Как погибший в Сочи Игорь Коропов создал одну из самых крупных компаний на рынке онлайн-образования России
31-летний Игорь Коропов, сооснователь и программный директор сервиса Skillbox, пропал в Сочи в ночь с 31 октября на 1 ноября. Представитель Mail.ru Group (контролирует Skillbox) сообщал, что он «приблизительно в три часа ночи вышел из отеля Radisson Collection и с тех пор не выходил на связь». В последний раз под объективы уличных камер наблюдения Игорь попал в 04:22 в районе Нижнеимертинского порта, куда приехал на самокате. Что произошло дальше — неизвестно.
Поисковый отряд «Лиза Алерт» приступил к поискам предпринимателя 1 ноября, распространив ориентировку с описанием внешности Коропова в сети и разместив ее на экранах банкоматов «Сбербанк» в Краснодарском крае. Во вторник, 3 ноября, в море обнаружили рюкзак Игоря, а на берегу — его телефон. На пятый день поисков, 5 ноября, водолазы прекратили искать бизнесмена, сообщало издание «Кубань 24». Коропова продолжили искать с помощью беспилотников. Днем 6 ноября на форуме «Лиза Алерт», в ветке, посвященной поискам Коропова, появилось сообщение «Найден, погиб. Приносим наши соболезнования родным и близким».
По информации «РИА Новости», тело предпринимателя обнаружили в Черном море, в 300 м от берега, без следов насилия. «Интерфакс» со ссылкой на сочинское УВД сообщил о другом месте обнаружения тела: в Адлерском районе Сочи, в устье реки Мзымта. «Мы подтверждаем, что сегодня было найдено тело Игоря. Благодарим всех, кто помогал в поисках. Всем нам очень тяжело. Очень просим проявить такт и не беспокоить в эти дни семью и друзей», — сказал Forbes представитель Mail.Ru Group.
«Бизнес Молодость» и маркетинг
По словам Андрея Анищенко, бывшего партнера Коропова по Skillbox (продал свою долю в проекте несколько месяцев назад), Игорь был студентом суворовского училища и не получил высшего образования. «У них с Димой [Крутовым] это была по-хорошему больная тема. Ему было важно самореализоваться, несмотря на вот это отсутствие корочки», — вспоминает в разговоре с Forbes Анищенко.
Первым предпринимательским опытом Коропова стали широко известные курсы «Бизнес Молодость», которые он вместе с Дмитрием Крутовым и более медийными сооснователями проекта Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым запустили в 2010 году. Крутов владел 10% в одном из юрлиц компании, ООО «Бизнес-Молодость», Игоря Коропова в числе совладельцев нет, но Анищенко утверждает, что друзья делали проект вместе. Через четыре года Крутов и Коропов вышли из компании. «Разошлись сложно в 2014 году», — прокомментировал Forbes этот эпизод Дмитрий Крутов в процессе подготовки текста о «Бизнес Молодости». «По факту мы развивали проект вдвоем с Петром [Осиповым], а Дима [Крутов] не занимался оперативным управлением никогда, — говорил тогда Дашкиев. — Сначала он и другие партнеры воспринимали «Бизнес Молодость» со скепсисом, а когда он начал развиваться и приносить деньги, захотели участвовать в стратегии и во всем. Поэтому в итоге мы решили разойтись, никаких конфликтов у нас нет».
Тогда же Коропов и Крутов основали собственное маркетинговое агентство Mokselle, а в 2015 году столкнулись с проблемой: бизнесу не хватало квалифицированных диджитал-специалистов. Нанимать их на полную занятость было дорого, и они решили растить кадры внутри компании.
Начало Skillbox
Поначалу образовательный проект существовал в виде подразделения Mokselle, где сотрудники могли обучаться цифровым специальностям на конкретных кейсах от партнеров агентства, получая представление об актуальных задачах рынка. В 2016-м проект выделился в отдельную компанию Skillbox. «Главная задача Skillbox в образовании — стать первыми, кто сможет примирить очень разные группы: академическое сообщество, родителей, детей, профессиональные сообщества, компании. Мы должны стать мостиком между ними», — говорил РБК Дмитрий Крутов.
«В 90-е я бы носил малиновый пиджак». Правила потребления сооснователя Skillbox Дмитрия Крутова
По словам Анищенко, в первый год работы «компанией полностью управлял Коропов — он по сути вышел из Mokselle и тянул Skillbox, пока Крутов плотно занимался агентством. Главным драйвером на этом этапе был именно Игорь», — подчеркивает он. В 2017-м Анищенко присоединился к Skillbox как первый инвестор и ментор, впоследствии став управляющим партнером. «Мне поначалу казалось важным дистанцировать репутацию проекта от отсылки к «Бизнес Молодости», которая преследовала Игоря и Диму первое время. Сделать это получилось довольно быстро, потому что Skillbox принес на рынок реальное ноу-хау, которое позволило проекту очень мощно взлететь», — рассказывает Анищенко. По его словам, Skillbox стал первой на рынке компанией, предложившей онлайн-обучение для взрослых с плотной интеграцией с индустрией и возможностью последующего трудоустройства: «Раньше были просто онлайн-учебники, а мы стали продавать курс, дипломный проект по итогу которого принимали люди, допустим, из «Газпромбанка». Мы очень активно стали промотировать курс через вебинары, интенсивы и блогеров, создали очень широкую продуктовую линейку».
Образовательные программы сервиса сосредоточены на четырех основных направлениях: дизайн, программирование, маркетинг, управление. Курсы длятся от нескольких недель до года. Образовательную программу завершает дипломная работа, после которой отличившиеся студенты могут получить должность или предложение пройти практику у партнеров Skillbox: Сбербанка, Lamoda, Альфа-банка, Mail.Ru, Microsoft, Rambler, «Яндекса» и других компаний.
В 2017 году к проекту присоединился четвертый совладелец и программный директор Сергей Попков, с приходом которого, по словам Анищенко, «вся эта структура и заиграла». «Вообще Дима был таким по-хорошему сумасшедшим, а все остальные участники команды его в разных сферах уравновешивали, — вспоминает он. — Игорь был с одной стороны ему братом и человеком, на которого Дима опирался, а с другой выводил на некий компромисс с Сережей [Попковым], с которым очень много работал операционно».
Дмитрий Крутов не ответил на сообщение Forbes.
Покупка Mail.ru
Через три года после старта случился переломный для проекта момент: на компанию обратил внимание холдинг Mail.ru Group. IT-компания купила 3,6% акций Skillbox, затем увеличила свою долю до 10,3%, а в декабре 2019-го получила еще 50%. Таким образом, Mail.Ru стала владельцем 60,3% акций образовательного проекта. Сумма сделки составила 1,6 млрд рублей, следует из отчета холдинга за 2019 год. По словам Анищенко, еще на первом этапе выкупа небольшой доли с Mail.ru была договоренность о том, что при условии достижения Skillbox определенных показателей IT-компания выкупит контрольный пакет. «Оценка, по которой состоялась сделка, казалась чем-то супер крутым. Для ребят — Димы и Игоря — которые в начале стартапа получали совсем небольшие зарплаты, это было важным фактом признания, — рассказывает Андрей. — Особенно после истории с уходом из «Бизнес Молодости». Им было важно доказать, что они все могут сами». По его словам, Коропов в тот период очень много времени тратил на работу с продуктом, «проводил десятками вебинары, думал про то, как сделать образование более вовлекающим».
2020 год был крайне удачным для Skillbox. Согласно рейтингу лидеров российского рынка онлайн-образования по итогам I квартала 2020 года по версии РБК, Skillbox занял второе место по объему выручки, увеличив ее на 289% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Весной 2020 года Forbes включил Игоря Коропова в список номинантов рейтинга 30 самых перспективных деятелей России до 30 лет в номинации «Предприниматель», по итогам голосования жюри и зрителей Коропов стал одним из трех победителей этой номинации. Обновленный рейтинг лидеров онлайн-образования РБК поставил Skillbox на первое место среди всех проектов на этом рынке в России, оценив выручку проекта более, чем в 700 млн рублей за второй квартал 2020 года.
30 самых перспективных россиян до 30 лет — 2020. Рейтинг Forbes
Пандемический скачок
Skillbox обогнал многолетнего лидера отрасли, онлайн-школу иностранных языков Skyeng. «Я был знаком с Игорем, но не хотел бы говорить о нем — это чувствительная тема для меня. А вообще Skillbox молодцы, растут очень-очень хорошо. Комментировать рейтинг [РБК] не хочу, там много неверных данных, но и называть реальные не могу», — прокомментировал Forbes основатель Skyeng Александр Ларьяновский.
По словам управляющего партнера венчурного фонда Leta Capital Сергея Топорова, в успехе Skillbox есть два ключевых фактора: «Трафик и ресурсы Mail.ru Group и продуктовое предложение, которое гораздо шире, чем у Skyeng. Важно, что курсы Skillbox помогают людям в дальнейшем трудоустраиваться. А люди любят платить за то, что обещает им заработать денег», — считает Топоров. Основатель школы программирования для детей «Алгоритмика» Андрей Лобанов считает, что большую роль во взрывном росте показателей Skillbox сыграла пандемия, увеличившая спрос на все онлайн-продукты, а также «партнерство с ведущими игроками рынка, что позволяет делать контент быстрее, чем конкуренты». «Такой быстрый успех был действительно очень драйвовым», — вспоминает Андрей Анищенко.
О том, что делал Игорь Коропов в Сочи, Анищенко не знает, но предполагает, что тот мог поехать в гости к партнеру Сергею Попкову, семья которого живет в этом городе. «Игорь вообще любил поздно ложиться спать, так что в целом неудивительно, что он в три ночи поехал куда-то на самокате. Помню, мы как-то все вместе были в Будапеште, я просыпаюсь в 9 утра и вижу, что Игорь и Дима только что пришли, прогуляв всю ночь, — рассказывает Анищенко. — Тогда же, в Будапеште, мы вместе мечтали о будущем с видом на Дунай, и сейчас невозможно принять, что Игоря, самого молодого из нас, больше нет». Юлия Елупова, основательница студии видеодизайна «Инфографика», которая познакомилась с Игорем Короповым около 8 лет назад, тоже вспоминает его как «очень легкого на подъем и инициативного человека, у которого всегда были идеи, как круто провести время компанией». «Я считаю, что российский бизнес потерял одного из самых перспективных молодых предпринимателей», — говорит Елупова.
Forbes выражает соболезнования родным и близким Игоря Коропова.
При участии Анастасии Карповой