Создание Фонда развития информационных технологий является формой «экономической» девиации. Еще в 1963 г. Х.С. Беккер дал следующее определение: «Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Неужели принятие столь важных решений по развитию экономики отражает лишь рефлексию Правительства на санкционную политику? Слухи о создании фонда ходили по рынку уже давно, но цели его создания так и остались расплывчатыми. Вот машиностроители в России очень нуждаются в поддержке, потому что у них активы в России – цеха, оборудование, рабочие места, дорогие кредиты, высокие налоги, иностранные конкуренты с поддержкой их государств.
Сфера информационных технологий менее капиталоемкая и более мобильная. Ценность подобных компаний в нематериальной сфере и, как следствие, космополитична. Вложив бюджетные средства невозможно привязать их ноге государственного произвола. Мировые лидеры информационной отрасли олицетворяют собой эпоху глобализма. Российский рынок информационных технологий оценивается в $12 млрд. Темп прироста рынка в 2016 году составит порядка 1% в номинальном выражении, а вот в реальном выражении второй год подряд наблюдается спад, причем спад 2015 года составлял более 8%, а в 2016 году составит менее 2-4%.
Основной причиной спада, естественно, является экономический кризис, который привел к снижению спроса на продукты и услуги компаний IT-отрасли. Госфинансирование (даже частичное) в компании сферы информационных технологий способно создать краткосрочные экономические стимулы по созданию разработок в России, но заказчики и спрос на их продукцию формируется за рубежом. Эти компании не создадут рабочие места, не будут заниматься профессиональной переподготовкой наших граждан, поэтому в период кризиса можно было бы только с удивлением наблюдать потоки наших средств, тратящихся на поддержку одной из наиболее здоровых отраслей в России.
В этом смысле сокращение расходов на научные исследования вполне логичны, т.к. экономический эффект крайне низок. А есть необходимость сообщать об успехах в самых передовых и современных сферах жизни, т.к. хакеры в правовом обществе не являются предметом почитания, то велик соблазн «прислониться» к мировой славе, весьма заслуженной, российских программистов. Более 50% IT-рынка приходится на рынок комплектующих и «железа», где пока отечественные компании не входят в когорту лидеров, хотя есть локальные разработки оборудования на международном уровне, но комплектующие, в подавляющем большинстве случаев зарубежного происхождения.
Информационные технологии в России развиваются очень динамично, пользуясь подвижной нормативно-правовой базой компании предлагают услуги по автоматизации бизнес-процессов и консультированию. Нужно ли искусственно нарушать комплексность предоставляемых услуг? Компания, видя итоговую цель в предоставлении услуги, формирует спрос, и сама участвует в разработке программных продуктов, что делает осмысленной цепочку разработчик-потребитель. Государство, вторгнувшись в эти отношения, способно кардинально изменить стимулы сместив приоритеты от интересов потребителя к удовлетворению мифических показателей эффективности расходования госсредств. Важно снова не ограничиться делением программных продуктов на российский и иностранный, IT-компаний на них и чужих, создавая неравные условия конкуренции и становясь тормозом развития отрасли.