Условно направления работы компаний сферы телеком в повестке устойчивого развития можно разделить на пять групп:
Повышение качества жизни работников, их гендерного равенства и условий работы. Компании телеком-сектора уделяют много сил улучшению условий труда работников, следят за развитием работников и инвестируют в их обучение.
Улучшение качества жизни людей через развитие основных продуктов компании. Компаниями создаются новые базовые станции, расширяется зона охвата, повышается скорость доступа к сети, улучшается набор доступных функций.
Улучшение качества жизни людей через развитие косвенных сервисов. Телекомы активно инвестируют в развитие решений, связанных с умным городом, развивают решения в сфере больших данных, которые, например, используются для поиска пропавших людей.
Улучшение состояния окружающей среды достигается компаниями за счет снижения экологической нагрузки компаниями напрямую, а также экологическими инициативами в рознице — например, программами трейд-ин, в рамках которых использованные мобильные телефоны и другие гаджеты принимаются на переработку или для вторичного использования.
Социальная ответственность, благотворительная деятельность, развитие местных сообществ и поддержка людей, нуждающихся в помощи.
Программы по достижению целей устойчивого развития есть у телеком-компаний и на внешнем уровне, в коммуникации с потребителями. Рассмотрим самые интересные и, на наш взгляд, важные примеры работы телекома на внешнем рынке.
Интернет во все уголки страны и для людей всех возрастов. Несмотря на интенсивное развитие операторов связи, размеры страны пока не позволяют охватить всех жителей качественной связью и интернетом. Однако мобильные операторы продолжают улучшать качество связи, подключая наиболее удаленные уголки России к сети. Помимо подключения людей к интернету, важным является обучение тех, кто не имеет опыта работы в сети. С 2012 года МТС реализует проект «Мобильная академия», в рамках которого более 30 000 пенсионеров в 30 регионах получили основы интернет-грамотности. Это снижает уровень цифрового неравенства в обществе.
Большие данные и поиск людей. Один из главных «побочных» продуктов мобильных операторов — большие данные о геолокации и перемещениях, интересах и активности пользователя. Часто такие данные жизненно необходимы. Три крупнейших оператора — «Билайн», «МегаФон» и МТС активно используют big data для помощи поисково-спасательным отрядам «Лиза Алерт».
«Билайн» использует SMS с учетом геолокации для поиска людей и вовлечения волонтеров. Сервис работает для абонентов всех операторов связи, на него подписано порядка 70 000 человек в 57 регионах. Большая часть подписчиков рассылки находится в Москве и Московской области (15 015 человек), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (8701 человек).
«МегаФон» использует специально разработанную платформу. Использование Big Data не только экономит время поиска, но и увеличивает вероятность нахождения людей, которые видели пропавшего человека. По запросу «Лиза Алерт» оператор рассылает СМС с информацией о пропавшем человеке абонентам по заданному радиусу и с учетом социальных графов. Проект имеет высокую эффективность: сервис использовался более чем в 350 поисках в 38 регионах России, и в каждом третьем случае люди отзванивались и оставляли информацию о потерявшемся. Всего «Лиза Алерт», в том числе при поддержке «МегаФона», нашел более 23 000 пропавших людей в 2019 году.
АФК «Система» (акционер МТС) в 2018 году запустила конкурс с фондом 6 млн рублей «Одиссея», его цель — создать технологические решения для поиска и спасения потерявшегося в лесу человека, в том числе без источника связи, в радиусе не менее 10 км в течение 10 часов при максимальном спектре погодных условий. В конкурсе принимали участие команды из числа сотрудников технологических компаний, университетов, научных организаций, инженерных команд, энтузиастов и благотворительных организаций.
Трейд-ин в салонах сотовой связи. Управление отходами, особенно сложной техникой, большая часть составных деталей которой может быть использована вторично, — одно из основных направлений деятельности телекоммуникационных компаний в сфере устойчивого развития. Подобную активность проявляют практически все игроки рынка телекома. С 2017 года «Мегафон» принимает старую технику и дает взамен скидку на новую для повышения осознанности населения. До 2020 года принимали кнопочные телефоны и смартфоны, с 2020 года — смарт-часы, детские часы и фитнес-браслеты.
Отраслевые особенности устойчивого развития: розничная торговля продуктами питания
С начала работы проекта компания приняла на утилизацию более 500 000 устройств, отправив на переработку 72 т пластика, стекла и металлов. Если бы эти устройства оказались на свалке, то загрязнили бы 1000 га земли.
Аналогичные проекты запущены у МТС, Tele2 и «Билайна».
Поддержка людей, нуждающихся в помощи. МТС совместно с БФ «Система» организовал проект для детей «За гранью тишины» — показ музыкальной пьесы с сурдопереводом в 20 городах России, в том числе для детей с нарушением слуха. Всего в акции участвовало 380 волонтеров МТС, а кукольное представление увидели 2600 взрослых и детей.
«МегаФон» активно помогает людям с ограниченными возможностями: поддерживает развитие адаптивной физкультуры и паралимпийских видов спорта для любителей и профессионалов. С 2006 года проводится турнир международного уровня по теннису на коляске MegaFon Dream Cup, благодаря которому спортсмены-колясочники могут набирать рейтинговые очки в международных рейтингах и добиваться новых успехов на мировой арене. C 2011 года компания является генеральным партнером сборной страны по следж-хоккею, поддерживает Федерацию бочча России (паралимпийский вид спорта, игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу. — Forbes) и секции бочча в разных городах страны.
Резюмируя, можно сказать, что телеком-индустрия — один из лидеров и пионеров проектов в сфере устойчивого развития как в корпоративных программах для сотрудников, так и во внешних активностях и маркетинговых коммуникациях.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора