К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Русал» против Китая: почему производители из Поднебесной теснят других производителей

Фото REUTERS / Ilya Naymushin
Фото REUTERS / Ilya Naymushin
Технологическое отставание может сыграть дурную шутку с компанией Олега Дерипаски

Холдинг En+ Олега Дерипаски готовится к выходу на Лондонскую или Гонконгскую биржу. Акционеры планируют вложить привлеченные средства в производство алюминия. На мировом рынке в производстве алюминия наиболее сильным игроком является Китай.  Его алюминиевая промышленность за несколько лет нарастила долю в мировом производстве алюминия с 10% до 55%. По эффективности использования электроэнергии в производстве алюминия КНР лидирует уже больше 10 лет, постоянно упрочивая свои позиции. Китай стал самой эффективной нацией – производителем алюминия. Истории успеха крупнейших китайских алюминиевых компаний приковывают внимание аналитиков.

Отчет Emerson Analytics 

В начале марта этого года акции крупнейшего в мире производителя алюминия, потеснившего с первой позиции компанию «Русал», China Hongqiao Group Ltd (中国宏桥集团有限公司 — далее Hongqiao) не торговались не Гонконгской бирже почти неделю. Причина – скандал, разразившийся в связи с публикацией исследования компании Emerson Analytics, обвинившей Hongqiao в фальсификации отчетности, начиная с IPO в 2011 году по настоящее время.

 

На своем сайте специалисты Emerson Analytics заявляют, что поставили себе цель «разоблачить столько случаев мошенничества на китайском фондовом рынке, сколько в их силах». За последние 3 года в фокус их разоблачений попали уже пять компаний, листинговавшихся на Гонконгской бирже, включая Hua Han Health Industry (00687.HK), China Fiber Optic Network System (03777.HK) and Sound Global (00967.HK), акции которых не торгуются по сегодняшний день.

Аудиторами китайского алюминиевого гиганта Hongqiao с момента IPO до издания аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности за 2014 год были Deloitte Touche Tohmatsu (Deloitte). В июне 2015 года Deloitte под предлогом разногласий по сумме гонорара сложил с себя полномочия аудитора Hongqiao. Emerson Analytics обвиняет Deloitte в недобросовестном исполнении своих обязанностей в течение всех трех лет. Также Emerson Analytics обвиняет в халатности и компанию Ernst and Young, которая стала аудитором Hongqiao после Deloitte.

 

Emerson Analytics на 46 страницах аргументирует обвинения в адрес Hongqiao в беспрецедентном завышении прибыли через занижение стоимости генерируемой внутри компании электроэнергии и глинозема, накоплении убытков и долгов в миллиарды юаней на аффилированных компаниях, выведенных за периметр консолидации, получении существенных скрытых субсидий от государства в виде возможности не платить местные налоги за генерацию электроэнергии.

В ответ на 46-страничное исследование Emerson Analytics компания Hongqiao ограничилась заявлением, что все аргументы в отчете предвзято отобраны, вводят в заблуждение, не соответствуют действительности и не обоснованы и что компания находится в процессе подготовки детальных разъяснений в ответ на предъявленные обвинения.

7 марта торговля акциями Hongqiao возобновилась, хотя детальных разъяснений опубликовано так и не было. Сразу с начала торгов акции Hongqiao стали активно скупать инвесторы из материкового Китая. Уже 10 марта был зафиксирован 4-процентный рост цены акций по отношению к началу года, на руках инвесторов с материкового Китая было 8,32% акций компании. 81,1% держит основатель компании г-н Zhang Shiping (张士平) и его семья. Но история не закончилась — 22 марта торги Hongqiao снова были приостановлены.

 

Компания Hongqiao начинала с производства и дистрибуции джинсовой одежды, производством алюминия занялась в 2006 году, в 2011 году провела IPO, через 5 лет превзошла по объему производства «Русал» и вышла на первое место в мире.  История Hongqiao созвучна истории успеха алюминиевой промышленности КНР, которая за несколько лет нарастила долю в мировом производстве алюминия с 10% до 55%.

Технологический прорыв в производстве алюминия в Китае 

Согласно данным International Aluminium Institute (IAI), в среднем, в 2015 году на производство одной тонны алюминия Китай использовал 13,562 кВт*ч электроэнергии, в то время как Европа (включая Россию) расходовала 15,522 кВт*ч — на 14,5% больше чем Китай. Не намного лучше дела обстоят и в Северной Америке: на производство одной тонны алюминия они тратят 15,130 кВт*ч электроэнергии — на 11,6% больше Китая.

По эффективности использования электроэнергии в производстве алюминия Китай лидирует уже больше 10 лет, постоянно упрочивая свои позиции.

В начале марта китайское правительство в целях улучшения экологической обстановки на севере страны анонсировало сокращение производства алюминия на 30% и глинозема на 50% в провинциях Шаньдун, Хэнань, Шаньси и Хэбэй, где производится около 37% китайского алюминия и 78% глинозема. В результате внедрения этих мер к ноябрю 2017 в КНР ожидается снижение производства алюминия на 4% и глинозема на 15% от годового производства в 2016 году. Биржа сразу же отреагировала на это сообщение ростом цен на алюминий.

 

Маловероятно, что стратегия развития алюминиевой отрасли КНР предполагает снижение доли Китая в мировом производстве алюминия – старые заводы будут замещены новыми, более крупными. Спрос на создание новых мощностей в производстве алюминия ведет к развитию технологий в КНР в гораздо большей степени, чем в России, западных странах или на Ближнем Востоке.

В конце октября 2016 года «Русал» сообщил о запуске разработанного в компании первого электролизера нового поколения РА-550, способного работать с силой тока более 550 кА, который должен заменить работающие сейчас электролизеры РА-300. На западе от момента разработки электролизеров 300 кА до создания электролизеров более чем 500 кА ушло 25 лет, в то время как Китай прошел путь от 300, 400, 500, выше 600 и уже сейчас 640 кА только за 10 лет.

Технология развивается в направлении повышения экономической эффективности: электролизер 640 кА, работающий в Китае, в части потребления электричества на производство одной тонны алюминия эффективнее электролизера 550 кА, разработанного «Русалом». Соответственно, планировать использование РА-550 для модернизации существующих предприятий и при будущем строительстве новых заводов (информация с сайте «Русала») – значит закладывать технологическое отставание от Китая еще на этапе планирования.

В проект создания электролизера РА-550 потребовались $28 млн инвестиций для того, чтобы преодолеть 25-летнее технологическое отставание «Русала» от западных компаний. На это было привлечено государственное финансирование из Фонда развития промышленности и Минобрнауки. Однако для поддержания конкурентоспособности российских производителей алюминия на мировом рынке необходимо преодолеть технологическое отставание «Русала» от Китая — для модернизации существующих предприятий и при будущем строительстве новых заводов следует разрабатывать и использовать электролизеры 640 кА или еще более эффективные.

 

Передел мирового рынка алюминия 

Технологическое первенство китайских производителей – залог успеха в ценовой конкуренции. Снижая цены, Китай вытесняет производителей алюминия с рынка по всему миру, даже в их странах базирования. Так в США количество заводов по производству алюминия уменьшилось с 14 в 2005 году до пяти в настоящее время. Из оставшихся пяти заводов два сокращают производство, а три других рассматривают возможности остановки во втором квартале этого года. Производители алюминия США требуют от государства введения антидемпинговых мер против продукции из КНР. 9 марта 2017 Американская Алюминиевая Ассоциация подала ходатайство в Министерство торговли США об антидемпинговых и компенсационных пошлинах в отношении китайских импортеров алюминиевой фольги.

Высокая эффективность производства алюминия и финансовые возможности позволяют Китаю заниматься экспортом технологий по всему миру – в Индии, Иране, Малайзии, Вьетнаме, под новые заводы КНР предоставляет финансирование. Западные страны пока не импортируют китайские технологии производства алюминия, но, с другой стороны, они и не строят большого числа алюминиевых заводов. Итак, китайские производители алюминия вытесняют конкурентов с рынка, используя два рычага: низкие цены на продукцию и строительство заводов по производству алюминия в странах, которые традиционно этот металл импортировали.

Если внутренний рынок производители алюминия могут защитить с помощью заградительных пошлин и других мер, то с потерей внешних рынков дела обстоят сложнее. Например, в США, куда идет четверть российского экспорта алюминия, «Русалу» придется выдерживать ценовую конкуренцию не только с китайскими коллегами, но и с производителями алюминия из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Омана, Катара и др., которые имеют новые заводы и по технологической эффективности превосходят «Русал». По данным IAI, в 2016 году объем производства алюминия странами Персидского залива на 30% превысил объем производства стран Центральной и Восточной Европы, куда включили данные по России.

 

Предложение России создать международное объединение по типу ОПЕК в сфере алюминиевой промышленности, куда бы входили Россия, Китай и страны Персидского залива, озвученное министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым 28 февраля этого года, вряд ли будет поддержано Китаем. Если исходить из объемов производства алюминия а 2016 году по данным IAI, то доля КНР в этом объединении составляла бы 77%, стран Персидского залива – 13%, а России – 10%. Даже если предположить, что в Россия объединится со странами залива, подавляющее большинство за Китаем. На сегодняшний день Китаю не имеет смысла ограничивать себя никакими соглашениями.

Что касается строительства новых мощностей по производству алюминия в третьих странах, то нельзя же запретить традиционному импортеру алюминия строить новые современные мощности по его производству. А Китай приходит с самыми передовыми технологиями и предлагает благоприятные условия финансирования, тем более что технологическое оборудование новых заводов под это финансирование будет поставляться из КНР. Создание дополнительных мощностей по производству алюминия будет оказывать еще большее давление на цены.

Конкуренты китайских производителей алюминия, и РУСАЛ – в их числе, теряют зарубежные рынки. В этих условиях для производителей алюминия актуальность приобретает задача сохранения производства первичного алюминия, как минимум, внутри страны. Для РУСАЛа особая острота вопроса состоит в том, что 75% продукции компании уходит за рубеж и только 25% реализуется на отечественном рынке.

Алюминиевая долина в Красноярском крае

 

Создание Алюминиевой долины в Красноярском крае направлено на решение вопроса сбыта продукции Красноярского алюминиевого завода, для чего на новые производственные площадки приглашаются переработчики алюминиевых полуфабрикатов. Своим непосредственным потребителям Красноярский алюминиевый завод предлагает прямые поставки качественного алюминия в жидком, расплавленном виде, что должно снизить издержки переработчика. Для реализации проекта предполагается привлечь иностранные инвестиции.

Интерес иностранных переработчиков алюминия в этом проекте может быть в выходе на российский рынок. Что касается выхода на мировой рынок с продукцией глубокой переработки алюминия, то здесь должны быть очень серьезные аргументы, помимо поставки алюминия в жидком, расплавленном виде для того, чтобы иностранные высокотехнологичные компании, производящие конкурентную на мировом рынке продукцию, пришли в Красноярск. Маловероятно, что китайские компании решат производить в Красноярске продукцию глубокой переработки алюминия, а потом перевозить ее в Китай или третьи страны. Скорее всего, они захотят создавать рабочие места в своей стране, работать в среде, которую хорошо понимают. А вот сделать какие-то инвестиции, чтобы получить свою долю российского рынка китайская сторона вполне может.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+