К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фестиваль магии и лыжный марафон: куда москвичи пошли после отмены Собяниным ограничений

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рынок развлечений, по которому COVID ударил особенно сильно, начинает оживать со снятием ряда ограничений. Воспользовались ли москвичи долгожданной возможностью пойти на выставки и в театры и как будет выглядеть ивент-рынок в новой постковидной реальности, в колонке для Forbes рассуждает гендиректор сервиса Timepad Варвара Семенихина

В 2020 году рынок развлечений потерпел самые большие убытки за последние 20 лет. По данным PwC, выручка мировой индустрии развлечений упала на 5,6%. Самые значительные потери понесли те, кто занимается организацией офлайн-мероприятий: организаторы концертов, театры и кинотеатры, выставки. Связано это, во-первых, с тем, что из-за коронавируса многие должны были полностью прекратить свою деятельность или в два раза снизить количество продаваемых билетов. Во-вторых, со страхом населения заразиться вирусом в общественных местах.

Но 21 января Сергей Собянин объявил о смягчении действующих в столице ограничений, связанных с коронавирусом. С 22 января смогли возобновить работу музеи, а кинотеатры и театры — увеличить заполняемость залов с разрешенных ранее 25% до 50%.

Теперь ивент-индустрия, наконец, начала демонстрировать положительную динамику. 

 

По чему скучала Россия

В прошлые выходные на выставки, лекции, спектакли и киносеансы зарегистрировались около 32 000 человек по всей России, что на 80% больше, чем за тот же период в прошлом месяце. Оказалось, что больше всего россияне соскучились по спорту, выставкам, магии и джазовой музыке.

Список возглавил Парк Горького: люди активно покупали билеты как на открывшийся там каток, так и на другие мероприятия — экскурсии и квесты на открытом воздухе и мастер-классы для детей. Аналогичная ситуация с мероприятиями на ВДНХ, которые также показали высокие результаты.

 

Спросом пользуются и разного рода спортивные молодежные мероприятия: очевидно, люди соскучились по активному образу жизни и в то же время хотят привести себя в форму после новогодних праздников. Например, одна крупная спортивная организация, которая давно сотрудничает с Timepad, собрала огромную аудиторию на подготовку к лыжному марафону.

Вторыми по популярности стали мероприятия Московского музея современного искусства МОММА. Организаторы запустили целую линейку авторских и сборных экскурсий, а также лектории об архитектуре и живописи. Так как MOMMA располагает большими залами, они и во время ограничения заполняемости на 25% не понесли больших убытков, а после объявления Собянина 21 января сразу же отчитались о положительной динамике продаж.

Наряду с MOMMA большим спросом пользуются мероприятия Центра цифрового искусства Artplay, где сейчас проходят мультимедийные выставки «Босх. Профессор кошмаров» и «Густав Климт. Золото модерна», которые показывают полотна двух выдающихся художников в формате 360. Так как музеи долгое время были закрыты, люди настолько устали от бесконечного цифрового контента, что хотят, как в докоронавирусные времена, увидеть все своими глазами, познавательно и насыщенно провести досуг с друзьями и близкими.

 

Также большое количество билетов было продано на Фестиваль магии Magic Market, проходивший в конце января. Это единственное мероприятия в Москве с подобной тематикой, и оно ежегодно собирает большое количество поклонников. В этом же году результаты превзошли все ожидания: видимо, после долгого и напряженного периода волнений и неопределенности россиянам захотелось по максимуму отвлечься от забот и, как в фильмах о Гарри Поттере, которые все мы пересматривали в новогодние праздники, перенестись в мир волшебства.

Продажи билетов на офлайн-мероприятия за прошедшие выходные выросли на 80%

Среди перформативных искусств активнее всего покупали билеты на джазовые концерты: в числе лидеров оказались JAM Club Андрея Макаревича и концертное агентство Pro Джаз. Сразу после ограничений они отчитались о том, что продажи сейчас идут намного лучше, чем в сентябре, когда организаторы мероприятий только начинали работать по «вирусной» схеме.

Что еще стали иначе делать россияне?

Выбирают заранее

Многие организаторы мероприятий, зарегистрированных на Timepad, отмечают, что после отмены ограничений люди начали планировать свой досуг на 2-3 недели вперед. С сентября по январь россияне в основном покупали билеты на ближайшие выходные, так как боялись введения новых ограничений и внезапной отмены этих мероприятий. И в целом старались лишний раз не появляться в общественных местах, чтобы не подвергнуть себя риску заразиться коронавирусом.

 

Сейчас ситуация, к счастью, меняется. Общая информационная повестка в России говорит о том, что число заразившихся снижается, а вакцинация уже началась. Поэтому постепенно люди перестают бояться выходить из дома и возвращаются к нормальной жизни. После тяжелого кризисного периода всем хочется начать верить в лучшее и добирать положительные эмоции, которых не хватило в 2020 году. 

«Могли закрыться, но решили выстоять»: как агрегатор тусовочных мест с инвестициями Сбербанка выживает в эпоху коронавируса

Разлюбили онлайн

В последнюю неделю января всплеска интереса к онлайн-мероприятиям мы не зафиксировали. Но многие крупные конференции еще просто не запустились, поэтому рано делать какие-то выводы. В целом покупатели продолжают приобретать билеты на ближайшие онлайн-ивенты, просто не так активно, как в период, когда альтернатив не было.

Спортивные онлайн-мероприятия показали положительную динамику в январе. Произошло это во многом потому, что из-за холода, сменившегося кашей под ногами, многим не хочется лишний раз выходить из дома. Но как только весна заявит о себе и станет теплее, все больше людей будут возвращаться в офлайн. Поэтому организаторам лучше переходить на тренировки на открытом воздухе либо адаптировать свои онлайн-сеансы для занятий на улице.

 

Также был рост спроса на онлайн-конференции в сфере IT. Эта категория показывает положительную динамику на протяжении всей пандемии: многие люди уже потеряли или боятся потерять работу, поэтому стараются расширить свои профессиональные навыки.

Будущее развлечений

Хотя 2020 год принес индустрии большой урон, у нее есть все шансы постепенно восстановиться. По прогнозу PwC, индустрия развлечений в России в ближайшие пять лет продолжит демонстрировать хорошие показатели роста до 5,2% за год.

Будут, конечно, и негативные последствия. Многие компании обанкротятся, так как у них просто не хватило финансовых ресурсов, чтобы дожить до нужного времени, или же они не придали значения пандемии в марте и набрали кредитов на проведение мероприятий весной, а потом не смогли их вернуть.

Но будут и те, кому удастся выплатить долги и сохранить команду. Они начнут открываться и активно создавать новые мероприятия, не столько чтобы заработать (прибыль пока по-прежнему небольшая), сколько чтобы сохранить команду и иметь возможность снова выплачивать людям зарплаты. Таким компаниям в любом случае придется искать дополнительное финансирование: привлекать инвесторов, брать кредиты или использовать другие варианты.

 

«Повод открыть шампанское»: что думают рестораторы об отмене ограничений на ночную работу в Москве

Таким образом, выживут те игроки, которые, во-первых, во время пандемии смогли адаптироваться к новым реалиям и разработали альтернативные онлайн-форматы мероприятий, а во-вторых, смогли, несмотря на сильное сокращение доходов, сохранить команду и привлечь инвестиции. 

Изменится не только рынок, но и модель потребления: люди будут чаще обращать внимание на онлайн-мероприятия и все реже выходить в офлайн. Походы в кинотеатры все больше будут заменять домашним просмотром фильмов на стриминговых платформах.  

Пандемия побудила организаторов мероприятий смело экспериментировать с новыми форматами: появились интерактивные перформансы в Zoom, виртуальные экскурсии по всем городам мира, спектакли в VR и многое другое. О возросшем интересе к этим форматам говорит и появление новых интернет-сервисов — например, платформы Cameo, с помощью которой поклонники могут заказать любимой знаменитости поздравление ко дню рождения. Также эксперты утверждают, что стремительно расти продолжат игровые сервисы и виртуальный спорт.

 

С другой стороны, есть такие формы искусства, для которых крайне важен контакт со зрителем: классические театральные спектакли, концерты, экскурсии и лектории. И хотя многие разработали собственные онлайн-форматы, ничто не сможет заменить живой энергетики, которая передается со сцены сидящим в зале зрителям, активно наблюдающим за происходящим.

Как только ограничения на заполняемость зала до 50% будут сняты, такие организации постепенно восстановят свое финансовое положение и смогут вернуть большую часть аудитории. Положительная статистика, которую мы наблюдали в последнюю неделю января, опять же, говорит о том, что люди соскучились по офлайну и хотят вернуться к полноценной жизни — и здесь их желания полностью сходятся со стратегией организаторов мероприятий.

Урбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+