За первый квартал 2017 года поступления НДС выросли на 16% к уровню прошлого года. И этот рост дало не увеличения налоговой нагрузки, а массовая чистка теневого сектора налоговыми органами. НДС жестко собирают с тех компаний, которые до сих пор работают «в серую» или откровенно «в черную». Несколько лет назад вице-премьер Шувалов оценивал ущерб бюджета от использования однодневок в 1 трлн рублей. И это те самые выпадающие доходы, которых так не хватает государству в кризисный период.
«Помойки», «прокладки», «живопырки», более известные как фирмы-однодневки, были и остаются главным драйвером налоговой оптимизации в современной России. Они фигуранты каждого второго налогового спора в арбитражных судах. За связи с ними наказывают крупнейших промышленников и предпринимателей, и они публично просят защиты от натиска налоговых органов у главы государства
Самая популярная налоговая схема с использованием однодневок – это накрутка себестоимости и вычетов НДС за счет перепродажи товаров через цепочку подставных фирм. В упрощенном виде схема выглядит так: товар от производителя выходит по цене 100 рублей плюс 18 рублей НДС. Через серию бумажных перепродаж компания получает этот же товар по цене, допустим, 290 рублей плюс НДС 52 рубля. Далее она продает товар своим покупателям по 300 рублей плюс НДС 54 рубля. Разница между входящим и исходящим НДС подлежит уплате в бюджет: за счет прокладок налог составит 2 рубля, работая в чистую компания заплатит 36 рублей. Часть денег пройдет по цепочке и будет обналичена в банкоматах, либо уйдет в офшор.
Однодневками пользуются многие: интернет-поисковики, столичные хоккейные клубы, «дочки» крупнейших компаний на бирже («голубые фишки») и крупных иностранных брендов. Особенно активно привлекают их в работу строительные фирмы, директора которых чаще других получают реальные сроки за налоговые махинации. Например, осенью 2016 года к 4 годам колонии приговорен гендиректор компании-подрядчика при строительстве Приморского океанариума.
Считается, что топ-5 отраслей помимо строительства – это импорт товаров, ретейл, алкогольная промышленность, ювелирное производство и транспортные перевозки. Недавнее расследование в СМИ показало, например, что «живопырки» заняли 20% рынка производства матрасов.
По данным «СПАРК-Интерфакс», число фирм-однодневок в России сократилось более чем в 2,5 раза с 2011 года. Сейчас их число оценивается на уровне порядка 700 000, в то время как в 2011 году этот показатель составлял 1,8 млн.
Сегодня однодневка – не массовый продукт, а штучный товар. Она по всем внешним признакам напоминает реально действующий бизнес и требует значительных затрат на поддержание имиджа. У однодневки нового поколения симпатичный офис, на телефонные звонки отвечает приятный женский голос, а генеральный директор неплохо разбирается в сути бизнеса. Нередко это серьезные компании с историей и репутацией, которые столкнулись с финансовыми трудностями, и были проданы их владельцами организаторам фиктивных схем.
Сегодня с такими схемами борется мощнейший электронный сервис ФНС России – «всевидящее око» система АСК НДС – 2. Все данные из налоговых деклараций по НДС стекаются в единую общероссийскую базу в огромном вычислительном big data центре в подмосковной Дубне. Система позволяет в реальном времени прослеживать всю цепочку поставок и без особого труда выявляет махинации в уплате НДС.
В кулуарных беседах на конференциях сотрудники центрального аппарата ФНС России предрекают скоропостижную кончину оптимизации НДС с использованием фиктивных компаний. Но, увы, о полном истреблении говорить преждевременно. Во-первых, рядовые инспекторы на местах утверждают, что АСК НДС – 2 работает пока не в полной мере и небезупречно, что абсолютно нормально для пусконаладки такого сложного программного продукта.
Во-вторых, система видит только цифры из счетов-фактур продавца и покупателя, но не понимает конкретики. Поэтому в автоматическом режиме выстроить цепочку движения товара от производителя (импортера) до конечного покупателя пока нельзя. Ситуация кардинально изменится, когда система будет полностью синхронизирована с базами таможенников и Центрального банка.
Но даже сейчас налоговикам хватает инструментов, чтобы выигрывать более 90% судебных споров по однодневкам. Порой жертвами пробюджетно настроенных судей становятся и добросовестные респектабельные компании. В последних делах Верховный суд отчасти переломил тенденцию, что вынудило налоговиков в апреле разослать руководителям на местах письмо-разъяснение. В нем говориться, что рядовым инспекторам стоит тщательнее прорабатывать вопросы должной осмотрительности, чтобы не наказывать невиновных.
Должная осмотрительность – ключевой рубеж обороны при обвинениях в связях с однодневкой. Если компания докажет, что была заботлива и осмотрительна при выборе своего поставщика, то сможет избежать штрафов и многомиллионных доначислений. При этом стоит проверять поставщика первого звена, а не всю цепочку, ведь в непосредственную связь компания вступает именно с ним.
О том, как проверять поставщиков, налоговая служба периодически выпускает письма, в которых предлагает собирать комплект документов. С еще большей регулярностью на встречах с налоговиками бизнесмены по всей стране требуют раз и навсегда предоставить им конкретный и исчерпывающий перечень. Собрал документы по списку – гарантированно не виноват.
Но должная осмотрительность — это не пачка документов, и даже не селфи с директором контрагента, когда тот лично посещает ваш офис для подписания договора. Должная осмотрительность сродни моде. Перефразируя известного кутюрье Ральфа Лорена, должная осмотрительность — это не перечни и списки, а состояние души. Директор всегда должен действовать по четкому алгоритму и записывать все ходы, прежде чем заплатить поставщику.
Иначе отсутствие нескольких бумажек, которые предписано запрашивать у контрагентов, может сыграть злую шутку даже с самым добросовестным налогоплательщиком.