«Прошла эйфория»: как всего за месяц угас ажиотаж вокруг Clubhouse и что ждет соцсеть в будущем
«Clubhouse не интересен», — емко ответил на предложение Forbes пообщаться о настоящем и будущем голосовой соцсети самый популярный ее русскоязычный пользователь Илья Варламов (289 000 подписчиков). Еще месяц назад аудитория Clubhouse выросла почти в 26 раз (с 7700 до почти 200 000 пользователей) всего за 10 дней (с 10 по 20 февраля). Тогда Варламов предлагал ответить на вопросы Forbes в своей комнате в соцсети, потому что Clubhouse — «это новый уровень, и мы должны как-то ему соответствовать». За неделю с 9 по 15 марта приложение скачали всего 80 000 пользователей из России, динамика регистраций и показатель DAU (Daily average users — количество активных пользователей в день. — Forbes) тоже продолжают снижаться.
Forbes пообщался с экспертами, модераторами популярных комнат и компаниями, которые вкладывают бюджеты в голосовую соцсеть, и рассказывает о причинах упадка и будущем Clubhouse.
Волна хайпа спала
По данным сервиса аналитики ClubData, предоставленным по запросу Forbes, к 15 марта в российском Clubhouse зарегистрировались 941 000 пользователей. К началу марта в соцсети зарегистрировались 653 590 человек. С начала марта показатель DAU стабильно снижался: со второго по восьмое число он упал более чем вдвое, затем на праздничные дни немного вырос, после чего падение продолжилось. Сейчас DAU составляет порядка 60 000–70 000 активных пользователей. Динамика новых регистраций также снизилась, говорит руководитель диджитал-агентства Out Digital и основатель ClubData Роман Зарипов.
Мировой рост аудитории соцсети тоже замедлился: с 1 по 16 февраля Clubhouse вырос более чем вдвое (с 3,5 млн загрузок до 8,1 млн), а с 1 по 13 марта — всего на 600 000, до 12 млн загрузок. Крупнейший рынок соцсети — США, на него к 13 марта приходилось 3,1 млн скачиваний.
Сооснователь подкаст-платформы mave.digital и активный участник дискуссий в Clubhouse Алексей Ткачук (более 66 000 подписчиков) отмечает, что интерес аудитории к соцсети стал падать еще в конце февраля, когда топовые комнаты, которые раньше регулярно слушали по 5000–6000 человек одновременно, стали собирать в два-три раза меньше пользователей. По его словам, сейчас крупная комната может собрать примерно 1000–1500 слушателей. «Сначала был дефицит инвайтов, потом кому-то надоело ждать, а другие «перегорели», — объясняет Ткачук спад ажиотажа.
Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети
Основатель телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов (более 49 000 подписчиков в Clubhouse) называет происходящее с соцсетью «волной хайпа». По его словам, на ее пике в Clubhouse пришли медийные личности (например, Олег Тиньков и Игорь Рыбаков), за ними — их аудитория, которая «послушала-послушала и ушла». «Хайпожоры — люди, которые на что-то яркое бегут и которым интересен только ажиотаж, — действительно наигрались и отошли», — вторит ему техноблогер и автор подкаста Gurov Digital Павел Гуров (более 46 000 подписчиков).
У самых ранних последователей Clubhouse «прошла эйфория», говорит Роман Зарипов. Темы дискуссий стали повторяться, к тому же на платформе стало заметно меньше русскоязычных звезд: например, перестали участвовать в дискуссиях ранее активные рэпер Джиган, ведущая и блогер Анастасия Ивлеева и председатель совета директоров Mail.ru Group Дмитрий Гришин, перечисляет Зарипов. «Плюс ко всему участвовать в дискуссиях и просто слушать комнаты довольно энергозатратно», — добавляет он.
Тусовка для своих
Алексей Ткачук и ведущий подкаста Zavtracast Тимур Сейфельмлюков (более 18 000 подписчиков в Clubhouse) замечают, что соцсеть пока не заинтересовала молодежь, которая привыкла общаться в TikTok, «ВКонтакте» и Instagram. «Clubhouse больше всего напоминает подкаст в реальном времени или радио. Контент в реальном времени — это сила, и участвовать в его создании дико интересно, — говорит Ткачук. — При этом главная проблема в том, что сам пользователь должен подстраиваться под контент, а не потреблять его тогда, когда ему удобно. Это и ограничивает спрос со стороны условных тиктокеров». По данным ClubData, ядро аудитории соцсети в России (51,6%) — люди в возрасте 25–34 лет, 31,6% — пользователи 18–24 лет и только 1,2% — младше 18 лет.
Приостановило «волну хайпа» и то, что приложение доступно только для обладателей айфонов, считает Ткачук: «Без Android пока это тусовка для своих». По данным ClubData, около 36% всех российских пользователей Clubhouse живут в Москве и Санкт-Петербурге. Часто это маркетологи, бизнесмены, разработчики, журналисты, описывает аудиторию комнат Семен Ефимов. Новый виток роста интереса стоит ждать только тогда, когда появится приложение для Android, говорит он: «Тогда Clubhouse уже точно не умрет».
Зарипов предполагает, что приложение для Android появится в течение одного или двух месяцев, так как «в комнате с Биллом Гейтсом разработчики назвали Android-версию их приоритетом номер один» (о старте разработки Android-версии компания заявляла в конце февраля, на запрос Forbes о сроках не ответила).
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей
Но сам по себе факт запуска приложения на Android вряд ли создаст такой же ажиотаж, как раньше, если на площадке не появится интересных комнат и спикеров, считает Зарипов. «Релиз нужно будет подкрепить маркетинговой активностью, — говорит он. — Или запустить кампанию с поддержкой сервиса и рекламой от лидеров мнений, или привести в сервис новых знаменитостей, или интегрироваться в крупное мировое событие — условно, церемонию «Оскар» провести в Clubhouse и там объявлять победителей».
Ткачук не согласен с расхожим мнением, что, когда в комнаты придут пользователи Android, уровень дискуссий снизится: «Не считаю, что владельцы айфонов какие-то особенные люди. Хамство есть везде — равно как и классные собеседники: не модель смартфона определяет человека».
Зарипов отмечает, что большое количество комнат сейчас посвящено инфобизнесу — для многих это уже показатель низкого уровня дискуссий. «Алгоритмы рекомендуют релевантные комнаты по твоим интересам и наличию среди участников тех, за кем ты следишь, — говорит он. — Поэтому вряд ли приход «андроидов» создаст какую-то проблему, связанную с качеством дискуссии». За появлением приложения для Android, по его мнению, последует рост проникновения в регионы и снижение среднего возраста пользователей.
В погоне за прогрессивными
На фоне текущего упадка Clubhouse почти прекратился прирост новых подписчиков, отмечают опрошенные Forbes модераторы популярных комнат. Так, например, если на профиль Ткачука в пиковые дни в феврале подписывались по 8000–9000 человек, то сейчас его аудитория растет всего на 100–300 человек в день. По словам модератора комнат «Кто такой и зачем нужен…» Анатолия Капустина (больше 48 000 подписчиков), на него подписывались до 8000 человек в день в феврале и порядка 500 — в марте.
Ткачук и Сейфельмлюков признаются, что стали реже заходить в соцсеть. Аккаунт Капустина 14 марта забанили до 21 марта (причины он не знает), теперь модератор не может участвовать в комнатах. Ефимов говорит и о снижении количества запросов на модерирование комнат: если на пике в феврале ему приходило 4–5 запросов в неделю, то сейчас только один-два.
Несмотря на спад интереса аудитории, доходы модераторов, по их словам, снизились незначительно или не снизились вовсе, потому что они повысили чек на модерацию. Капустин, например, берет 70 000 рублей за час эфира, хотя еще в середине февраля брал 30 000 рублей. «В целом спад интереса аудитории к приложению на доходах отразился не очень сильно — примерно на 30%», — уверяет он. Основатель блогерского агентства WildJam Ярослав Андреев (более 28 000 подписчиков) рассказывает, что выставил «запредельный ценник для рекламодателей». Он не называет конкретную сумму, но утверждает, что она «между обычным прайсом в 150 000 рублей и Варламовым», который берет за модерацию и организацию комнаты со спикерами 900 000 рублей. Помимо ведения комнат, Андреев, с его слов, зарабатывает на комиссии с продаж услуг других модераторов. Их имена и агентские условия он не раскрыл.
Гид по ClubHouse для бизнесменов: что слушать и на кого подписываться
Модераторы, опрошенные Forbes, уверяют, что крупным брендам все еще интересно вкладывать деньги в продвижение в Clubhouse. «На фоне спада пропали коммерческие запросы от мимо пролетающих небольших фирм, которые ориентируются не на долгосрочные показатели, а на то, чтобы срубить хайп, — говорит Капустин. — Но остались запросы от крупных брендов. Это либо неповоротливые рекламодатели, которые долго согласовывали проведение эфира у себя внутри, либо те, кто переждал хайп и хочет окучить самых клевых людей, которые до сих пор сидят в Clubhouse».
Сейфельмлюков отмечает, что от брендов стали поступать запросы на пакетные размещения сразу на пять-семь комнат. Об этом же говорит Андреев: по его словам, на днях месячный контракт на генеральное спонсорство комнаты Clubhouse Night Show подписал бренд товаров для сна Askona. Шоу ведут сам Андреев, сооснователь Comedy Club Таш Саркисян, автор телеграм-канала «Русскоязычный Clubhouse» Елизавета Кузнецова и ведущая «Орла и решки» и блогер Юлия Коваль. Стоимость контракта Андреев и Кузнецова не раскрыли.
В Askona сумму контракта и гонорары модераторов тоже не раскрыли, но сообщили, что ежедневно ведущий самого интересного эфира Clubhouse будет получать сертификат на 25 000 рублей на товары бренда, а по пятницам автор самого интересного эфира за неделю — сертификат на 250 000 рублей (авторов лучших комнат будут номинировать участники Clubhouse Night Show). Сертификаты на 10 000 рублей каждый выпуск разыгрываются между слушателями Clubhouse Night Show, которые предлагают интересную тему или формат эфира.
Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета
«Да, мы видим сейчас отток аудитории из Clubhouse, и это вполне ожидаемо и закономерно, — говорит президент Askona Life Group Роман Ершов. — Однако я не могу сказать, что это негативный сценарий. Да, многие ушли, но осталась как раз та качественная аудитория сегмента «средний» и «средний плюс», на которую Askona сейчас делает большой акцент». По его словам, после пилотного месяца эфиров компания решит, будет ли продолжать эту коллаборацию.
Люди разговорились
Несколько модераторов сообщили Forbes, что активными в Clubhouse продолжают оставаться компании «Мегафон», Альфа-банк, X5 Retail Group, Mail.Ru Group, Тинькофф Банк, «Сбер», «Лаборатория Касперского» и Selectel. В Тинькофф Банке Forbes рассказали, что провели в соцсети отдельные эфиры про инвестиции и маркетинг, интервью с Олегом Тиньковым, серию комнат от «Тинькофф-журнала», а также комнату, в которой объявили финансовые результаты группы за 2020 год. Банк интегрировал в Clubhouse свои речевые технологии Tinkoff Vociekit и ассистента Олега, чтобы он мог в режиме реального времени переводить аудио в текст и модерировать дискуссии.
PR-директор Selectel Камилла Шин рассказала Forbes, что ее компания еженедельно проводит эфиры с приглашенными модераторами — они обходятся ей в 30 000–50 000 рублей. Selectel будет проводить их как минимум до конца марта. «За счет IT-специфики аудитории модераторов мы привлекаем людей, заинтересованных в тестировании наших услуг, и дополнительно продвигаем наше комьюнити в Telegram — как правило, после эфира пара десятков читателей подписывается», — рассказывает Шин.
Павел Гуров уверяет, что активность рекламодателей, несмотря на спад ажиотажа, даже выросла: «Большие бренды долго согласовывали сметы и теперь активнее смотрят на модераторов и заходят в Clubhouse». Его личные доходы в соцсети, с его слов, выросли с 15 000 рублей в неделю в феврале более чем до 50 000 рублей в неделю в марте. Ему вторит модератор Clubhouse Night Show Елизавета Кузнецова: «Бренды не волнуют эти качели трафика. Они оценивают Clubhouse не как место, где можно получить трафик и продать что-то, а как инструмент для проведения конференций, поэтому идут сюда за этим даже активнее, чем на волне хайпа».
Еще во время февральского бума вокруг Clubhouse Кузнецова ушла с работы из «околополитической компании», где занималась пиаром (ранее она была пресс-секретарем «Библиотек востока Москвы», подведомственных мэрии; в Facebook Кузнецовой указано, что также она работала пресс-секретарем в Совете Федерации), завела телеграм-канал «Русскоязычный Clubhouse» и стала модерировать популярные комнаты «Кто такой и зачем нужен...». По ее словам, за месяц, несмотря на спад ажиотажа, ее заработки возросли «раза в два минимум». «Во-первых, у меня вдвое выросло число подписчиков. А во-вторых, если в то время мне приходили один-два запроса на коммерческие эфиры в неделю, то сейчас восемь-десять. Столько, сколько сейчас, я не зарабатывала никогда», — утверждает она. Текущий доход Кузнецова не раскрывает и уточняет, что, помимо модерации комнат, зарабатывает на рекламе в телеграм-канале.
Интерес бизнеса к соцсети сохраняется потому, что «максимально прогрессивная аудитория тут все же осталась, а она для многих реально важна», резюмирует Ефимов. По его мнению, сейчас соцсеть находится на плато, и несмотря на продолжающееся снижение DAU, вовлеченность пользователей растет. По данным Clubdata, в феврале в дискуссиях участвовали только 4,7% посетителей комнат, а теперь — 10,9%. «Люди разговорились в прямом смысле, и это очень хороший показатель», — добавляет Гуров.
Война за голос
В будущем Clubhouse займет свою нишу и будет выполнять функцию виртуальных пресс-конференций в аудиоформате, считает модератор Сейфельмлюков. «Большие звезды будут собирать большие эфиры. Нишевые знаменитости будут собирать комнаты на пару сотен человек. А маленькие комьюнити будут довольствоваться несколькими десятками слушателей, — прогнозирует он. — Но это совершенно нормально. Такие же цифры мы наблюдаем в русскоязычных сегментах Instagram Live и Twitch». В видении будущего соцсети с ним сходится Андреев: «Как инструмент Clubhouse точно будет жить. Всем нам время от времени необходимо делать конференции, собирать комнаты по интересам — а Clubhouse очень хорошо подходит под эти задачи. Особенно учитывая непростую ситуацию в мире в связи с коронавирусом».
Павел Гуров в прогнозах развития Clubhouse в России проводит аналогию с ростом в США: «Там сервис уже год существует, и мы видим, что он до сих пор растет, просто не так резко, а размазанно по времени. У нас будет так же: закончилась аудитория инноваторов, теперь придет время ранних последователей и раннего большинства».
Основатель ClubData Роман Зарипов предупреждает, что теперь перед площадкой встанет задача удержать аудиторию. Движение в этом направлении уже началось: Clubhouse заявил, что будет привлекать новых звезд на платформу, а также поощрять активных креаторов в рамках программы Clubhouse Creator First. Кроме того, компания назначила глобальным директором по маркетингу бывшего топ-менеджера Netflix Майю Уотсон, которая возглавляла редакцию и издательство, а до этого управляла соцсетями стриминговой платформы.
Приложение без фильтров: станет ли Dispo новым Instagram для зумеров
Риском для Clubhouse может стать запуск функции голосовых чатов для авторов Telegram-каналов. Сейчас в Telegram можно создавать голосовые чаты только внутри групповых чатов, их размер ограничен 5000 участниками. Телеграм-канал «Код Дурова» писал со ссылкой на источник в компании, что мессенджер в ближайшее время запустит голосовые чаты для авторов каналов без лимита на количество слушателей. Об этом же от источника, близкого к мессенджеру, узнал основатель канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов. В Telegram на запрос Forbes не ответили.
Если мессенджер запустит голосовые чаты, то «подпортит перспективы Clubhouse», говорит Ефимов. С ним согласен Ткачук: «Скорее всего, Telegram отъест часть аудитории у Clubhouse. Это простой способ общаться с аудиторией, при этом он практически исключает спонтанность разговора и гостей, которые есть в Сlubhouse». Ткачук в случае запуска голосовых чатов в Telegram намерен проводить онлайн-ивенты в своем канале DNative, а не в Clubhouse — «тут сразу доступ к аудитории есть» (на его телеграм-канал подписаны около 64 000 человек).
Сейфельмлюков прогнозирует, что «фишку» Clubhouse в ближайшее время позаимствуют и запустят не только Telegram, но и Facebook, Instagram, Twitter, «ВКонтакте» и другие платформы. Но они вряд ли станут конкурентами Clubhouse, считает Андреев: «У всех продуктов есть основная функция, ради которой мы их используем: Instagram — под фото, Telegram — под общение и текст, Clubhouse — под аудио». Гуров отмечает, что Clubhouse уже стал «флагманом социального аудио», поэтому пользователи его точно не бросят. «Люди вон поувольнялись с работы, чтобы заниматься только Clubhouse, вокруг соцсети появились новые сервисы, возникла целая новая профессия модераторов комнат, — резюмирует он. — Вся эта инфраструктура абсолютно точно будет долго жить».