«Денег нет»: почему каждый пятый бизнес в России не открылся после самоизоляции
ИТ-компания «Эвотор» специализируется на производстве онлайн-касс (более 650 000 устройств по всей России), владеет крупнейшим в стране оператором фискальных данных «Платформа ОФД» и предоставляет еще более 500 сервисов для управления бизнесом. В колонке для Forbes основатель и гендиректор «Эвотора» Андрей Романенко рассказывает, какая часть предприятий, по данным оператора, не вернулась в строй после трехмесячного локдауна, почему рост выручки первых недель после открытия не повод для радости, а предпринимательского «мора» стоит ждать к концу года.
Онлайн-кассы и облачные сервисы «Эвотор» использует каждый четвертый предприниматель в России. С начала пандемии мы держим руку на пульсе: по данным онлайн-касс следили, как в апреле бизнес рухнул, а теперь видим, как понемногу восстанавливаются показатели торговых точек.
Основные ограничения из-за пандемии с бизнеса снимают, но даже после этого возобновляют работу не все. По данным «Эвотора», в России до сих пор не работают около 20% торговых и сервисных предприятий малого и среднего бизнеса, если за точку отсчета брать количество компаний, работавших в начале марта. Ни в одном из регионов число торговых точек не восстановилось до прежних показателей, а в некоторых не работают до 50% объектов (в Тыве, например, 54%, в Чечне 44%).
Чтобы лучше понимать, как ситуация будет развиваться дальше, мы решили поговорить с предпринимателями, «заморозившими» бизнес. Для исследования выбрали одну из пострадавших отраслей — индустрию красоты — и провели опрос среди 100 владельцев и директоров неработающих московских салонов красоты и спа-салонов о том, что им помешало возобновить работу после карантина.
Букет проблем
В Москве салонам красоты разрешили работать с 9 июня, но, по данным «Эвотора», к 1 июля так и не открылись около 16% заведений. Число столичных спа-салонов сократилось на 30% (они могли вновь открыть двери с 23 июня).
Опрос показал, что 36% владельцев неработающих салонов не планируют возобновлять бизнес. Несколько респондентов рассказали, что уже продали компанию.
Еще 34% опрошенных планировали открыться в июле, 7% — в августе или сентябре, 23% не определили дату открытия.
У большинства неработающих салонов целый букет проблем. С финансовыми трудностями из-за пандемии так или иначе столкнулись все предприниматели, но лишь 43% руководителей салонов из-за этих трудностей так и не смогли открыться. «Карантин» продлился слишком долго. «Ушли в минус», «не было подушки безопасности», «денег нет» ― объясняют предприниматели.
Ушли с рынка, потеряли выручку, сократили сотрудников: как малый бизнес пережил карантин
За три месяца простоя у многих накопились долги по аренде. Навстречу арендаторам пошли далеко не все собственники помещений. Это несмотря на то, что мэрия Москвы пообещала арендодателям материальную помощь, равную сумме налога на имущество, земельного налога и арендной плате за этот период (если те снизят арендную ставку не менее чем на 50% с первого числа месяца, когда арендатор прекратил работу).
Не удалось договориться с собственниками арендуемых помещений 38% опрошенных. Предприниматели признались, что не смогли получить скидки по арендным платежам за период простоя, а некоторым в июне и вовсе повысили арендную ставку. Из-за этого одним владельцам салонов пришлось переехать, а других конфликт с арендодателем подтолкнул к закрытию бизнеса.
Отложенный спрос работал только пару недель после отмены «самоизоляции», клиентов у салонов стало меньше, чем раньше. Платежеспособность упала, особенно в низком и среднем сегменте. Люди стали тратиться только на самое необходимое. Сокращение потока клиентов стало еще одной причиной, по которой 38% опрошенных предпринимателей отложили открытие салонов или свернули бизнес.
Не видят смысла открываться до полного восстановления офисного режима салоны красоты, расположенные на территории бизнес-центров или в офисных кварталах. Там нет прежнего трафика из-за удаленного режима работы, который действует во многих компаниях до сих пор, нет корпоративных клиентов. «У конкурентов нет клиентов, поэтому пока не хотим открываться и платить аренду», «притока новых клиентов нет», «салоны работают вяло» ― таковы мотивации респондентов.
Бой с тенью
Требования Роспотребнадзора к работе салонов красоты и парикмахерских во время пандемии оказались наиболее жесткими по сравнению с другими отраслями торговли и сферы услуг. Например, от салонов требуется не только регулярная дезинфекция и проветривание помещений, маски, перчатки, социальная дистанция, но и смена одноразовой или многоразовой спецодежды каждые три часа.
Из-за жестких требований Роспотребнадзора не смогли вовремя возобновить работу 29% опрошенных. Сначала нужно найти деньги на закупку дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты, потом все это закупить, кому-то даже пришлось нанять сотрудника, который будет убираться и «заполнять журналы для Роспотребнадзора» (РПН).
Как открыть салон красоты или парикмахерскую после карантина и не прогореть
Некоторые владельцы салонов из-за требований РПН вообще отказались открываться. «Не готовы работать на таких условиях», «не хотим в жару стоять в скафандрах», «сложно соответствовать требованиям», «проверяют даже тех, кто не работает» — комментировали предприниматели.
Проблемы, связанные с персоналом, стали причиной сложностей с открытием для 21% бизнесменов. «У меня пожилые сотрудники и беременные, страшно их выпускать работать из-за ковида, а ради двух мастеров, которые готовы работать, нет смысла открываться», — рассказал владелец столичной парикмахерской. «Сотрудники разъехались по регионам из-за пандемии», «людей не сохранил, осталось полтора мастера», «мастера работали на дому во время карантина, переманивали клиентов к себе, и с ними пришлось расстаться» ― комментируют опрошенные.
Не секрет, что во время «карантина» многие сотрудники индустрии красоты работали на дому на свой страх и риск. Я общался с основателем сети «Персона» Игорем Стояновым. По его оценкам, после пандемии в тень может уйти 20-30% или даже 50% российского рынка красоты. С одной стороны, из-за финансовых трудностей часть салонов перестали показывать выручку. С другой, подтверждает Стоянов, парикмахеры под лозунгом самостоятельности бросают владельцев и обслуживают клиентов на дому или в коворкингах. Работать в белую, правильно вести бизнес они просто не умеют.
Мало помощи
Почти половина из опрошенных (47%) отметили, что получили господдержку. В основном речь шла о субсидиях для пострадавших отраслей в размере МРОТ (12 130 рублей) на сотрудника. В небольшой парикмахерской или маникюрном салоне немного штатных сотрудников. Два сотрудника — получите 24 250 рублей, пять — 60 650 рублей. Такого гранта не хватит ни на зарплату, ни на аренду.
Однако 34% опрошенных не удалось получить даже эту помощь. Среди основных причин отказа в субсидии — не подходящий код ОКВЭД, задолженность по налогам или сокращение сотрудников. За льготными кредитами обращалось только несколько опрошенных предпринимателей, но даже им кредит не был одобрен.
«Вам не положено!» Как выглядит получение помощи государства на практике
Большинство же владельцев небольших салонов не готовы брать займы для возобновления бизнеса, так как отдавать кредит в условиях падения выручки и маржинальности все равно будет нечем.
Так, 19% из опрошенных «Эвотором» предпринимателей даже не пробовали обращаться ни за одним видом поддержки: некоторые только планируют, а кто-то даже не знает о такой возможности.
У департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы есть одна хорошая мера поддержки — франчайзи могут получить до 1 млн рублей на возмещение затрат. Но получить такую субсидию очень непросто — нужно оформить кучу документов (начиная с договора коммерческой концессии, зарегистрированного в Роспатенте, который оформлен далеко не у всех франчайзи, заканчивая актами сверки с налоговой, документами, подтверждающими полномочия руководителя и бухгалтера, и т. д.). И достается она единицам. По словам основателя «Персоны» Игоря Стоянова, семь из 75 франчайзи «Персоны» в Москве уже получили эту субсидию, а с 10 июля вновь открыт прием заявок.
С чистого листа
Ситуация в московской индустрии красоты хорошо отражает ситуацию в российском малом предпринимательстве в целом. Из-за пандемии пострадали даже те бизнесы, которым не запрещали работать в режиме ограничений. Например, около 17% магазинов «у дома», из тех, что работали в начале марта, до сих пор не открылись. Не возобновили работу 19% ателье, 22% магазинов обуви, 23% цветочных лавок, 26% магазинов одежды, 36% книжных магазинов, 60% газетных киосков.
Есть мнение, что малый бизнес хорошо адаптировался к условиям пандемии и быстро восстанавливается. Действительно, быстрее, чем ожидали, но это восстановление обманчиво. Не все из тех, кто работает сегодня, переживут кризис. Финансовые показатели упали, налоговые каникулы закончатся, придет пора платить по кредитным счетам.
Большой малый бизнес: как спасти от кризиса 12 000 российских компаний
Пик банкротств малого и среднего бизнеса, скорее всего, придется на осень и конец 2020 года. Если пандемия к осени отступит, до конца года закроются до 15% малых и средних предприятий от числа тех, что работали в начале марта. А значит, сотни тысяч людей останутся без работы и зарплаты.
Практически все опрошенные предприниматели с ужасом говорят о второй волне коронавируса, потому что нового «карантина» они уже точно не переживут.
Если в законодательство о банкротстве не внести изменения, число предприятий малого бизнеса будет долго восстанавливаться. Например, по нынешнему законодательству индивидуальный предприниматель не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность в течение пяти лет после прекращения производства по делу о банкротстве. Важно дать возможность быстро начать бизнес «с чистого листа».
Как москвичи встретили первый день работы летних веранд. Фоторепортаж Forbes
Как москвичи встретили первый день работы летних веранд. Фоторепортаж Forbes