оскорбление, а как руководство к действию. Он создала команду из руководителей отделов, перед которыми была поставлена задача: придумать, как сделать HP более конкурентоспособным и как догнать Dell. В итоге было принято решение — исправлять ошибки в программном обеспечении в течение двух дней, а не четырех недель, как это происходило ранее. И через полгода новый заказ от Microsoft еще на $350 млн получила HP, а не Dell.

Как победить время: пять советов от главы HP

— Концентрируйтесь на своих сильных сторонах, а другие действия делегируйте.

 

— Каждую неделю пересматривайте свои приоритеты.

— Уходите от тупиковых ситуаций и возвращайте проекты на доработку исполнителям.

— Жестко контролируйте время начала и окончания деловых встреч.

 

— Измеряйте параметры бизнеса, но только самые важные.

Мег Уитмен прямолинейна, коммуникабельна и настойчива. Она принимает решения, но не делает это жестко. Уитмен убеждает, но не подлизывается. Она понимает, что лучше во время исполнения заказа самим найти и исправить сотни маленьких ошибок, чем узнать об одной ошибке уже от заказчика. Ее любимый афоризм: «Беги по направлению к огню, а не прячься от него».

Уитмен стала лучшим исполнительным директором за все время существования самой большой технологической компании в мире. Сейчас в HP трудится 330 000 сотрудников, ее ежегодная выручка превышает $120 млрд, но последние 1,5 года продажи компании снижаются, а доходность капитала составляет жалкие 7% (для сравнения: у IBM этот показатель равен 29%, и даже у Dell, испытывающей собственные трудности — 24%). Предыдущие четыре руководителя HP оказались недостаточно энергичны. Мало того, один из них — Марк Херд — в 2010 году оказался замешан в скандале, связанном с представительскими расходами. А при непосредственном предшественнике Уитмен Лео Апотекере, который продержался в кресле гендиректора HP всего 11 месяцев, акции компании обрушились на 42%. Впрочем, у самой Уитмен трудностей тоже хватало — в 2010 году она баллотировалась на пост губернатора Калифорнии на выборах штата, где с треском провалилась.

Сейчас Уитмен организовала работу HP в двух направлениях. Первая группа подразделений  нацелена на корпоративных пользователей. Серверы, хранение информации и создание сетей обеспечивают HP 43% всей операционной прибыли. Теоретически все это производство «железа» должно подкрепляться соответствующими подразделениями по созданию программного обеспечения и оказания услуг. Однако покупка в 2011 году британской компании по производству программного оборудования Autonomy за рекордные $11,3 млрд стала главной ошибкой предшественника Уитмен. По сути, за последние 10 лет HP «разбазарила» почти $19 млрд на покупку многочисленных компаний, которые приносят только 7% от общей прибыли.

Уитмен начала яростную борьбу против команды топ-менеджеров Autonomy. В прошлом ноябре HP списала $8,8 млрд прибыли в связи с этим приобретением, объяснив необходимость этого списания «серьезными нарушениями бухгалтерии» в отчетах Autonomy к моменту покупки. Основатель Autonomy Майк Линч немедленно оспорил это утверждение, обвинив в ответ HP в том, что они плохо управляют своим новым приобретением, но отказался дать комментарии Forbes по этому поводу.

 

Другой кластер HP продает принтеры, персональные компьютеры, ноутбуки и мобильные устройства прежде всего обычным пользователям по всему миру. К несчастью для Уитмен, те дни, когда можно было рассчитывать на получение огромных прибылей за счет обширных продаж принтеров, уже прошли. (Между тем 10 лет назад принтеры обеспечивали 104% операционной прибыли HP, так как все остальные подразделения были убыточны; сегодня принтеры приносят только 29% прибыли). Корпорации и офисы все еще покупают много принтеров и картриджей, но аппетиты пользователей заметно снизились. Сервисы Google, Facebook, Dropbox позволяют делиться фотографиями и документами, не распечатывая их. Поэтому Уитмен приходится действовать очень жестко. За три часа совещания с командой HP по принтерам, когда были представлены очень слабые пояснения по невыполнению финансовых целей, Уитмен умудряется выявить излишнее использование бонусов этой командой, составить список новых лимитов по бонусам и даже назначить нового руководителя данного направления.

Самые многообещающие продукты HP — компактные, энергоэффективные и универсальные серверы Moonshot, устройства хранения данных 3PAR, а также струйные офисные принтеры, не уступающие лазерным по скорости и качеству печати, зато куда более дешевые. Но даже рост доходов от этих новых продуктов вряд ли компенсирует падение продаж прежних, чей рыночный потенциал уже исчерпан.

Уитмен считает, что HP должна вернуться на рынке планшетов. Ранее стратегия компаний по отношению к планшетам была странной смесью продвижений вперед и отступлений. Взять, например, модель TouchPad: ее запустили в начале лета 2011 года и закрыли выпуск всего через семь недель. Начиная с февраля 2013 года новые модели HP постоянно поступают на рынок. Особенный интерес представляет Slate7 всего за $169 — дешевле Amazon Kindle Fire HD. Вскоре на рынок поступят другие новые устройства HP, однако, когда лидеры на рынке уже определились, то догнать их оказывается очень нелегко.

С такими же сложностями HP сталкивается и на рынке серверов. Новая линия серверов Moonshop от HP вызвала интерес у банков и энергетических компаний, которым нравится их компактный дизайн и возможность использовать много различных типов микропроцессоров. Но сейчас наиболее передовые пользователи — такие как Google и Rackspace — предпочитают создавать собственные решения, организуя их составляющие части так, как им удобно самим. Поэтому технологические гиганты, покупающие больше серверов, чем кто-либо еще, скорее всего, уже никогда не станут клиентами HP.

 

Предыдущие исполнительные директоры HP надеялись, что большие рекламные кампании снова сделают HP модным. Но Уитмен делает ставку не на рекламу, а на дизайн. «Взгляните на Apple, — говорит она, — или посмотрите на такие сайты, как Zaarly, Path или One Kings Lane. Когда в 90-е годы я начала пользоваться интернетом, сайты не были красивыми. Теперь они красивы. Дизайн — это отличительная характеристика нашего рынка. Нам нужно этим воспользоваться».

Изменения в HP при Уитмен начинаются у входных дверей штаб-квартиры в Пало Альто. Уитмен уничтожила колючую проволоку и ворота, которые когда-то отделяли парковку руководства от мест для машин обычных сотрудников. «Мы должны входить в здание через тот же вход, что и все остальные», — объясняет она. Уитмен работает в маленькой кабинке со стенами, выкрашенными в песочный цвет, а мрачный кабинет ее предшественников был превращен в комнату для совещаний. На одну перегородку она повесила купальную шапочку, а на другую — фотографию своей матери. Рядом  с компьютером — стопка книг, наверху — биография Томаса Джефферсона. Когда Уитмен путешествует, то часто останавливается в отелях Courtyard Marriott в номере за $139, несмотря на то что ее состояние составляет $1,9 млрд. «Я заселяюсь в номер в 10 вечера, а уезжаю в 7 утра, — пожимает она плечами, -— я ведь не приезжаю туда на неделю».

Почти 80% сотрудников HP, пишущих на Glassdoor.com — сайте с анонимными отзывами о тысячах американских компаний — утверждают, что они доверяют Уитмен и оценивают ее на таком же уровне, как Вирджинию Рометти из IBM. Уитмен придется еще потрудиться, чтобы завоевать Уолл-стрит. Она заранее предупредила инвесторов и членов совета директоров, что на приведение в порядок такого гиганта, как HP, уйдет около пяти лет. Она определила 2013 как «год исправлений и восстановления» и не стала обещать никакого устойчивого роста до 2014 года. Однако финансовые результаты первого квартала 2013 года уже превзошли осторожные ожидания аналитиков.

Уитмен не заботят ее доходы. Для нее важно наследие: «Я горжусь тем, что участвую в жизни компании, которая так много значит для Кремниевой долины и для всей страны. Это хорошая компания. Хорошие люди. И я думаю, нам удастся здесь все изменить».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+