К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Счастье от ума: совместное потребление заменит экономика совместного интеллекта

Фото Akos Stiller / Bloomberg via Getty Images
Фото Akos Stiller / Bloomberg via Getty Images
Многие рассуждают о том,что экономика совместного интеллекта станет продолжением бума экономики совместного потребления — от такси через Uber и жилья на AirBnB до подержанных кроватей на Avito.

После экономики совместного интеллекта может развиться еще один тренд — экономика совместного интеллекта. Как он развивается?

Жизнь российского предпринимателя с самого начала 90-х до 2008 подчинялась нескольким несложным правилам:

  • росли все рынки (от жилья до автомобилей и телефонов), потребление било все рекорды, привозишь любой товар из Европы или Штатов — и его сметают с полок. Поэтому надо было агрессивно отхватывать долю рынка, расширять ассортимент, строить магазины — и быстро, чтобы конкуренты не перехватили выгодную локацию. В том, что любой товар продастся с маркой 300%, можно было особо не сомневаться.
  • быстро используй возможности прихватить имущество конкурента или государственное. Крепкие кулаки или административный ресурс (либо их комбинация) решали любой вопрос. Интересное исследование провели в 2002 году в одном из официальных сервисов автомобилей Мерседес — на первой (самой используемой) кнопке в радио в 80% случаев играло радио Шансон. Наверное, случайное совпадение? В общем, как пел Цой, «какое значение имеет 1000 слов, когда важна крепость руки?»
  • создавай множество бизнесов, строй «холдинг» — от банка (обязательно нужно иметь свой банк) до пары прихваченных по случаю заводов и обязательно свой ЧОП. Помните такую аббревиатуру? 

Все было просто и относительно линейно — смотри правила. Действуя по ним, были построены тысячи бизнесов и сотни «холдингов», а обладатели самых крупных состояний переселялись в Лондон, где на первой кнопке радио в их машине играет теперь, наверное, Бетховен. Положение обязывает.

 

А тем временем в 2008 году прозвенел звонок. Я бы назвал его третьим звонком перед началом большого спектакля. До начала шоу еще 30 минут, но в воздухе уже висит ожидание. В 2008 стало понятно — большие валютные долги это скорее зло, экономика не будет расти вечно, а банк может отобрать твой бизнес, а во многих случаях хочет отобрать и только ждет твоей ошибки. В 2014 зазвенел второй звонок — Крым и рухнувшие цены на нефть. Вместе с ними рухнула и мечта о вечно-потребляющем российском среднем классе (который быстро начал исчезать), равно как накренились и многие бизнесы, делавшие на него ставку. Ну и третий звонок вовсю звенит в наши дни — даже с избранием Трампа санкции с нас никто не торопится снимать, на Украине вновь стреляют, и ни один здравомыслящий западный бизнесмен ни доллара сейчас не вложит в российский бизнес и не купит ни одну компанию.

Итак, шоу под названием «Эпоха неопределенности» началось. Ее ключевая характеристика — отсутствие правил и закономерностей. Брать кредит или не брать? Пойдут продажи нового товара или нет? Стоит ли развивать экспорт? Брать нового генерального директора или рулить самому? Какая стратегия позволит увеличить капитализацию? Покупать ли банкротящегося конкурента или его проблемы фатальны? Вопросов больше, чем ответов.

 

И в этот момент начала обостряться проблема владельцев и топов, которую я бы назвал «Одиночество на вершине». И в самом деле — а с кем посоветоваться? Редкому собственнику бизнеса повезло иметь жену, способную дать профессиональный  совет по работе. С друзьями в бане? Подставиться и признаться им, что тебе нечем возвращать банковский кредит, а банкиры уже теряют терпение? О сотрудниках я уже и не говорю — чистая потеря лица признаться, что проблема большая и ты — лидер — не знаешь, что делать.

Ответом на эту «боль» бизнес-лидеров стало формирование закрытых деловых клубов, давно уже работающих на Западе (таких, как Vistage в США). Там экономика перестала бешено лететь вверх уже давно, и каждый шаг наверх дается с трудом и сопряжен с опасностями.  В России уже давно действует западная Young Presidents Organization, недавно был запущен проект R2 Личный Совет Директоров Игоря Рыбакова (со-основателя холдинга «Технониколь») и Оскара Хартмана (KupiVIP, CarPrice). Автор этой статьи и сам посещает одну из групп R2, где в среде себе подобных (в моем случае  — владельцев малого и среднего бизнеса) можно вынести на обсуждение свой вопросы, а коллеги, подобранные по принципу отсутствия конкуренции (то есть в одной группе не могут сидеть два владельца розничных сетей, например) поделятся своим опытом решени аналогичных проблем. Если у участника такого опыта нет, он не высказывается по этой  теме — таким образом, участники делятся именно практическим опытом, а не теоретическими взглядами, почерпнутыми в книгах. По моему опыту — иногда бывает весьма полезно.

В чем всегда была одна и особенностей России? В стремлении владеть, а не арендовать. В Германии, например, более 70% всего жилья — арендуемое, в России — в разы меньше. у нас до сих пор смотрят на арендующего квартиру как на ущербного — либо жена выгнала из дома, либо денег не хватает. Поэтому купить и владеть остается важным российским принципом — кроме разве что группы хипстеров/стартаперов в Москве. Как это совместимо с потребностью получить доступ к экспертизе умных и опытных людей одного с тобой ранга? Ответ нашелся и тут — в своем бизнесе можно собрать свой личный, консультативный, совет директоров.

 

В прошлом году мы получили принципиально новый заказ — московский фонд прямых инвестиций вошел в капитал устойчивого и вполне успешного хай-тек бизнеса в регионе. К бизнесу прилагался отец-основатель, создавший компанию много лет назад, сделавший ее прибыльной — и упершийся в плато роста. То есть роста нет. показатели хорошие — но роста нет. И на вопрос фонда — по какой стратегии нам развиваться, чтобы через пять лет удвоить стоимость бизнеса — основатель не смог дать внятного ответа.

Он был и остается гением операционного управления — но создать новую работающую стратегию не получается. В итоге фонд пришел к нам с запросом на привлечение в качестве независимого члена совета директоров кого-то, кто уже создавал такую компанию с похожим продуктом и смогу бы ее продать — то есть прошел весь путь на более развитом рынке, например московском. Такой человек вполне может уже быть миллионером после успешно проведенной сделки — но если он сохранил силы, интерес к жизни и активный ум, ему может быть интересно помочь компании в регионе, получив за это опцион, а также репутацию и связи с одним из крупнейших российских инвесторов. За несколько месяцев такого человека удалось найти — за его плечами была сделка с очень похожей компанией. Теперь он раз в месяц присутствует на советах директоров, где присматривает за разработкой и реализацией стратегии. При этом он вполне состоятельный человек и не находится в отношении найм/подчинение, что дает ему возможность свободно высказывать свое мнение, не боясь быть уволенным акционерами. И его слушают.

Вот так вот меняются нравы в российском бизнесе, где рост перестал быть автоматическим. а признаться в том, что ты, хотя и собственник, но не супер-герой — стало нормой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+