К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Полоса препятствий. Как норвежская компания научила географа строить веревочные парки в России

Фото Алексея Тихонова для Forbes
Фото Алексея Тихонова для Forbes
Срок окупаемости крупного веревочного парка — около 3,5 лет, небольшого — до двух лет. Основную выручку паркам приносят взрослые посетители

В августе 2014 года в небольшую компанию Space Concept, занимавшуюся ландшафтными работами, позвонили владельцы крупного земельного участка в Ленинградской области. Это были основатели федеральной косметической сети «Рив Гош» Павел и Лариса Карабань. «У заказчиков было 11 га леса, которые они не знали, как использовать. Мы предложили построить веревочный парк «Кошкино», — вспоминает основатель Space Concept Федор Прилежаев о первом крупном проекте, который определил дальнейшее развитие его бизнеса. В строительство «Кошкино парк», который открылся в мае 2015 года, инвесторы вложили 23 млн рублей. Выручка Space Concept за 2016 год составила около 20 млн рублей.

Выпускник геофака СПбГУ Федор Прилежаев уже на старших курсах в 2010 году устроился в российско-норвежскую компанию Norway Park, которая строила веревочный парк в поселке Орехово под Санкт-Петербургом. Проект был масштабный — норвежцы вложили в строительство 140 препятствий более €1 млн, а Прилежаев как менеджер занимался всем — от набора персонала до составления маркетинговой стратегии. «После запуска парка мне предложили заняться строительством новых объектов компании, но операционная деятельность мне была неинтересна, хотелось построить собственный бизнес», — говорит Прилежаев. В конце 2012 года предприниматель открыл небольшую компанию, которая выполняла заказы по ландшафтному дизайну дачных участков, но мечтал самостоятельно строить большие парки для активного отдыха, как Norway Park. «По работе я постоянно ездил по области и стал обращать внимание на полузаброшенные парки и базы отдыха», — рассказывает Прилежаев. Предприниматель решил искать такие объекты и предлагать собственникам проекты по их развитию. В июле 2014 года он зарегистрировал ООО «Спэйс Концепт», а уже в августе получил первый крупный заказ на обустройство большой территории.

Павел и Лариса Карабань обратились в Space Concept через гендиректора компании «Терра-М», управляющей участком. «Федор предложил построить на этом участке парк для активного отдыха с веревочным лабиринтом, вейкбордом, кемпингом, трассой для беговых лыж», — рассказывает Никита Базжин, генеральный директор «Терра-М» (по данным «Контур.Фокус», компания принадлежит супругам Карабань и управляет «Кошкино парк»). Начать решили с веревочного парка, чтобы привлечь в «Кошкино» посетителей. «Нашим преимуществом было отсутствие прямых конкурентов в направлении Мурманской трассы в Петербурге», — добавляет Базжин. Супруги Карабань инвестировали в проект 23 млн рублей. Перед началом строительства 15% в проекте выкупил Прилежаев, а супругам Карабань принадлежит по 42,5%.

 
Самая сложная трасса из девяти в «Кошкино парк» — «фиолетовая», с ней не всегда справляются даже профессиональные спортсмены. Фото Алексея Тихонова для Forbes

Веревочные парки появились в России в середине 2000-х. Первыми строить такие зоны активного отдыха стала компания GoPark (строит парки «ПандаПарк»), в 2006 году появились «Лесной Экстрим» в Челябинске и «Эльф» в Екатеринбурге. «До середины 2000-х годов в России не было качественных веревочных парков», — говорит Дмитрий Скляренко, гендиректор GoPark и сооснователь сети веревочных «ПандаПарк». Компания «ПандаПарк» владеет и управляет 14 объектами в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи. За 10 лет GoPark построила более 100 парков в России и Казахстане и, по оценке Скляренко, занимает 70% рынка.

Space Concept Прилежаева также зарабатывает не только на строительстве, но и на эксплуатации парков (ежегодные проверки, техобслуживание, обучение персонала), а также консультирует клиентов по операционной деятельности. Это приносит около 30% выручки. Оборот Space Concept по итогам 2015 года составил 30 млн рублей, в 2016-м — около 20 млн. «В 2015 и 2016 годах не было крупных проектов. Такие, как «Кошкино», бывают раз в несколько лет», — говорит Прилежаев. Но за эти два года Space Concept построила еще три парка в Ленобласти. На строительство одного объекта, по оценке Прилежаева, уходит 3–5 месяцев. По словам гендиректора Norway Park Павла Штелинга, средняя стоимость одного парка составляет 20–25 млн рублей (выручка компании за 2016 год — 86,5 млн).

 

Срок окупаемости крупного веревочного парка — около 3,5 лет, небольшого — до двух лет. Пропускная способность зависит от масштаба. За два первых сезона «Кошкино парк», оснащенный девятью трассами разной сложности и протяженности, посетило около 26 000 человек. Число посетителей парка «Северный» в городе Кировске Ленобласти (две трассы, тренировочная площадка и троллей) в 10 раз меньше. Для сравнения: у самого крупного объекта Norway Park в Орехово посещаемость за сезон составляет 35 000 человек, а «ПандаПарк» принимает более 1 млн за сезон.

Основную выручку паркам, которые строит Space Concept, обеспечивают взрослые, на детские билеты приходится около 30%, а на корпоративные заказы — 15%. Стоимость билета для ребенка и взрослого в выходной день составляет 1100 и 1400 рублей соответственно. Затраты на эксплуатацию мало зависят от числа посетителей, уверяет Прилежаев: «Весь парк, через который в удачный день проходят 350–400 человек, обслуживает всего 6–7 инструкторов».

По словам Штелинга, строить большой парк за городом много выгоднее: «Человек не может пройти все трассы за один день и в любом случае возвращается к вам».  Возврат посетителей в одном сезоне в «Кошкино парк» — около 30%. У Norway Park возвращается около трети клиентов.

 

Летом 2017 года Space Concept начинает строительство нового проекта — вейкборд-парка в Санкт-Петербурге. Инвестиции составят 5 млн рублей, но с партнером по проекту Прилежаев пока не определился. «Мы изначально занимались не только веревочными парками,  теперь взяли у государства в аренду водоем, разработали концепцию и проект», — добавляет предприниматель. Полежаев уверяет, что все парки, которые строит Space Concept, отвечают стандартам Европейской ассоциации веревочных парков ERCA.

Парки для активных развлечений — сезонный бизнес,  на зиму их обычно консервируют. Чтобы компенсировать простои, Прилежаев решил заняться производством комплектующих для веревочных парков и строительством детских площадок под брендом Fun Concept. В эти проекты он вложил уже около полумиллиона рублей. Параллельно предприниматель ищет инвесторов в строительство нового крытого парка в Петербурге. «Правда, в погожий летний день посетители все равно предпочтут открытый загородный парк», — отмечает Федор Прилежаев. Он считает, что выбрал правильную стратегию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+