«В сегменте недвижимости, в первую очередь коммерческой, работает достаточно много турецких компаний, и мы не исключаем, что часть из них уйдет с реализации крупных проектов в стране. Доверие к ним как к партнерам подорвано», — заявил министр строительства России Михаил Мень 26 ноября, через два дня после того, как российский бомбардировщик был сбит турецкими истребителями.
Громкие слова вылились в две серьезных проблемы для турецких строителей. С 1 января 2016 года им станет гораздо сложнее привлекать соотечественников для работы на российских объектах: квоты будут снижены. Кроме того, чтобы заключить новый контракт с российским инвестором, турецкой компании нужно будет обратиться в правительство России за специальным разрешением.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов заверил, что ограничения не коснутся контрактов, заключенных до 31 декабря 2015 года. Однако и инвесторы, и сами генподрядчики с волнением следят за развитием межгосударственного конфликта. «Уход турок с рынка — это проблема очень серьезная, это не шутки, — говорит один из крупных владельцев недвижимости в Москве, на объектах которого работали турецкие подрядчики. — Их инженеров очень сложно будет заменить». Forbes собрал перечень крупных проектов в активной стадии строительства, генподрядчики на которых — турецкие компании. Подробнее об объектах — заложниках русско-турецких отношений — в нашей галерее.