К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Как гром среди ясного неба»: навредят ли бизнесу нерабочие дни между майскими праздниками

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Владимир Путин объявил, что все дни в период с 1 по 10 мая включительно будут считаться нерабочими из-за пандемии коронавируса. Forbes разбирался, что это значит для российского бизнеса

23 апреля президент Владимир Путин объявил о дополнительных нерабочих днях в середине майских праздников в разговоре с главой Роспотребнадзора Анной Поповой и вице-премьером Татьяной Голиковой. По мнению Поповой, из-за того, что в майские праздники люди много перемещаются между дачами и городом, риск распространения коронавируса увеличивается. Благодаря непрерывным выходным эпидемиологический прогноз станет более стабильным, рассчитывает она.

«Если вы считаете, что это необходимо, хорошо, мы так и сделаем, и сегодня я соответствующий указ подпишу», — ответил Путин на предложение Поповой. На момент публикации материала этот указ не был опубликован.

Путин объявил дни с 1 по 10 мая выходными

 

Из-за отсутствия указа опрошенные Forbes юристы затруднились объяснить, придется ли бизнесу отпустить сотрудников отдыхать в эти дни или инициатива будет нести рекомендательный характер. Большинство экспертов сходятся во мнении, что, как и в начале пандемии, дни будут признаны нерабочими и за выход на работу сотрудники получат по одному окладу. Сотрудники, которые выходят на работу в праздничные дни, получают два оклада, но сделать праздничными дни с 4 по 7 мая не позволит закон, утверждает эксперт «Актион Кадры и HR» Ирина Богомолова. Также формально сотрудники могут получить право отдыхать в дополнительные дни, но вряд ли многие будут пользоваться этим правом вопреки позиции работодателя.

«Любые предложения по увеличению количества нерабочих дней носят популистский характер», — считает замгендиректора по работе с профессиональным сообществом кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина. Затраты на дополнительные каникулы придется нести бизнесу и работникам, а это, в свою очередь, создает предпосылки для увеличения неофициальной занятости и серых зарплат, говорит она. По словам директора по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства Kelly Services Натальи Курантовой, бизнес должен будет раньше выплатить зарплаты и потеряет возможность снизить резервы на отпуска (май всегда помогает в этом плане работодателям).

 

С эпидемиологической точки зрения жесткий карантин с отменой массовых мероприятий, в том числе Парада Победы, стал бы более понятной мерой, чем добавление нескольких нерабочих дней, говорит глава банка «Точка» Борис Дьяконов. «А сейчас ничего не понятно. «Курить я буду, но пить не брошу». Экономику это точно не поднимет», — резюмирует он.

Мнения предпринимателей о том, как документ отразится на жизни их компаний и рынков, разделились. Пока одни считают, что указ никак не повлияет на работу, другие раздосадованы и утверждают, что инициатива сильно помешает их планам.

«В моей компании работают люди, которые, к счастью, понимают абсурдность «традиционных» майских каникул. И, если говорить в лексике нашего главы государства, они понимают, что «как потопаешь, так и полопаешь», — уверена основательница сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова. «Я не сомневаюсь, что большая часть сотрудников предпочтет взять выходные. В этом случае появится риск срыва контрактов, в том числе и государственных», — опасается основатель производителя теплообменного оборудования «Реиннольц Лаб» Павел Блохин.

 

Выиграть в этой ситуации могут производители и продавцы товаров для спорта, досуга, строительства, ремонта, благоустройства, садоводства и внутреннего туризма, считает Татьяна Баскина. Проиграют, по ее мнению, рестораторы, чьи доходы заметно просядут, если люди разъедутся по дачам на десять дней. В меньшей степени почувствуют изменения организации, которые перешли на гибридные и гибкие форматы работы, а также постоянно развивают свой бренд работодателя, рассуждает эксперт.

Сотрудники производственных компаний, складских комплексов и торговых организаций, которые работают в сменном графике, будут выходить на работу в любом случае, говорит Наталья Курантова. По ее мнению, пострадают компании с большим штатом офисных сотрудников, сдвинутся сроки проектов в IT-индустрии и сфере профессиональных услуг.

Forbes опросил предпринимателей с разных рынков, чтобы узнать, как они отреагировали на инициативу президента и что светит их компаниям в связи с ней.

Сергей Тонков, основатель производителя одежды St.Friday Socks

«Это как гром среди ясного неба. Бизнес предполагает планирование расходов, доходов, всего остального. И когда тебе за неделю объявляют, что у тебя будет на четыре рабочих дня меньше, то рушится вся модель. И так считаю не только я как предприниматель, но и мои сотрудники, которые получают бонусы за продажи, у которых был план, составленный исходя из рабочих дней. Они тоже в шоке.

 

К сожалению, так думают не все. Из-за этого часть бизнес-процессов у нас остановится: изменится расписание транспортной компании, поднимутся тарифы, корпоративные клиенты остановят на время заказы — то есть рухнет вся запланированная модель. Думаю, мы порядка 1–1,5 млн рублей в моменте недополучим из-за этого. Эти деньги, конечно, придут к нам позднее, после майских — отложенным спросом. Но все равно просадка в моменте для нас сейчас очень чувствительна, потому что прошлый год был провальным.

«Мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели»: как построить завод в России и понять, нужно ли бизнесу собственное производство

Сказали бы об этом в начале года. Всем понятно, что пандемия никуда бы не ушла в апреле. Бизнес бы планировал все свои продажи и производственные процессы, исходя из этих вводных. А у нас получается, что в среду нам объявляют, что надо поддерживать малый бизнес, а в пятницу — что треть месяца нерабочая.

Когда у тебя два рабочих дня между майскими, они все равно выпадают и продажи падают. Но в этот раз должны были быть две четырехдневные нормальные рабочие недели, и ничего не должно было упасть. Вместо этого у нас фактически забрали треть месяца.

 

Мы будем работать всей командой, если будут заказы. Все сотрудники сказали, что они готовы. Все зависит от того, как среагирует рынок. Если он решит работать, то ничего не изменится. Но если решит отдыхать, то заказы мы не получим».

Михаил Гончаров, основатель сети блинных «Теремок»

«В принципе эти дни никогда и не были по-настоящему рабочими. Люди, которые работают в офисе, старались уезжать на майские праздники, и эффективность работы во все предыдущие годы падала. Будет часть людей, которые пришли бы посидеть в офисе, но они не придут и не посидят. Но за эти четыре дня, которые они просидят дома, даже если они не будут работать оттуда, работа никуда не убежит.

Те, кто работают в кафе, традиционно продолжат работать, и для них вообще ничего не меняется. Если ресторан работает — кого отпускать? У открытого ресторана нет нерабочих дней, он все 365 дней в году работает.

 

Я, если честно, даже не понимаю ажиотажа вокруг этой ситуации. Ввели — и хорошо: это поможет снизить угрозу распространения коронавируса».

Алексей Захаров, основатель рекрутингового портала Superjob

«Я к объявлению отнесся спокойно, потому что треть месяца в мае и так традиционно выпадала. Думаю, критичным это ни для каких предприятий не будет. И так абсолютно вся страна традиционно работала вполсилы в это время.

Если речь идет о непрерывном цикле, не имеет значения, что сказал глава государства. Такие предприятия будут работать в режиме смен выходного дня. Думаю, все договорятся с сотрудниками при необходимости. Мы вот тоже назначим дежурных, как делаем в выходные.

 

«Идет жесткий хантинг»: почему в России резко выросли спрос на IT-специалистов и их зарплаты

Мы сегодня выпустили результаты опроса о том, что половина россиян рады объявлению длинных майских. Да, предприниматели могут быть недовольны, но их у нас в стране меньше одного процента. А народ-то отдыхает, ему хорошо, зарплата платится.

По факту разговоры о том, чтобы сделать длинные майские, идут давно. Если в этом году понравится, оставят и в следующем году. Пандемия тут скорее предлог, чтобы попробовать, а не первопричина».

Павел Блохин, основатель производителя теплообменного оборудования «Реиннольц Лаб»

 

«Я не сомневаюсь, что большая часть сотрудников предпочтет взять выходные. В этом случае появится риск срыва контрактов, в том числе и государственных. Например, мы заключили контракт с Саранской ТЭЦ-2. Если мы не выполним его в срок, в октябре станция сорвет отопительный сезон. Дальше по цепочке: я получу штрафы и негативную репутацию, заказчик получит не вовремя введенный в эксплуатацию объект, а жители подадут на него в суд за то, что не получают тепло и горячую воду.

А еще есть международные контракты. Как мы объясним иностранным партнерам, что не можем вовремя поставить оборудование, потому что вся компания не работает десять дней? Эти выходные не учитывались в контрактах, и в результате они негативно скажутся на репутации производственных компаний.

В прошлом году, чтобы сохранить контракты и бизнес, мы даже просили у министерства промышленности Свердловской области официальный документ — он подтверждал, что мы имеем право работать в условиях пандемии, так как сотрудничаем с системообразующими объектами и не имеем возможности сдвигать сроки выполнения заказов. А что делать в этом году, пока непонятно».

Евгений Давыдов, основатель рекламного агентства Setters

 

«Майские выходные получаются длиннее новогодних, и то, что о них объявили за неделю до старта, — жесткий вызов для бизнеса. Думаю, что большинство компаний воспримут это как рекомендацию и спокойно продолжат работать по производственному календарю. Вижу это логичным решением и для нас, учитывая, что мы больше года работаем со свободным посещением офисов».

Василий Рыжонков, основатель сети развлекательных VR-центров Arena Space

«Нас это не шокировало — майские праздники всегда были длинными. Для всей сферы развлечений длинные праздники — это хорошо, потому что люди тратят больше денег. Конкретно для нас многое зависит от погоды. Если будет хорошая погода, то все разъедутся за город, будут сидеть на летних террасах и верандах, как это было в начале апреля. Если будет плохая погода, на нас это скажется позитивно, потому что люди пойдут в ТЦ, где находимся мы.

Что касается сотрудников офиса, мы в пандемию выработали механизм, когда мы работаем очно-заочно на результат за определенный срок. У нас принцип спринтов. Поэтому, если сотрудник не захочет работать — пожалуйста. Главное, чтобы он дал результат в срок».

 

Михаил Свободин, председатель совета директоров сервиса доставки Foodbasket

«Люди, скорее всего, предпочтут провести эти праздники в регионах или за городом. Мы рассчитываем, что, если будет плохая погода, большой потери в выручке не будет. И, несмотря на майские праздники, ожидаем прирост выручки минимум на 40% в мае. Однако понимаем, что стоимость привлечения клиента может взлететь в два раза.

Плюс для нас это дополнительные расходы, так как сотрудникам мы платим не почасовую зарплату, а фиксированную стоимость за месяц. Курьеры будут работать по графику, а основной штат — факультативно».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+