К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Революция машин: как китайские компании стали крупнейшим игроком на рынке роботов

Фото Karl-Josef Hildenbrand / DPA / TASS
Фото Karl-Josef Hildenbrand / DPA / TASS
Если российские производители хотят развиваться, нельзя замыкаться на внутреннем рынке, необходимо выходить на рынок Китая

Китайский рынок промышленных роботов стал крупнейшим в мире. В 2014 году рынок вырос на 56%, достигнув уровня 57 000 единиц, в 2015 году — еще на 20%, до 68 600 единиц. Для сравнения, совокупный объем продаж всех европейских стран в 2015 году составлял только 50100 единиц, а Северной Америки, Японии и Кореи — 36400, 35000 и 38000 единиц соответственно.

В 2014 году президент КНР Си Цзиньпин произнес речь в китайской Академии наук о грядущей революции роботов, которая сначала трансформирует Китай, а затем и весь мир. Правительство КНР ставит задачу ускорить внедрение в китайских компаниях технологий больших данных (Big Data), облачных вычислений (cloud computing), интернета вещей (Internet of Things) и сфокусироваться на создании «умных фабрик» (intelligent manufacturing).

Существенные государственные средства центрального правительства выделены на научные исследования и разработки, финансирование проектов, связанных с робототехникой. Только в провинции Гуандун местное правительство выделило $150 млрд на переоборудование фабрик промышленными роботами, а также создание двух центров, занимающихся разработкой интеллектуальных решений в области робототехники и технологий автоматизации – центров по производству промышленных роботов.

 

В провинции Гуандун роботами оборудуют 1950 компаний, в первую очередь, занятых в автомобильной промышленности, производстве бытовой техники, электронике, текстильной промышленности, производстве строительных материалов. Китай – крупнейший в мире рынок промышленных роботов. По данным International Federation of Robotics (IFR), начиная с 2013 года, китайский рынок промышленных роботов стал крупнейшим в мире. В 2014 году рынок вырос на 56%, достигнув уровня 57 000 единиц – четверть мирового рынка, в 2015 — еще на 20%, до 68 600 единиц. Для сравнения, совокупный объем продаж всех европейских стран в 2015 году составлял только 50,1 тыс. единиц, а Северной Америки, Японии и Кореи — 36400, 35000 и 38000 единиц соответственно.

Прогноз IFR результатов 2016 года еще более впечатляющий: рост продаж КНР к предыдущему году составил 31%, Китай выходит на годовой уровень продаж 90 000 единиц – немногим менее чем вся Европа и Северная Америка вместе, 54 200 и 38 000 единиц соответственно. К 2019 году IFR прогнозирует рост годовых продаж промышленных роботов в Китае до уровня 160 000 единиц – почти 40% мирового производства, и это уже больше, чем во всей Европе, Северной Америке и Японии вместе взятых.

 

Среднегодовые тепы роста объема продаж в КНР в 2017-2019 прогнозируются на уровне 21%, то время как темпы роста в Европе снизятся до 8,3%, в Северной Америке достигнут уровня 6,6%, в Японии упадут до 4,2%, а в Корее останутся практически без изменений – в пределах 4,8%. Исследователи американского инвестиционного банка Citi и Оксфордского университета в отчете «The Future Is Not What It Used to Be» оценили период окупаемости роботов, задействованного в сварочных работах в автомобильной промышленности. По их расчетам, с 2010 до 2015 срок окупаемости снизился с 5,3 до 1,7 года, а к 2017 он уже составил 1,3 года.

По объему продаж промышленных роботов автомобильная промышленность соперничает с электроникой. Так, например, крупнейший в мире производитель электроники, тайваньская компания Foxconn Technology Group (富士康科技集团) , которая использует промышленные роботы собственной разработки, планирует производить в КНР 10 000 роботов в год и к 2020 году роботизировать 30% своих китайских фабрик. По прогнозам IFR, к 2020 году в Китае будет, в среднем, 150 роботов на 10 000 промышленных рабочих – втрое больше, чем в 2015. Для сравнения, в США в 2015 году этот показатель составлял 176 единиц, Корее – 531 единицу, Японии и Германии – 305 и 301 соответственно.

Если посмотреть во сколько раз численность промышленных рабочих в Китае выше, чем в США, Корее, Японии и Германии и сделать поправку на темпы роста роботизации в этих странах, то в абсолютном выражении к 2020 году в КНР будет сосредоточено свыше 60% мирового роботизированного производства, а в США – не более 15%. Можно представить себе, как это повлияет на мировой расклад сил.

 

Создание собственного роботостроения в КНР

Из 160 000 промышленных роботов, которые по прогнозам IFR, будут проданы в Китае в 2019, около 100 000, по тринадцатому пятилетнему плану КНР, будут произведены китайскими компаниями – четверть мирового производства. По данным Министерства промышленности и информационных технологий КНР, годовое производство роботов в стране в 2013 году составляло около 9 500 единиц, в 2014 – 17 000, в 2015 приблизилось к 33 000 единиц. Для того чтобы выйти на запланированный уровень годового производства 100 000 единиц к 2020, нужно поддерживать среднегодовые темпы роста 24,6%. В реальности все происходит гораздо быстрее.

Китай активно приобретает по всему миру высокотехнологичные компании, занимающие передовые позиции в робототехнике, чем существенно ускоряет развитие собственного роботостроения. Так, например, несколько месяцев назад крупнейший китайский производитель бытовой техники компания Midea Group Co.(美的集团) купила за $5 млрд одного из четырех ведущих мировых производителей промышленных роботов, лидера отрасли в Европе — немецкую компанию Kuka AG. В феврале Midea Group Co. купила контрольный пакет израильской компании Servotronix, специализирующейся на технологиях автоматизации. Для получения технологий китайские компании формируют всевозможные альянсы с лидерами отрасли. До покупки Kuka AG, Midea Group Co. вошла в совместное предприятие с японской компанией Yaskawa, также как и Kuka AG входящей в большую четверку ведущих мировых производителей промышленных роботов. С третьей компаний большой четверки – японской Fanuc стратегическое партнерство заключил крупнейший в мире производитель микроволновых печей, входящий в десятку крупнейших китайских производителей бытовой техники — компания Galanz (格兰仕集团).

КНР развивает своих собственных производителей роботов. Так листингующаяся на Шанхайской бирже компания Ningbo Techmation (宁波弘讯科技股份有限公司), занимающаяся производством оборудования для пластиковой промышленности, организовала дочернюю робототехническую компанию E-Deodar(伊雪松机器人), которая производит роботы по ценам на 20-30% ниже, чем их иностранные конкуренты, такие как ABB или японская Kawasaki. Число китайских компаний, подобных E-Deodar постоянно растет.

В кулуарах ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей заместитель министра промышленности и информационных технологий КНР г-н Ксин Гуобин (Xin Guobin) сообщил, что в настоящее время в КНР насчитывается свыше 800 робототехнических предприятий с объемом производства в 2016 году около 72 400 роботов. Развитие искусственного интеллекта в КНР создаст еще большие перспективы для развития робототехники. В конце марта 2017 года совместное предприятие крупнейшего американского разработчика программного обеспечения для виртуализации VMware и китайского производителя высокоскоростных компьютеров Sugon Information Industry Co., Ltd. (中科曙光) – компания Zhongke Ruiguang (中科睿光软件技术有限公司), вывела на китайский рынок новую облачную операционную систему Cloudview SVM Edition V3, права на производство ключевых технологий которой полностью принадлежат Китаю.

 

Практически в то же время компания Alibaba Group на своей облачной инфраструктуре предложила широкой публике интеллектуальные решения, помогающие внедрить централизованное управление данными на производстве. Эти сервисы бизнесы могут арендовать у Alibaba Group на почасовой основе. Стремительный рост роботостроения КНР напоминает бум развития электронной торговли в начале 2000-х годов. КНР переформатирует мировое производство.

По данным United Nations Statistics Division в 2015 году на долю КНР приходилось больше четверти мирового промышленного производства, по объему промышленного производства Китай обогнал США на 37%. Масштабная роботизация автомобильной текстильной, химической промышленности, логистики, производства электроники, продуктов питания, бытовой техники, которую проводит Китай, существенно переформатирует мировое производство. Midea Group Co., несколько месяцев назад купившая немецкую Kuka AG, инвестирует $725 млн в строительство «умных фабрик» в нескольких китайских городах, в общей сложности планируется использовать 1500 роботов.

И это только начало. С помощью технологий Kuka AG, Midea Group Co. станет серьезным игроком будущего китайского и мирового рынка робототехники, а «умные фабрики» будут лишь частью ее продукции. «Умная фабрика» — это не только установка на производственную линию более дешевых и эффективных роботов, гораздо большие возможности лежат в интегрировании промышленных роботов с поступающими в режиме реального времени данными от потребителей и автоматизированной логистической системой. Для повышения производительности, улучшения качества и ускорения логистики, «умные фабрики» планируют строить и другие производители бытовой техники — Haier (海尔集团), Joyoung (九阳股份有限公司), Gree (珠海格力电器股份有限公司).

Аналитики предполагают, что будущее за небольшими «умными фабриками», у которых достаточно перепрограммировать софт, чтобы производить новую продукцию. Крупное производство, требующее сотни миллионов инвестиций для производства 5 или 10 миллионов единиц продукции выглядит менее привлекательно. В ближайшие несколько лет правительство Китая планируют создать совершенно новую промышленность, когда роботы производят роботов, а продукцию производят заводы- автоматы. Занимаясь роботизацией собственной промышленности, КНР будет оттачивать существующие и создавать новые технологии, используя свое главное преимущество – самый большой рынок в мире. Без рынка любые усилия по развитию робототехники остаются на уровне НИОКР. Возможно это было одной из причин, почему немецкая Кuka AG была продана Китаю и почему японские робототехнические гиганты вынуждены делиться технологиями с китайскими конкурентами.

 

В конечном итоге, в Китае на смену экспорту продукции придет экспорт интеллектуальных решений в области робототехники и технологий автоматизации – экспорт «умных фабрик», автоматизированных линий. Взрывной рост производительности позволит КНР существенно снизить цены на свою продукцию и вытеснить конкурентов с их традиционных рынков. Четверть мирового производства – уровень, на который Китай вышел в 2015 — за несколько лет может стать половиной. Квантовый скачок в развитии промышленности Китая, приведет к тому, что целые отрасли промышленности других стран за несколько лет морально устареют. Роботизация в КНР полностью переформатирует мировое производство. Роботизация КНР и ре-индустриализация США.

В ближайшие несколько лет у США не будет возможности принять вызов Китая в части внедрения роботизированных технологий. В США нет робототехнических компаний, которые были бы лидерами мирового рынка. Да и общественное мнение в пользу роботизации пока не сложилось. В этих условиях все разговоры администрации США о ре-индустриализации, создании новых рабочих мест в промышленном секторе можно парировать бессмертными словами Уинстона Черчилля: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Открытая экономика не позволит США отгородиться от продукции, выпущенной на «умных фабриках» китайского производства.

Окно возможностей для России

В России роботостроение развивается, в основном, в военно-промышленном комплексе. Серийного производства промышленных роботов для гражданских нужд на сегодняшний день нет. Если судить по китайским меркам, то рынка тоже нет. Переоснащение китайской промышленности на основе робототехники открывает новые возможности для российских компаний, занимающихся созданием программного обеспечения роботизированных комплексов.

 

Если российские производители хотят развиваться, нельзя замыкаться на внутреннем рынке и оставаться на уровне НИОКР, необходимо выходить на рынок Китая, как это сделали лидеры мирового роботостроения ABB, Fanuc, Yaskawa и другие. При этом важно понимать, что окно возможностей не будет открыто бесконечно долго. Стратегический курс на создание собственной робототехнической промышленности, в первую очередь, должно держать государство. Например, в Германии в рамках госпрограммы прописана стратегия под названием «Индустрия 4.0», однако пока не ясно, как будет реализовываться эта стратегия без лидера отрасли – Kuka AG, проданного китайской стороне.

В России 14 февраля 2017 года утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы (НТИ). Объем финансирования дорожной карты «Технет» в рамках НТИ составит 15,6 млрд рублей в 2017-2019 годах, из которых 7 млрд рублей – внебюджетные средства. На фоне инвестиций в робототехническое направление китайской провинции Гуандун — $150 млрд, инвестиции в реализацию дорожной карты «Технет» не выглядят обнадеживающе. Не вселяют оптимизма и ожидаемые результаты: по этому плану к 2019 году доля России на мировых рынках «Фабрик будущего» в сегменте инжиниринга и конструирования должна составить 0,5%, а к 2025 году – 0,9%. Количество фабрик к 2019 – три, к 2025 году – десять.

Руководители России и Китая практически одновременно в 2014 году поставили задачи по развитию робототехники. На сегодняшний день в КНР насчитывается свыше 800 робототехнических предприятий с объемом производства в 2016 году около 72 400 роботов, а в России за это время разработали План мероприятий («дорожная карта») «Технет». Темпы реализации «дорожной карты», закладывают неконкурентоспособность российской промышленности в будущем, а без адекватной государственной поддержки робототехническое направление Россия потеряет так же, как в свое время, практически потеряно было гражданское самолетостроение, отданное на откуп «невидимой руке рынка».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+