К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кризис закончился, а МВА остался

Кризис закончился, а МВА остался
Посткризисные тенденции: где теперь принято учиться и куда идти на собеседование

Когда грянул финансовый кризис, многие менеджеры, давно планировавшие обучение, спрятались в бизнес-школы. Спокойно получая образование, они понимали, что ничего не упускают — на рынке труда царил штиль. Потом кризис сменился рецессией, а поток желающих получить МВА только увеличился. Статистика сдачи математического теста GMAT говорит, что желающих получить MBA в 2009 году стало больше. Число россиян, сдававших GMAT, также увеличилось (см. график).

Чего ждут абитуриенты от посткризисного МВА и где ждут их самих? Вот три главных тренда.

 

Не ждите финансовой помощи от работодателя

Говоря о росте спроса абитуриентов, поступающих на программы MBA в кризисное время, стоит сделать несколько оговорок. Рост произошел благодаря частным лицам, а не компаниям. Прежде всего было отмечено увеличение числа желающих поступить на full-time программы  (обучение начинается с азов менеджмента и проходит на кампусе), а не на Executive MBA (программа повышения квалификации состоявшихся менеджеров).  Компании, которые ранее оплачивали образование своих сотрудников, при первых признаках кризиса урезали бюджеты на образование, а частные лица, менеджеры и бизнесмены, при наличии средств для инвестиций, наоборот, решили вложить деньги в знания и связи.

По моему прогнозу, это можно назвать тенденцией — в ближайшие 3–5 лет, пока мир не отойдет от последствий кризиса, компании будут занимать очень сдержанную позицию в плане обучения своих сотрудников на программах MBA.

 

Азия ждет вас

До кризиса большинство студентов со всего мира ехало получать МВА в США. В 2009 году впервые за последние несколько лет количество иностранных «аппликантов» в американских школах упало. Впервые в истории бизнес-образования всего 78% результатов GMAT по всему миру отослали в школы США (ранее более 85%), а 41% иностранных аппликантов послали свои тесты вообще не в американские школы. Такого уже давно не происходило. В чем дело?

Раньше в США на МВА стремились не только за сильной школой менеджмента, но и за тем, чтобы получить кредит без поручителя и желаемую работу на Уолл-стрит (чтобы побыстрее вернуть этот кредит). После кризиса в американских банках резко уменьшилось количество кредитных продуктов без поручителя. С работой для иностранцев стало совсем плохо.

Кроме того, вырос интерес к одногодичным МВА-программам (в США — двухгодичные). Если учиться в кризис, то быстро. Таким образом, европейские программы стали серьезно конкурировать с заокеанскими. Меньшая стоимость образования, сильный бренд в рамках Европы — все это непосредственно влияет на выбор людей.

 

Еще одна мощная тенденция — рост интереса к азиатским программам. Как показала практика, страны Азии гораздо быстрее отходят от последствий кризиса. А если говорить о лидере региона — Китае, то китайцы вообще ушли в отрыв, у них растет промышленное производство. Кроме того, любой менеджер, получающий МВА, прежде всего думает о работе после программы и возврате вложенных средств. Выбирая между стагнирующей экономикой Старого Света и быстрорастущей Азией, студенты отказываются от интегрированности в западную бизнес-культуру и европейскую жизнь — и остаются.

Этот тренд может развиться настолько, что в ближайшие 10–15 лет в Азии появятся собственные сильные бренды. Почва для их роста уже есть — тот же INSEAD несколько лет назад открыл кампус в Гонконге. Думаю, ждать появления нового Гарварда в Китае осталось недолго.

Где ждут менеджера с МВА

Компании сократили количество выпускников МВА, которых они могут нанять на работу. Если в 2008 году компания нанимала в среднем 12 выпускников, то в 2009 году число позиций сократилось до шести. Количество бизнес-структур, которые нанимают MBA-выпускников, за последний год сократилось с 59% до 50%.

Тем не менее спрос на MBA-выпускников остался сильным в консалтинге — McKinsey, BCG, Bain и другие монстры отрасли набирают заказы, связанные с реструктуризацией корпорации и сменой стратегии бизнеса. Также наблюдается рост популярности менеджеров с МВА в здравоохранении и фармацевтике. В первую очередь их ищут транснациональные корпорации, выходящие на новые рынки. Еще одна отрасль, где ждут МВА, — интернет-стартапы. Например, Facebook планирует открыть офисы сразу в нескольких развивающихся странах, в том числе и в России. Под эти проекты Марк Цукерберг нанял сразу нескольких МВА из Стэнфорда.

И наконец мода последних лет — за МВА идут те, кто хочет управлять социальными проектами. Желающие возглавить благотворительные фонды, GreenPeace и другие экологические движения, организаторы программ микрокредитования и дистрибуции продукции фермеров — вот аудитория МВА с социальным уклоном. Через несколько лет мы увидим, превратится ли эта мода в долгосрочный тренд.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+