Недогруз: самолеты "Волги-Днепр" могут перестать летать из-за конфликта с Украиной
Весной 2014 года крупнейший в мире авиаперевозчик сверхтяжелых и крупногабаритных грузов компания «Волга-Днепр» с годовой выручкой 50 млрд рублей, принадлежащая Алексею Исайкину, оказалась между двух огней. С одной стороны, экономические санкции США и ЕС в отношении России поставили под вопрос многолетнее сотрудничество «Волга-Днепра» с заказчиками из НАТО. С другой — новые власти на Украине готовы свернуть многие совместные с Россией проекты.
Важнейший партнер «Волга-Днепра» — государственное предприятие «Антонов», базирующееся в Киеве. «Антонов» — разработчик и производитель крупнейшего в мире серийного авиагрузовика Ан-124-100 «Руслан». В парке «Антонова» семь таких перевозчиков, а у «Волга-Днепра» — 10. До 2006 года эти компании конкурировали на рынке сверхтяжелых авиаперевозок, а потом решили объединить силы и создали два СП. Ruslan SALIS оказывает услуги по военным контрактам, а Ruslan International — по гражданским. Уникальные характеристики самолета с грузоподъемностью 120 т, способного приземляться и взлетать с грунтовых полос, как нельзя лучше подходят для решения военно-транспортных задач. В 2006 году Ruslan SALIS заключил первый контракт с НАТО об использовании «Русланов» на три года. НАТО называет это сотрудничество временным решением, но контракт продлевался сначала в 2008-м, а затем — в 2010-м и 2012 году. Текущий контракт действует до 31 декабря 2014 года, его сумма не называется. Кроме того, Ruslan SALIS выполнял перевозки по заказу военных ведомств отдельных стран, например перебрасывал французские военные грузы в Мали и доставлял технику Минобороны Японии при реализации антипиратской кампании в Сомали.
Западная пресса уже сообщала о намерении НАТО перезаключить контракты по использованию «Русланов» напрямую с украинским ГП «Антонов». Пресс-атташе НАТО Симон де Мансо на вопросы Forbes не ответила. В «Волга-Днепре» сохраняют спокойствие. «Исключение нашей компании из этой программы даже не обсуждается, — говорит старший вице-президент Группы компаний «Волга-Днепр» Сергей Шкляник. — Сейчас мы спокойно ведем переговоры о продлении контракта на 2015–2016 годы». Главный редактор издания «Арсенал отечества» Виктор Мураховский считает, что НАТО не сможет найти альтернативу «Русланам» при вывозе крупногабаритной техники из Афганистана.
Если с НАТО пока все идет в соответствии с договоренностями, то отношения с украинскими партнерами из ГК «Антонов» вызывают тревогу у руководства «Волга-Днепра».
Кабинет министров Украины 9 апреля отстранил от должности председателя правления «Антонова» Дмитрия Киву, сторонника сотрудничества с российскими компаниями. Пока за ним сохранился пост президента — генерального конструктора ГК «Антонов», но украинские СМИ сообщали, что уже готов проект постановления об увольнении Кивы и с этой должности. От ГК «Антонов» получить комментарии не удалось — Кива находился на больничном, его первый заместитель в отпуске. Телефоны отдела маркетинга и связей со СМИ не отвечали.
От «Антонова» зависит, смогут ли «Русланы» компании «Волга-Днепр» подняться в небо. Дело в том, что самолеты ежегодно обязаны продлевать летную годность на украинском предприятии. В ближайшие два месяца «Волга-Днепр» должна продлить на «Антонове» летную годность пяти своих «Русланов» из десяти (еще два до конца 2014 года, остальные — в 2015 году). «У Дмитрия Кивы еще есть возможность остаться», — надеется Шкляник.