«Требуется по 200 встреч в Zоом»: правила инвестирования Николая и Марины Давыдовых
«Мы с Мариной по-разному смотрим на стартапы: я — с технической точки зрения, она — со стороны команды. Если цифры можно поправить, то людей — нет. Поэтому, если Марине не нравится стартап, мы в него не инвестируем», — рассказывал венчурный инвестор, старший венчурный партнер фонда Fort Ross Ventures Николай Давыдов на деловом завтраке Breakfast deal.
Вместе с женой Мариной Давыдовой он приехал в Москву из Кремниевой долины, где они живут и работают последние шесть лет. Вместе супруги развивают венчурную студию Davidovs. За первую половину этого года Марина и Николай закрыли 11 сделок. Какие советы они дали и каких правил придерживаются?
Николай Давыдов: «Я своей жене очень завидую. Она идеальная»
О фаундерах
«Когда инвестируешь на самой ранней стадии, основной инвестиционный критерий — это люди. В Y Combinator, например, в течение нескольких лет с момента основания на каждом собеседовании присутствовала Джессика Ливингстон, жена основателя YC Пола Грэма. Ее роль заключалась в том, что разобраться в межперсональной динамике между фаундерами и понять, смогут ли они вытянуть такую сложную штуку, как строительство стартапа. Я не знаю ни одного стартапа, где между фаундерами не возникало бы споров того или иного толка. Поэтому при выборе стартапа важно понять, как основатели выстраивают отношения друг с другом и регулируют конфликты.
У каждого третьего фаундера в той или иной степени развито биполярное расстройство. Его постоянно кидает из стороны в сторону: то он думает про себя, что великий, то боится умереть бомжом. Если ты соло-фаундер, то в моменты упадка тебя никто не поддержит, не скажет: «Слушай, давай я подхвачу часть дел, а ты иди и отдохни». Особенно это важно для неопытных фаундеров, у которых за плечами еще нет опыта предыдущих стартапов. Поэтому соло-фаундеры, делающие свой первый стартап, вызывают у инвесторов серьезные опасения».
О команде
«Часто фаундеры спешат с определением ролей в команде, разбирают титулы и нанимают людей под конкретную функцию. Обычно в самом начале все занимаются всем понемногу, и четкое разделение по образу корпорации может только навредить. Например, технический ко-фаундер спешит назваться СТО (технический директор. — Forbes), а может быть, он по натуре хакер, который может быстро придумать, что с чем соединить, чтобы слепить работающий прототип. В этом случае ему может больше подойти роль VP of engineering (вице-президента по разработке), тогда как СТО станет кто-то более опытный и стратегически мыслящий.
Найм людей для выполнения конкретной функции тоже может оказаться ловушкой. На ранних стадиях очень часто будут пивоты, смены бизнес-моделей, продукта и стратегии. Лучше нанимать людей под вижн, тех, кто верит в него и может взять на себя часть работы по движению в ту сторону. Они будут меняться вместе с компанией, учиться и идти вперед. А если люди были наняты исключительно по принципу «лучше всех может выполнять эту функцию», то с ними, возможно, придется расставаться при сколько-то существенных изменениях.
Diversity (разнообразие), в случае стартапа, — не просто правильно и модно, это бывает еще и выгодно. Мы недавно сидели вшестером, пятеро белых мужиков и одна девушка, и обсуждали проект. Один говорит: «Цифры — хорошие, но мне как-то не зашел продукт». С ним все соглашаются. А судить по себе в этой ситуации вообще было неправильно, ведь 70% аудитории продукта были женщины».
Сооснователь Gagarin Capital стал венчурным партнером одного из фондов Fort Ross Ventures
О важности неудач
«На ранних стадиях инвестировать нужно в большое количество компаний. В противном случае ты проиграешь. При небольших размерах сделок на pre-seed бывают очень большие возвраты, и одна удачная сделка может многократно отбить 50 неудачных.
Шанс на успех поднимает не только увеличение количества инвестиций, но и ориентация на опытных фаундеров. По данным Pitchbook, у основателей, создающих свою третью компанию (притом что на первые две они тоже привлекали как минимум посевные инвестиции), есть 11% шанс на выход с доходностью для seed-инвестора в 10х и 2% шанс вырастить «единорога» и принести инвесторам свыше 100х.
В России, если ты взял где-то деньги и потерял, твой проект больше не проинвестируют. В Америке, наоборот, считают, что повторные фаундеры вынесли из своей неудачи опыт и следующую компанию сделают более успешной».
О нетворкинге и отношении к русским
«Лучше всего к российским фаундерам в США относились, пожалуй, в 2012-2014 годах. Тогда на Россию смотрели, как на интересный растущий рынок. После отношение неоднократно менялось. Хуже всего было, когда к власти пришел Дональд Трамп, и работать с компаниями с российским присутствием американцы откровенно опасались. Сейчас, можно сказать, настала некая оттепель.
Если вы хотите построить эффективный нетворк в США, используйте Twitter, Linkedin и специализированные площадки. Facebook не работает для нетворкинга с американцами. Для них Facebook — как для нас «Одноклассники». Туда заходят, чтобы показать тете снимки детей или выложить фотографии с тусовки. Письма на Facebook американцы воспринимают, как вторжение в личное пространство. Но письма «вхолодную» работают очень плохо, их практически не открывают. Всегда лучше найти кого-то, кто согласится сделать double-opt intro (представление, в котором у всех участников заранее уточнили, интересно ли оно им).
Стартапу важно найти эдвайзера. Это может быть человек, который может помочь вам своей экспертизой рынка или опытом построения подобных компаний и настолько верит в вашу компанию, что инвестирует в нее свое время и часто какие-то деньги. И такой человек поможет потом привлечь институциональные инвестиции. Фонды часто обращают внимание на состав эдвайзеров стартапа, чтобы получить представление о том, насколько основатели понимают собственный рынок. Эти эдвайзеры дают стартапу некий кредит доверия в глазах венчурных капиталистов».
Уроки Кремниевой долины: как международное сообщество предпринимателей помогает российским стартапам
Об изменениях рынка
«Раньше в Долине работало «правило 50 миль». Твоя компания должна была располагаться от инвестора на таком расстоянии, чтобы тот мог бы приехать к тебе на машине. В Долине были популярны прогулки с инвесторами в стиле Стива Джобса. Пандемия все это немного изменила: теперь ньюйоркцы инвестируют в стартапы из Лос-Анджелеса, а калифорнийцы — в Остин или Флориду и т.д. Поэтому строить компанию в Долине сейчас не обязательно. По опросу Initialized Capital, большинство фаундеров хотят построить стартапы, которые работают полностью удаленно, и только на втором месте — Кремниевая долина, затем Нью-Йорк и остальные города.
Сейчас классические VC понемногу уступают место новой волне управляющих. Доступ к проектам и капиталу все больше получают соло-капиталисты, инфлюенсеры и управляющие фондов из ранее редко представленных бэкграундов (женщины, иммигранты, ЛГБТ+ и т.п). С новыми моделями инвестирования, такими как синдикаты или rolling funds, инфлюенсеры могут становится VC (венчурными капиталистами/инвесторами), привлекая в управление деньги от своих подписчиков. Среди непрофессиональных инвесторов часто встречаются невероятно успешные. Самый яркий пример — Эштон Катчер (инвестировал в 55 стартапов, по данным Crunchbase). Его все знают как актера, но он охренительный VC. Его сложно назвать непрофессиональным, он значительно опытнее меня.
Фаундерам важна личность инвестора. Если все больше сделок заключается онлайн, то и онлайн-присутствие инвестора становится очень важным. Перед встречей они изучают твой профиль, смотрят, что ты пишешь в социальных сетях, чем интересуешься, какие ценности разделяешь.
Большой приток новых игроков в индустрию привел к тому, что фаундерам приходится перебирать большее количество инвесторов. Раньше стартапу, чтобы поднять хороший раунд, нужно было провести 20-30 личных встреч. Теперь для этого требуется по 200 встреч в Zоом.
С другой стороны, инфлюенсеры могут становиться и объектами инвестиций. Creator Economy невероятно сильно развилась в пандемию, и в мире появилось как множество инструментов для монетизации, так и успешно монетизировавшихся блогеров. Например, один из самых успешных YouТube-блогеров Mr. Beast (Джеймс Дональдсон) зарабатывает миллионы долларов в год (в 2020 году годовой заработок блогера составил $24 млн, по данным американского Forbes). К тому же среди них часто попадаются очень успешные инвесторы».