«Абсолютный тупик»: к чему приведет запрет работы ресторанов Санкт-Петербурга в Новый год
С 30 декабря 2020 года по 3 января 2021 года в Санкт-Петербурге будут закрыты залы всех ресторанов и кафе. Кроме того, с 25 декабря по 29 декабря и с 4 января по 10 января заведения не смогут работать вечером и по ночам, с 19:00 до 06:00. Соответствующее постановление подписал губернатор города Александр Беглов. В самый разгар новогодних праздников — с 30 декабря до 4 января — заведениям разрешено работать только на доставку и навынос, но это не сильно спасет положение, говорят опрошенные Forbes игроки рынка.
«Этот период, как правило, один из самых прибыльных в году, и мы, конечно, понесем большой ущерб. Меры лишены логики: рестораны придерживаются всех норм и ограничений, и их все равно закрывают, а метро и общественный транспорт, где людей больше всего, особенно в час-пик, работают, — комментирует в разговоре с Forbes управляющий одного из петербургских ресторанов в центре города, пожелавший остаться анонимным. — Многие на нашем рынке уже обанкротились: мало кто способен платить полную аренду, а далеко не все арендодатели согласны снизить ставку».
В эффективности принятых мер сомневается и президент «Опоры России» Александр Калинин. «Нельзя все заведения по одну гребенку закрывать. Дискотеки и бары, наверное, имеет смысл не открывать, а спокойные семейные рестораны с широкой рассадкой чем опасны?», — рассуждает Калинин. По его словам, запрет может привести к потере до 10% оборота заведений за январь, но при этом «никто скидок на аренду и зарплаты сотрудникам на эти 10% не даст». Выручка ресторанной отрасли за 2020 год, по данным «Опоры России», и так просела на 40%, и на фоне этого падения новые ограничения могут стать для некоторых игроков фатальными, предупреждает он.
Forbes спросил у владельцев и управляющих ресторанами и кафе Санкт-Петербурга, что они думают по поводу инициативы Беглова.
«Не исключено, что придется закрыться»
Галина Александровна, владелица ресторана «Проспект»
«Это полная безответственность. Убытки не подсчитать, не исключено, что придется закрыться. Я ждала Нового года и думала, что он сможет хоть немного поправить дела. Принятые меры лишены логики и никак не помогут эпидемиологической ситуации, они бессмысленны. Итоги 2020 года завели индустрию в абсолютный тупик».
«Ситуация еще хуже, чем при первой волне»
Глеб Марач, директор по специальным проектам холдинга RESTart Vasilchuk Brothers братьев Васильчуков
«На нас это особенного влияния не оказывает, так как большая часть ресторанов [холдинга братьев Васильчуков] в Москве. Если рассуждать об этом как о явлении, то это все печально. У любого ресторана самая хорошая часть года — ноябрь и декабрь. Особенно конец месяца. Поэтому запрет скажется на выручке очень значительно. Ситуация и так привела рестораны за последние несколько месяцев в полуживое состояние. Если верить официальным заявлениям, то правительство Москвы таких ограничений в столице вводить не будет. Но тут не предугадать, ситуация развивается максимально нелинейно, нестандартно, необычно. Может быть что угодно. Остается лишь надеяться на лучшее.
Чтобы рассуждать о логичности мер, нужно быть не ресторатором, а эпидемиологом. Легко ругать власть, это самая простая позиция. Но бизнесу тяжело. Это неоднозначный вопрос. Никто не знает, как меры скажутся на обстановке. Мы с вами впервые переживаем пандемию. По итогам 2020 года ресторанная индустрия чувствует себя очень плохо. Сейчас нет таких жестких мер, но сами посетители боятся ходить в рестораны. Также присутствуют точечные ограничения, такие как запрет на работу после 23 часов. Суммарно это делает ситуацию еще хуже, чем при первой волне. Рестораторы думают не о том, сколько бы заработать, а о том, сколько бы не потерять».
«Очевидно, потери будут существенными»
Александр, менеджер ресторана «Паруса на крыше»
«Ситуация очень расстраивает. О точной сумме недополученной из-за постановления выручки сказать не смогу, но и так очевидно, что потери будут существенными. Много гостей, которые могли бы прийти в рестораны во время новогодних выходных, в условиях отсутствия многих других привычных развлечений, мы упустим. О логичности мер не могу рассуждать, поскольку не являюсь медиком. Но хочу верить, что скоро мы снова сможем полноформатно работать и жить. В целом, за 2020 год ресторанная индустрия пережила существенный упадок. Выручка у игроков рынка в среднем упала процентов на 30-40%».
«Мой бизнес убили»: владельцы ресторанов и ночных клубов о новых ограничениях в Москве
«Ресторанный бизнес и так на последнем издыхании»
Александр Калинин, президент «Опоры России»
«2020 год — катастрофический для отрасли. Падение выручки на 40% в среднем, многим не дали никаких скидок по аренде. Нужны экстренные меры: списание кредитов, выданных на выплату зарплат в период локдауна, и четкая позиция государства по снижению аренды. Нужно понимать, что ресторанный бизнес и так на последнем издыхании, и здесь каждое дополнительное ограничение может оказаться последним для очень многих. В европейских странах ограничения всегда идут вместе с поддержкой от государства. Так же должно быть у нас: закрываете рестораны — даете им субсидии на выплаты зарплат и аренды. Могу только высказать надежду, что в Москве такие меры не будут приниматься — московские власти ведут себя грамотнее, чем в других регионах».