Без огонька: директор группы Little Big о том, как ограничения из-за пандемии влияют на доходы артистов
Несколько лет назад мы вместе с Ильей Прусикиным, фронтменом группы Little Big, и Алиной Пязок, соосновательницей группы и режиссером клипов, создали лейбл Little Big Family. Вместе с ребятами я прошел шестилетний путь, полный интереснейших событий, за время которого нам доверились такие артисты, как Lizer, The Hatters, Tatarka, Эльдар Джарахов и группа ХЛЕБ.
«Мой бизнес убили»: владельцы ресторанов и ночных клубов о новых ограничениях в Москве
Пандемия оказалась очень тяжелым испытанием для всей концертной индустрии, для лейбла Little Big Family и для группы Little Big в частности. Потери Little Big в связи с карантином колоссальны. По моим подсчетам, если бы не пандемия, мы бы отыграли от 100 до 150 мероприятий по всему миру. Не берусь говорить о сумме упущенной нами прибыли, так как в первой половине года в связи с отбором на «Евровидение» и релизом нашего большого хита Uno мы получили самый большой объем промо за все время существования группы, но полноценно монетизировать эти успехи нам так и не удалось.
Частных мероприятий нет, концертов нет, есть только стриминг и сотрудничество с брендами. Не знаю, что бы мы делали, если бы одного из этих источников дохода не стало. У нас команда из 20 человек, которую мы изо всех сил стараемся сохранить в полном составе, не урезая никому зарплаты. Мы не унываем и мыслим глобально, стараясь сохранить мотивацию и не упасть духом. Но недавняя новость о том, что в Москве до 15 января отменяются все ночные мероприятия и массовые гуляния, в том числе в «хлебный» для артистов период новогодних праздников, этому не способствует.
Миссия невыполнима
Сейчас в Москве можно проводить мероприятия с 25%-ной заполняемостью зала, а в Санкт-Петербурге, как и во многих других регионах, концерты без посадочных мест и вовсе запрещены. В таком формате организовать масштабные выступления больших успешных артистов — практически невыполнимая задача. Это нерентабельно ни для площадки, ни для организатора.
Меры, которые власти сейчас применяют, чтобы ограничить распространение коронавируса, вероятно, необходимы. Однако государство не закрывает отрасль полностью, и бизнес не может рассчитывать на поддержку. Официально это не локдаун, но работать в таких условиях невозможно.
Достаточный уровень технического продакшена и шоу достигается при высоких затратах, которые в большинстве случаев вместе с арендой зала, рекламой и прочими сопутствующими расходами составляют около 60-70% общего валового дохода мероприятия. Остальные 30-40% — доход организаторов и артистов. Летом, когда ограничения ослабили и залы можно было заполнять на 50%, артисты и промоутеры вынуждены были либо снижать уровень постановки шоу, либо терпеть убытки. Но арифметика при большом желании худо-бедно сходилась. Сейчас, при загрузке на четверть, это практически нереально.
Очевидно, что такие правила бьют непосредственно по организаторам и артистам, но не только по ним. Ситуация еще и сильно влияет на развитие букинг-компаний, продакшен-компаний и прокатчиков оборудования, а следовательно, и на производителей оборудования. Зачем обновлять серию световых приборов или колонок, если предыдущая не успела поработать на площадках по всему миру?
Онлайн-норма
Но вернемся к артистам, которые страдают от ограничений не меньше. Вторая существенная часть их доходов, помимо концертов, — частные мероприятия — тоже практически исчезла. Большие компании опасаются за здоровье сотрудников и не устраивают офлайн-корпоративы, а сильные мира сего уже не закатывают масштабные торжества в ресторанах и усадьбах, приглашая артистов. Новые правила, действующие до 15 января включительно, еще более усугубляют ситуацию.
В предыдущие годы предновогодняя неделя была зачастую самой прибыльной частью года, а в этом, по всей видимости, ситуация будет кардинально иной — запросов мало, а ивенты отменяются быстрее, чем происходит букинг новых. Доход артистов, в особенности эстрадных, очень сильно зависит от новогодних праздников — неудивительно, что Меладзе призвал бойкотировать «Голубые огоньки». Представьте, что у вас отнимают доход, который всю жизнь кормил вас на год вперед.
Онлайн-концерты, которым все пророчили огромную популярность и возможность в будущем заменить офлайн-мероприятия, изжили себя, так и не закрепившись как норма. Мы тоже пробовали себя в этом формате: 11 апреля группа Little Big в сотрудничестве с «Яндексом» дала онлайн-концерт на базе «Яндекс.Эфира». На тот момент это было в новинку, паника на тему пандемии была в самом разгаре и ощущения даже от концерта в онлайне были весьма острыми.
Но после того, как онлайн-концерты с большими артистами стали проходить по несколько раз в неделю, стало понятно, что довольно трудно передать энергетику через экран. Онлайн хорош либо в не совсем полноценном душевном формате с акустикой в домашних или студийных условиях, либо в формате концерта-мультика с многомиллионным бюджетом (из-за чего такие вещи обычно невыгодны организаторам).
Еще одна важная проблема в период пандемических ограничений заключается в поддержке командного духа. Нет чувства успеха от достижения высот, когда нет мероприятий, — мы не понимаем, как отразились те или иные наши действия на сборах. Возникает ощущение, что выхлопа нет. В обычное время, выпуская музыку, клип или какой-либо другой продукт, ты подстраиваешь это под график туров и осознаешь, что это подтолкнет продажи билетов. Вместо этого сейчас артисты вынуждены выпускать продукт исключительно ради стриминга, неспособного удовлетворить потребность в трансфере живой энергетики от артиста к публике и обратно. В этом заключается огромная сложность и для крупных, и для начинающих игроков — невозможно здраво оценить свой уровень сборов и получать живой фидбэк от аудитории.
Что будет дальше
По прогнозу нашего российского концертного партнера — компании Northern Sound, которой мы доверяем организацию мероприятий всех наших артистов, первые полноценные мероприятия в России начнутся не раньше осени 2021 года. А наш западный партнер — WME, одно из лидирующих агентств букинга мероприятий в мировом шоу-бизнесе, полагает, что полноценные ивенты начнутся не раньше весны 2022-го. Доверяя этим прогнозам, мы планируем начинать российские туры следующей осенью, а европейско-американские — весной 2022 года. Мы будем счастливы, если тенденция по пандемии будет более оптимистичной, но пока что предпосылок к этому не видим.
История на один раз. Как устроен рынок онлайн-концертов в России и кто на них зарабатывает
За последние несколько лет российская музыкальная индустрия претерпела огромные изменения — на рынок пришло много молодых, честных и имеющих вкус игроков, которые меняют устои, сформированные, как и во всех остальных сферах, воротилами бизнеса 90-х годов. Лейблы расцвели (передаю привет нашим партнерам Warner Music Russia), многим концертным агентствам теперь можно доверять и работать на проценте, а не на гонораре, не боясь, что тебя обманут в смете. Диджитал-пиратство практически ушло в прошлое, и стриминг стал приносить прибыль. А пандемия этот процесс еще больше катализировала — компании и люди, которые были нечисты на руку или неспособны выстраивать партнерские отношения, пострадали от карантина сильнее всего. Так что я полагаю, что все происходящее во многом подтолкнет сферу к еще более быстрому развитию. Выживут игроки, готовые оперативно перестраиваться и быть честными и открытыми со своими партнерами.
Нынешние ограничения вряд ли добьют индустрию окончательно, так как ей дали небольшую передышку в конце лета/начале осени. Но однозначно сделают невозможным существование многих ивент-компаний, которые зарабатывали львиную долю дохода в предновогодний период.
Главный вопрос для всех нас сейчас — когда индустрия сможет полностью восстановиться и вернуться в прежнее русло, в русло 2019 года. Ответ на этот вопрос зависит от огромного количества факторов, в том числе и от ограничений, которые будут накладывать на разные сферы в России и других странах. А имели ли смысл эти ограничения в первую волну или это были лишь фантазии воспаленных проблемами умов наших политиков, мы узнаем и проанализируем позже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции