К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Урок для Прохорова: как сделать успешную команду в НБА

Фото Fotobank / Getty Images
Фото Fotobank / Getty Images
Благодаря инвестбанкирам Вику Гроусбеку и Стиву Пальюке стоимость Boston Celtics за 10 лет выросла в два раза и команда впервые за 22 года завоевала титул чемпиона

Во время январского матча между Indiana Pacers и Boston Celtics, совладелец бостонской команды Вик Гроусбек — самый счастливый человек. Со своего места в первом ряду он приветствует группу студентов и провожает их на поле для группового фото. Так, улыбочку. Молодой солдат настойчиво просит сфотографироваться с ним. Без проблем. Может быть, дело в приветливых гостях, может в энергии толпы, подзадоривающей Celtics. Что бы ни было причиной — Вик в прекрасном расположении духа.

Но скорее всего, дело вот в чем. «Я только что отклонил смехотворное предложение за свою команду», — говорит Гроусбек, когда мы направляемся к нашим местам. Насколько смехотворное? Вик, специалист по прямым инвестициям, знает, что Forbes сейчас проводит ежегодную оценку команд НБА, поэтому шепнет нам точную сумму. Не для протокола, конечно. И не выдаст того, кто сделал предложение. Он утверждает, что если бы все срослось, то сумма $360 млн, которую он и группа инвесторов заплатили за команду в 2002 году, точно показалась бы смехотворной. Под нажимом, Гроусбек выдает следующее: «В НБА есть франшизы, которые будут стоить миллиарды, — шепчет он. — Если они уже не появились».

Надо отметить, что в НБА действительно есть две команды, которые в этом году стоят больше миллиарда, но Celtics не из их числа — во всяком случае, по нашим оценкам. В этом году Forbes оценил команду Вика в $730 млн, поставив ее на четвертое место в лиге вслед за за New York Knicks ($1,1 млрд), Los Angeles Lakers ($1 млрд) и Chicago Bulls ($800 млн).

 

В это сложно поверить? Это эпоха, когда команды с небольших рынков вроде Memphis Grizzlies стоят $377 млн, а Sacramento Kings — если их продажа пройдет успешно — более $500 млн. Это эпоха раздутых телевизионных контрактов, которые скачкообразно увеличивают стоимость спортивных франшиз в каждой лиге по всей стране.

И тем не менее ключевые инвесторы Celtics — Гроусбек, бывший партнер в компании Highland Capital, и Стив Пальюка, ветеран Bain Capital, — утверждают, что их команда не продается. Во всяком случае пока. Гроусбек, который вырос в соседнем Вестоне (штат Массачусетс), — законченный фанат. Он из тех, кто с одинаковым упоением обсуждает драфты, составы «команды звезд» и удачную сделку с компанией Comcast. Гроусбек наслаждается управлением командой-брендом, которую подхватил в спящем состоянии.

 

Однако Гроусбек и Пальюка не просто развлекаются. Они делают деньги: в прошлом сезоне клуб заработал $19 млн операционной прибыли и $143 млн выручки. При этом хозяева Celtics не владеют ареной, на которой проходят игры, а стадион — один из главных источников доходов в профессиональном спорте. Арена TD Garden принадлежит компании Delaware North Cos, которой управляет владелец хоккейного клуба Boston Bruins Джереми Джейкобс.

При покупке Celtics Гроусбек и Пальюка провернули хитроумную сделку: они добились бесплатной аренды TD Garden (тогда арена называлась Fleet Center) для команды на семь лет, уломав владельца стадиона простым доводом «кому нужна будет эта арена без Celtics?». Кроме того, партнеры заключили соглашение о продаже лож только на баскетбольные матчи. Затем Гроусбек и Пальюка увеличили количество сейлзов в два раза, а те убеждали спонсоров вкладывать деньги именно в Celtics, хотя их конкуренты уже подписали соглашения с TD Garden. В результате на играх Celtics на баннерах соседствуют мобильные операторы Sprint и AT&T.

В погоне за прибылью бизнесмены выкинули репортеров и скаутов с премиальных мест, которые теперь продаются по $1000. Некоторые рекламные баннеры были перемещены в углы площадки, где они чаще попадают в телевизионные камеры и оправдывают свою более высокую стоимость. Итог? Десять лет назад по привлекательности для спонсоров Celtics топтались в середине списка команд НБА, а сегодня клуб ворвался в первую пятерку лиги. Не подкачали и телевизионные контракты. Новое соглашение с Comcast удвоит телевизионные доходы Celtics до $40 млн с потенциалом резкого роста в следующие 20 лет.

 

Сильные финансовые результаты Celtics связаны не только с отличным маркетингом, но и со спортивными успехами, хотя еще в сезонах 2005-2007 годов фанаты жаждали крови директора по баскетбольным операциям Дэнни Эйнджа и главного тренера Дока Риверса: в 2007 году Celtics закончили сезон со вторым худшим результатом в своей истории. Но ни того ни другого не уволили. «Мы старались думать о будущем», — говорит Пальюка.

Эйндж, бывший атакующий защитник звездных Celtics 1980-х, возродил утраченную веру в команду, выбрав в первом раунде драфта НБА 2006 года Рэджона Рондо — подающего надежды игрока, который со временем превратился в одного из лучших разыгрывающих лиги. Попутно Эйндж расчистил платежную ведомость, что позволило клубу подписать звездных ветеранов Кевина Гарнетта и Рэя Аллена перед сезоном 2007-2008 годов. Гарнетт, Аллен и лидер Celtics Пол Пирс, за которыми медиа закрепили прозвище «Большая тройка», обеспечили Бостону титул чемпиона в 2008 году (впервые с 1986 года). Затем последовал финал 2010 года, где они проиграли Los Angeles Lakers, и финал Восточной конференции в 2012 году, в котором они уступили будущим чемпионам из Miami Heat.

Мы не знаем, решат ли Гроусбек и Пальюка продавать Celtics за другую «смехотворную» сумму или нет, но они уже оставили свой след в истории НБА. Клуб Miami Heat скопировал их стратегию «Большой тройки» и также быстро выбился в лидеры лиги. И все больше мультимиллионеров, сделавших состояние на прямых инвестициях, становятся владельцами клубов НБА — Том Горз в Детройте, Джошуа Харрис в Филадельфии и Джо Лейкоб (бывший миноритарный акционер Celtics) в Окленде.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+