«Деньги — это энергообмен»: Ляйсан Утяшева о личном бренде, первом миллионе и величии Винер
Героиня нового выпуска Forbes Digest — чемпионка Европы и мира по художественной гимнастике, телеведущая и предпринимательница Ляйсан Утяшева — о том, как зарабатывают спортсмены после ухода из большого спорта и зачем нужно заботиться о себе
Ляйсан Утяшева родом из поселка Раевский, в четыре года с родителями переехала в Волгоград, где в очереди в продуктовом магазине ее заметила тренер по гимнастике Надежда Касьянова. Так началась успешная спортивная карьера.
Долгие годы Ляйсан работала с Ириной Винер, тренировалась вместе с Алиной Кабаевой. Она пережила не только большие победы, но и тяжелые травмы. В 2002 году на соревнованиях Ляйсан сильно ударила ступню, позже оказалось что это были множественные переломы ладьевидной кости, но еще несколько месяцев спортсменка продолжала тренироваться, преодолевая боль. После пяти операций и долгой реабилитации Ляйсан восстановилась и даже снова стала чемпионкой Европы. Однако после очередной травмы она поняла, что пора уходить из большого спорта.
Сейчас Ляйсан Утяшева — предпринимательница, ведущая популярного шоу «Танцы на ТНТ», основательница танцевального спектакля «Болеро», вместе с мужем, комиком Павлом Волей работает над образовательным онлайн-проектом «Сила Воли» и в пандемию запустила свое шоу на YouTube.
О разнице менталитетов и жизни после большого спорта
«После завершения карьеры я давала много мастер-классов. Ездила и в Штаты, и в Европу. Мне, кстати, везде предлагали иммиграцию, стать главным тренером, и в США, и в Европе. Потому что художественная гимнастика в России — это как Голливуд. Но я отказалась, потому что там нет такого трудолюбия и самопожертвования.
Когда я давала мастер-классы, девушки на обед могли пить сладкую газировку и есть бургеры. Но невозможно что-то сказать подростку или ребенку, очень много разных законов, которые я не знала. И когда я аккуратненько сказала одной девочке: «Пожалуйста, ты можешь завтра не приносить гамбургер с этой сладкой водой, потому что это твой вес, тебе будет тяжело, это нагрузка на твое сердце», — она ответила, что придет с адвокатом, потому что я запрещаю ей есть.
А здесь, в России, слово тренера — это закон. Если ты идешь на спорт больших достижений, ты должен идти на определенные большие жертвы — не есть после 18:00, как говорила великая Майя Михайловна Плисецкая. Балет, гимнастика — это все рядом. Если ты хочешь добиваться каких-то результатов, тебе надо в зале пахать по восемь-девять часов без преувеличения. Художественная гимнастика — это юный вид спорта, и основные результаты в нем возникают до 18 лет. А как ты на законодательном уровне можешь запретить ребенку, например, есть или еще что-то в такой стране, как Америка. Тебя либо посадят, либо уволят, либо какие-то штрафы на тебя наложат, либо тебя назовут неполиткорректной».
О неожиданных гонорарах и тратах
«Мне 16 лет, я впервые еду на Кубок мира в Берлин. Я лошадь, я зашоренная, я ничего не вижу и не слышу, я еду в первый раз с Кабаевой и Чащиной (чемпионки Алина Кабаева, Ирина Чащина. — Forbes) и я просто боюсь «обосраться». А после победы, на банкете, я ужасно испугалась, когда ко мне подошли люди в форме и говорят: «Пройдемте, пожалуйста, вот в ту комнату». Мне дали кучу каких-то бумажек заполнить, и оказалось, что я получила гонорар за победу, $20 000. На них я купила хорошую однушку в Москве.
Потом были мастер-классы, 15 лет назад один мастер-класс стоил $5000, это были очень приличные деньги. Я накопила за несколько раз и купила машину, Nissan Micra, маленькую такую, черненькую, пузатенькую. Как сейчас помню, она стоила $19 000. Потом был контракт с Reebok на пять лет, но сумму я назвать не могу, только скажу, что это было роскошно. А потом я начала работать на телевидении, почти бесплатно, зато меня многому научили».
Об Ирине Винер
«Ирина Винер (Ирина Винер-Усманова — заслуженный тренер России, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики. — Forbes) — «Екатерина II в художественной гимнастике», царица. И она дипломат. Это же женский коллектив, просто змеи везде, сильнейшие, харизматичные. И если не держать в кулаке, на одном «пожалуйста, давайте мы поработаем все, давай ты подбросишь обруч и сделаешь три кувырочка» [ничего не получится]. «Давай! Делай! Быстро!» И она не орала, чтобы обидеть, — она заводила. Я обожала эту ее энергию, я робела, боялась. Иногда даже боялась посмотреть ей в глаза, когда накосячила. Потому что знала, что она — рентген, она знает, что я накосячила.
Ирина Александровна не может без гимнастики, как и гимнастика не может без нее, это феномен. Женщина, которая может себе позволить все, впахивает в зале по 10 часов. И она отличалась человеческим подходом. Вы все знаете, когда она не бросила меня [после травмы], она боролась за меня. Травмированная гимнастка с костылями и с гипсами в Новогорске, на олимпийской базе, — это был тогда нонсенс. Но она не бросила меня подыхать в квартире, мол, приходи, когда выползешь. Мы с ней договорились, что дадим друг другу шанс».
О проекте «Болеро» и сильных женщинах
«Четыре года назад у нас с Катей Решетниковой и Игорем Рудником (танцоры, хореографы и режиссеры-постановщики. — Forbes) появился некий формат современного «Болеро». Это сегодняшний мир, где нет ни богинь, ни волхвов, где никто никому не поклоняется и на пьедестал не ставит, но аллегории остались. Собирательный образ сильной женщины, которая все сама, но одна. Образ красоты, дороговизны с болью в глазах.
Есть очень сильные, самодостаточные женщины, которые пытаются не показывать свои слабости. Они держат огромные компании, и я ими восхищаюсь. Но у них огромная дырка в душе. Им очень тяжело кого-то подпустить, кому-то довериться. Им кажется, что кто-то живет с ними из-за денег, кто-то из-за связей, кто-то из-за того, что она модная, красивая или известная. У сильных женщин есть свои проблемы, я слышала очень много таких историй. Моя мама была очень сильная, все сама. После отца она не вышла замуж и не подпустила никого ухаживать за ней. А она была очень эффектной, красивой женщиной, с ней было очень интересно, но все сама. И она мне иногда говорила: «Вот, Лейсюш, прихожу в квартиру и хочу выть от одиночества. Просто плакать хочется так, что даже некому рассказать».
Это был достаточно скандальный проект, хотя многие приходили посмотреть на гимнастку, а я уже давно не гимнастка.
Перед пандемией у нас было очень много заказов, мы раскачали наш проект, были сплошные солд-ауты (Sold Out с анг. «распродано» — когда на мероприятие проданы все билеты. — Forbes). И в какой-то момент мы подумали, что раз пандемия, мы не сможем больше собраться, это риск. А когда разрешили заполнять 50% зала, аккуратно открылась Московская область, мы решили попробовать, и реально 50% пришли. Потом в Санкт-Петербурге мы взяли площадку побольше и тоже был солд-аут. Сейчас будут четыре концерта, точно последние. Я считаю, что надо закончить на пике. Это была инвестиция в искусство, и она абсолютно реализовала себя. Она дала мне даже больше, чем я думала и рассчитывала в начале. Я вложила в проект 12 млн рублей и неожиданно для себя полностью их отбила.
Сейчас мне надо довести до ума мой следующий танцевальный спектакль и представить его уже в октябре в Москве. Скоро выйдет «Дерзкая готовка» на моем YouTube-канале».
Вячеслав Дусмухаметов и «Танцы»
«Вячеслав Дусмухаметов (продюсер и сценарист, креативный продюсер телеканала ТНТ. — Forbes), как Ирина Винер, они люди одной категории. Это абсолютный фанат своей работы, ему недостаточно просто расставить камеры, включить свет и поставить микрофон ведущему. Ему, как Ирине Винер, нужно найти твой источник, твою харизму. «Танцы» — это проект мирового масштаба, и такое удалось сделать лишь одному продюсеру, Вячеславу Дусмухаметову. Я очень рада, что он меня тогда уговорил стать ведущей, хотя я была кормящая женщина с постродовой депрессией. Он мне говорил: «Ты не ведаешь, от чего ты отказываешься». И вот семь лет уже, фактически это два олимпийских цикла».
Что такое деньги
«Деньги — это энергия, энергообмен. Ты покушаешь, ты получишь удовольствие, ты вложишь эти деньги, проинвестируешь куда-то, что принесет тебе положительную энергию. Это как огонь в тебе. Мне же важна моя энергия, поэтому мне важно зарабатывать самой. Я поддерживаю всех женщин, которым важно зарабатывать какие-то свои копеечки несмотря на то, какой бы пост ни занимали их мужчины. Но если женщине комфортно дома, у нее все в порядке и ее муж обеспечивает, то работа домохозяйкой или красивой женой — это тоже супер».
Бренды и осознанное потребление
«Я, наверное, фанат одного дома, Yves Saint Laurent. Мне нравится сексуальная классика, поэтому лучший подарок для Ляйсан — это что-то от Yves Saint Laurent. Но со мной все просто — Майя Михайловна Плисецкая любила Yves Saint Laurent, а я обожаю Майю Михайловну Плисецкую. И она такая красивая в этом во всем, это мои детские картинки, моя доска желаний. Когда финансовая возможность появилась, первый такой каприз — веерообразное платье, в котором я была у Вани Урганта и на своем 35-летии. Причем я не стесняюсь ходить в одном и том же платье куда-то по два-три раза. Мне не шоурум его дал, оно мое, я могу в нем ходить. И я за осознанное потребление и считаю бредом, что в вещи, которую я надела один раз, я не могу больше нигде появиться. Почему нет? Иногда я отдаю вещи в фонды, они их продают, а деньги отправляют на благотворительность».
О малой родине
«Там, в Раевке (поселок в Башкирии, население 19 000 человек. — Forbes), я снова маленькая Ляйсан. Я Ляйсюша, с веснушками, бегаю босая по земле, дою корову, вырываю сорняки в огороде. Как только стало можно хоть куда-то летать, я сразу полетела в Раевку, потому что там зарос огород. Я помогаю старикам, а они уезжать оттуда не хотят. Это люди того поколения, и я отчасти их понимаю. Потому что, когда я приезжаю туда и копаюсь в черноземе башкирском, я ощущаю, что я тоже жива, но жива по-другому. Мне бывает грустно, потому что мамы там уже нет, но я отвлекаюсь на другое. Это родное».
Партнеры выпуска:
Банк «Открытие» - https://clck.ru/UTW6F
Доппельгерц® Бьюти Коллаген со вкусом дыни и личи - https://www.doppelherz.ru/produkty/doppelgercr-bjuti-kollagen-so-vkusom-dyni-i-lichi/