К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Медвежья услуга: почему государству не нужно помогать айти-компаниям

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Неравные условия конкуренции и становятся лишь тормозом развития отрасли

Создание Фонда развития информационных технологий является формой «экономической» девиации. Еще в 1963 г. Х.С. Беккер дал следующее определение: «Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к «нарушителю». Неужели принятие столь важных решений по развитию экономики отражает лишь рефлексию Правительства на санкционную политику? Слухи о создании фонда ходили по рынку уже давно, но цели его создания так и остались расплывчатыми. Вот машиностроители в России очень нуждаются в поддержке, потому что у них активы в России – цеха, оборудование, рабочие места, дорогие кредиты, высокие налоги, иностранные конкуренты с поддержкой их государств.

Сфера информационных технологий менее капиталоемкая и более мобильная. Ценность подобных компаний в нематериальной сфере и, как следствие, космополитична. Вложив бюджетные средства невозможно привязать их ноге государственного произвола. Мировые лидеры информационной отрасли олицетворяют собой эпоху глобализма. Российский рынок информационных технологий оценивается в $12 млрд. Темп прироста рынка в 2016 году составит порядка 1% в номинальном выражении, а вот в реальном выражении второй год подряд наблюдается спад, причем спад 2015 года составлял более 8%, а в 2016 году составит менее 2-4%.

Основной причиной спада, естественно, является экономический кризис, который привел к снижению спроса на продукты и услуги компаний IT-отрасли. Госфинансирование (даже частичное) в компании сферы информационных технологий способно создать краткосрочные экономические стимулы по созданию разработок в России, но заказчики и спрос на их продукцию формируется за рубежом. Эти компании не создадут рабочие места, не будут заниматься профессиональной переподготовкой наших граждан, поэтому в период кризиса можно было бы только с удивлением наблюдать потоки наших средств, тратящихся на поддержку одной из наиболее здоровых отраслей в России.

 

В этом смысле сокращение расходов на научные исследования вполне логичны, т.к. экономический эффект крайне низок. А есть необходимость сообщать об успехах в самых передовых и современных сферах жизни, т.к. хакеры в правовом обществе не являются предметом почитания, то велик соблазн «прислониться» к мировой славе, весьма заслуженной, российских программистов. Более 50% IT-рынка приходится на рынок комплектующих и «железа», где пока отечественные компании не входят в когорту лидеров, хотя есть локальные разработки оборудования на международном уровне, но комплектующие, в подавляющем большинстве случаев зарубежного происхождения.

Информационные технологии в России развиваются очень динамично, пользуясь подвижной нормативно-правовой базой компании предлагают услуги по автоматизации бизнес-процессов и консультированию. Нужно ли искусственно нарушать комплексность предоставляемых услуг? Компания, видя итоговую цель в предоставлении услуги, формирует спрос, и сама участвует в разработке программных продуктов, что делает осмысленной цепочку разработчик-потребитель. Государство, вторгнувшись в эти отношения, способно кардинально изменить стимулы сместив приоритеты от интересов потребителя к удовлетворению мифических показателей эффективности расходования госсредств. Важно снова не ограничиться делением программных продуктов на российский и иностранный, IT-компаний на них и чужих, создавая неравные условия конкуренции и становясь тормозом развития отрасли.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+