К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бунт зеленых человечков: кто и зачем решил устроить забастовку курьеров Delivery Club

Фото Владимир Гердо/ТАСС
Фото Владимир Гердо/ТАСС
Курьеры одного из самых популярных сервисов доставки 9 июля устроили уличную акцию протеста из-за невыплаты зарплат. Организовать забастовку им помог загадочный профсоюз, близкий к активистам левого движения. Чего добились активисты от Delivery Club и почему участники рынка доставки опасаются влияния социалистов на умы курьеров?

«В офисе Delivery Club не считают нас за людей, начальство закрылось полностью. Нам не то что в офис зайти [не давали] — даже на порог не пускали», — возмущается курьер Саид в переписке с корреспондентом Forbes.

Саид — один из основателей профсоюза «Курьер», организовавшего 9 июля забастовку у здания Mail.ru Group (интернет-холдинг владеет Delivery Club вместе со Сбербанком) на Ленинградском проспекте. Он предпочитает атмосферу таинственности — не называет фамилию и отказывается созваниваться по видеосвязи (по данным издания The Bell, речь может идти о 29-летнем уроженце Махачкалы Саиде Шамхалове). По словам Саида, зеленую куртку доставщика он надел два года назад, когда увидел в интернете объявление о наборе «на весьма неплохих условиях». За это время условия ухудшились, штрафы за проступки превратились в «неадекватные», а последней каплей стала задержка зарплаты на два месяца, после чего курьеры и решили бастовать, уверяет активист.

Руководство Delivery Club в свою очередь объясняет проблему с задержками выплат недобросовестными действиями подрядчика, на счетах которого «зависли» уже перечисленные деньги. Сервис еще до акции 9 июля покрыл задолженность в 9 млн рублей перед курьерами и теперь готовит иск к бывшему партнеру.

 

Эта история могла бы стать красивой иллюстрацией вопиющей социальной несправедливости, которую удалось решить активными действиями сплоченного коллектива. Но оказалась не такой линейной: профсоюз «Курьер» появился всего за несколько дней до начала протестной кампании, а в составе его руководителей, помимо Саида, — активисты «левых» движений. Источник, близкий к Delivery Club, считает, что сервис подвергся информационной атаке, чьи организаторы могли преследовать собственные цели.

Forbes побывал на забастовке курьеров, поговорил со всеми участниками конфликта и изучил, чем обернулись для всех сторон последствия громкого скандала.

 

«Я 15 дней ночевал на улице»

На забастовке у офиса Mail.ru Group было немноголюдно — курьеры стояли небольшими группками, лозунгов не выкрикивали и спокойно общались между собой и с журналистами, которых, кажется, собралось ненамного меньше, чем протестующих. «Мне 19 лет, до Delivery я работал в Starbucks и McDonald's, до этого подрабатывал на стройках. На забастовку вышел, потому что хочу, чтобы к курьерам относились более человечно», — рассказывал Олег Умрихин, курьер с полугодовым стажем (он один из немногих пришел на акцию в форменной куртке сервиса). Ему, как и еще 325 сотрудникам доставки, оформленным в штате логистического партнера Delivery ООО «Амароли», не платили зарплату два месяца.

Для курьеров, у большинства из которых нет финансовой подушки безопасности, задержка стала ударом. «Я 15 дней ночевал на улице, не мог оплачивать жилье», — разъяснялся на ломаном русском курьер Баха, отказавшийся назвать свою фамилию («на родине это уважаемая фамилия, не хочу пачкать»). Всех опрошенных сотрудников доставки корреспондент Forbes просил продемонстрировать документы о трудоустройстве или специальное приложение, которое устанавливают курьерам при оформлении, — и все охотно соглашались.

«Что могу сказать? Лучше бы они к курьерам нормально относились, а не памятники ставили»

Кроме задержки зарплат, сплотившей курьерское сообщество, Умрихина возмущает система штрафов: «Штрафуют за очень большой список вещей — за опоздания, за выход без униформы, за срыв заказа (штраф — полная стоимость заказа) и еще целый список [провинностей]. В «Яндекс.Еде» штрафов гораздо меньше и штраф за невыход на смену — 1000 рублей, у нас — в три раза выше». «Штрафы настолько большие, что курьер из-за них может бесплатно работать неделю или две», — вторил коллеге 22-летний Виктор Малеев, высокий голубоглазый курьер с редкой среди участников забастовки славянской внешностью.

 

«Пришлось нанимать армию курьеров»: как сервисы доставки еды справляются с ажиотажным спросом на карантине

Такая «система мотивации» соответствует российскому и международному опыту компаний, работающих на рынке доставки еды и «направлена на обеспечение высокого качества сервиса и безопасности клиентов», отвечает на претензии представитель Delivery Club. В компании уверяют, что подавляющее большинство курьеров работает без штрафов, а информация о том, что кто-то получает столько штрафов, что они перекрывают зарплату, «не соответствует действительности». «Если курьер добросовестно работает, представить такое просто невозможно», — настаивает представитель агрегатора.

Дорогой подрядчик

Позиция Delivery Club проста: задерживали выплаты не они, а недобросовестный подрядчик, ООО «Амароли», которому агрегатор перечислил средства вовремя, но деньги так и не дошли до конечных адресатов. С представителями «Амароли» связаться не удалось — сайта у компании нет, в системе СПАРК контактов также не указано. ООО работает с 2018 года, финансовая отчетность сдана только за 2019-й, и цифры в ней символические: 153 000 рублей выручки за год и 1000 рублей чистой прибыли. Сообщение корреспондента Forbes во «ВКонтакте» гендиректор «Амароли» Фарида Жанахова прочла, но оставила без ответа.

Чтобы потушить пожар недовольства, Delivery Club покрыл задолженность, которая оценивалась Следственным комитетом в 9 млн рублей (сам сервис не комментирует сумму), из собственных средств и сейчас готовит иск о взыскании средств с бывшего партнера. «Мы крайне возмущены непрофессиональным и безответственным поведением [компании «Амароли»], из-за действий которой пострадали не только курьеры, но и репутация сервиса, — говорит представитель агрегатора. — Нам важно, чтобы подобная ситуация не повторилась. В связи с этим мы полностью меняем систему контроля подрядчиков: внедряем новые продуктовые и операционные инструменты для проверки своевременности выплат, а также дополнительные критерии отбора логистических компаний».

Опрошенные Forbes курьеры слышали это объяснение «сто раз», но считают, что требовать деньги все равно нужно с руководства Delivery Club. «Я к ним в офис приходил наниматься, они меня оформляли, я куртку с их названием ношу, а не «Амароли», — говорит один из участников забастовки.

 
«Я к ним в офис приходил наниматься, я куртку с их названием ношу, а не «Амароли»

Оформление курьеров в штат логистических подрядчиков — нормальная практика для агрегаторов доставки: это позволяет компании быстрее масштабироваться, говорит источник Forbes на рынке доставки еды. «У курьеров есть два способа начать работать — оформить договор с логистической компанией либо стать самозанятыми. Оба способа полностью находятся в правовом поле и будут использоваться в дальнейшем. Самозанятым курьерам полностью компенсируется сумма выплачиваемого ими шестипроцентного налога», — уточняет представитель Delivery Club.

Многим курьерам, по словам участников уличной акции, действительно рассказывали о преимуществах статуса самозанятого и даже якобы «внаглую» угрожали, говоря: «Если не станешь самозанятым, то без работы будешь сидеть дома». Факт подобных угроз в Delivery Club отрицают и настаивают, что в выборе формы занятости и графика работы курьеры абсолютно свободны. «Фактически сегодня это самый доступный и адаптируемый под ритм жизни и нужды конкретного человека вид занятости, который есть на рынке труда. Не принято вспоминать, что еще несколько лет назад возможности устроиться на такую работу не было в принципе», — напоминает представитель сервиса.

Курьеры, с которыми удалось побеседовать на забастовке, также говорят о том, что после перехода на систему самозанятости их стали намного чаще блокировать — в одностороннем порядке сообщать об увольнении и лишать доступа к курьерскому приложению. «В какой-то момент меня просто так заблокировали и сказали приезжать и сдавать форму, — рассказал курьер Виктор Малеев. — Они просто сокращают количество работников и оставляют только сотрудников без гражданства России, которые не знают своих прав и готовы платить штрафы, — им нужна халявная рабочая сила».

Никуда не едем: «Яндексу» стало не до вывода на биржу «Яндекс.Такси»

 

В Delivery объясняют: причиной блокировки может быть только поступление жалобы от ресторана или клиента — в этом случае аккаунт блокируется на время проведения проверки, других причин быть не может. «Условия работы одинаковы для всех курьеров вне зависимости от их национальности и гражданства», — подчеркивает представитель агрегатора.

«Неутомимая тяга к справедливости»

Все эти и ряд других озвученных курьерами претензий (слишком большой радиус доставки, отсутствие поддержки в случае, если у курьера сломался велосипед или телефон, и т.п.) не новы — выплаты задерживали и раньше, штрафы тоже «не вчера появились», говорит источник Forbes на рынке доставки. Что же превратило проходное по сути событие в одну из самых громких новостей и без того плотной летней повестки Москвы?

Главным организатором вывода темы в публичную плоскость стал профсоюз «Курьер». По словам Кирилла Украинцева, который называет себя одним из организаторов «Курьера», профсоюз появился 30 июня. Сам Украинцев прежде работал в некой «межрегиональной компании, которая занималась доставкой еды», где занимал должность «ведущего преподавателя в учебном центре и обучал руководителей и администраторов курьерской доставке».

Создать профсоюз его подвигла «неутомимая тяга к социальной справедливости». «Я начиная с 2012 года борюсь с несправедливостью. Но никакие профсоюзы прежде не создавал. Отстаивал права информационной поддержкой в интернете: делал репосты, писал комментарии, ставил лайки на безвозмездной основе», — говорит Украинцев. По его словам, он является социалистом, одним из авторов YouTube-канала «Вестник бури» (193 000 подписчиков) и одноименного сайта, на котором публиковались статьи, например, с такими заголовками: «Мечта прекрасная, еще неясная: неизбежен ли коммунизм и каким он будет?» и «Как капитализм привел в упадок сельскую местность Америки».

 

Регистрировать профсоюз Украинцев не стал: согласно статье 8-й Федерального закона о профсоюзах, такие организации вправе не регистрироваться (в этом случае они не имеют прав юридического лица и не могут осуществлять товарно-денежные отношения, например, собирать взносы с членов). «В начале пути это не нужно. Сейчас трудовой конфликт, нам некогда бегать с документами в Минюст. Это никаким образом нам не поможет», — говорит активист.

Битва защитников

Как выяснил Forbes, профсоюз «Курьер» не единственная правозащитная структура на рынке доставки еды. На момент проведения забастовки в России уже два года существовало другое курьерское объединение — «Союз курьеров России». Руководитель союза Иван Вайсс в разговоре в Forbes рассказал, что прежде развивал свой логистический бизнес, но продал его, решив создать агрегатор доставки еды. Чтобы узнать, «как все устроено на самом деле», в 2018-м пошел работать курьером в «Яндекс.Еду». «Появилось понимание, что в этой области присутствует правовой вакуум. По ходу работы возникает масса вопросов у курьеров, и они никак не решаются. Людям в офисе видится все в определенном свете, людям на улице — в другом. В итоге я отказался от идеи создавать очередной клон и сфокусировался на общественной работе», — рассказывает активист.

В ноябре 2019-го он завел Telegram-канал «СКР Союз курьеров России» (сейчас 1239 подписчиков), где стал писать о проблемах, о которых сообщали курьеры. «Постепенно канал рос, добавлялись личные знакомства, мы стали проводить совместные активности — футбол, мини-футбол, пока не было пандемии. Мы консолидировались таким образом», — говорит Вайсс. Вести канал и администрировать еще несколько курьерских пабликов ему помогают «десять инициативных курьеров» из разных городов России. Проект также официально не зарегистрирован.

«Меня обвинили в ангажированности Delivery Club, потому что я не хочу лезть на броневик и звать людей непонятно куда»

Появление еще одной курьерской организации и новости о задержке зарплат стали для Вайсса неожиданностью. «Я увидел 4 июля обращение [курьеров] на YouTube-канале [профсоюза «Курьер«] по поводу невыплат. До этих чисел никакой информации по этому поводу, никаких обращений ни ко мне, ни еще куда-либо не было», — уверяет он.

 

Курьеры и прежде говорили о проблеме задержки зарплат — «их просто не слышали», парирует Украинцев. При этом председатель не объясняет, как именно курьеры вышли на его прежде неизвестную организацию. «Мы есть в соцсетях, рассылали свои контакты в курьерских чатах, так нас и нашли, — в общих словах описывает он. — Это выбор курьеров. Мы стали решать их проблемы. Только мы их услышали».

Президент нового типа: как изменился государственный строй в Российской Федерации

По словам Вайсса, как только он узнал о новой организации, то связался с ее создателями и «предложил свое участие, помощь, запросил списки людей, у которых проблемы с выплатами, названия компаний, которые не выполняют обязательства». «Но к моему глубочайшему удивлению не встретил никакой встречной инициативы — полный игнор, — уверяет активист. — Плюс был обвинен в ангажированности Delivery Club, потому что не хочу лезть на броневик и звать людей непонятно куда непонятно для чего. И еще был забанен в личных сообщениях Саидом и в чате «Курьера».

Левый след

Руководителями профсоюза «Курьер», помимо Украинцева и Саида, являются еще несколько человек, среди них председатель профсоюза «Учитель» Андрей Рудой, уверен Вайсс. «Все это активисты молодежных левых движений: марксисты, коммунисты и вот это вот все. Они так видят мир, хотят избавить его от гнета капитализма», — рассуждает активист. Фамилии Саида он тоже не знает и отмечает, что тот «весьма своеобразный человек».

 

Украинцев причастность Рудого к «Курьеру» отрицает, а имена других партнеров по инициативе не раскрывает. На вопрос о том, есть ли у профсоюза инвесторы и на что живет он сам, Украинцев отвечает фразой о «фрилансовой деятельности в журналистской среде» (какой именно, не уточняет). По словам источника Forbes, близкого к движению, активности Украинцева и Рудого может поддерживать известный левый публицист, социолог и главный редактор журнала «Рабкор.ру» Борис Кагарлицкий. Еще в 1990-х он, помимо политической деятельности, участвовал в координировании профсоюзного движения. «В тусовке мелких социалистов есть иерархия: Украинцев — нижний уровень, Рудой — чуть повыше. Профсоюз «Курьер» — калька с профсоюза «Учитель», председателем которого является Рудой, который близок к Кагарлицкому», — объясняет свою версию собеседник Forbes.

«Кто-то решил прокачивать социальную повестку и обратил внимание на то, что курьеры для этого — еще большая благодать, чем таксисты»

Кагарлицкий действительно знает о существовании «Курьера» и поддерживает профсоюз информационно. «С Андреем Рудым мы сотрудничаем. Но прямого отношения к созданию профсоюза я не имею, оказывал только информационную поддержку. Мы публиковали материалы о забастовке, распространяли их. Но «Вестник бури» сыграл гораздо более активную роль», — ответил он Forbes во «ВКонтакте».

Прокачать повестку

Источник Forbes, близкий к Delivery Club, и еще два источника на рынке доставки еды главной причиной ажиотажного внимания к проблемам курьеров и появления на мизансцене новоиспеченного профсоюза считают желание организаторов «Курьера» «сыграть на хайпе» вокруг курьерской темы. «Возможно, кто-то из [представителей левых] политических сил решил прокачивать социальную повестку. И обратил внимание, что курьеры для этого еще большая благодать, чем таксисты», — говорит один из собеседников.

Курьеры общаются между собой в тематических чатах в Telegram, и если бы проблема действительно была такой острой и масштабной, как ее подавали на забастовке, «рынок бы об этом знал», заверяет другой источник, знакомый с рынком курьерского труда. «Это было бы заметно по перетоку [курьеров Delivery Club в «Яндекс.Еду»]. Как только у кого-то начинаются проблемы, начинается переток. Но сейчас его не было», — объясняет он.

 

Как X5 Retail Group смог в пандемию обойти «Утконос» и стать главным супермаркетом Рунета

Еще один собеседник Forbes обращает внимание на то, что в июне проходила другая забастовка курьеров Delivery — они были недовольны тестовым расширением зон доставки, но там «ни слова не было ни о каких задержках, а сейчас говорят, что людям не платили с мая».

«Пустышечный профсоюз «Курьер», которым руководят левые активисты, не имеет никакой курьерской представленности», — полагает источник на рынке фудтеха. По его мнению, активисты «допускают банальные ошибки — Гюванча Донмеза (руководитель фудтех-направления СП Mail.ru Group и Сбербанка, экс-гендиректор Domino's Pizza в России. — Forbes) называют создателем Domino's Pizza». «Чушь какая-то. Не понимают, как все устроено», — уверен собеседник Forbes. По его словам, в курьерских «общалках» в соцсетях не так давно появилось много «странных агитаторов, которые действительно что-то вбрасывают».

Впрочем, кем бы ни был инспирирован внезапный порыв курьерского самосознания, он помог сотрудникам добиться главной цели — получить причитающиеся выплаты. «Я работал всю самоизоляцию «до нулей», приходил домой в 1-2 часа ночи. Заработал 73 000 рублей и хочу, чтобы мне их вернули», — говорил на акции курьер Виктор Малеев. Он вспоминал об открытии «какого-то памятника [курьерам]», которые доставляли еду в карантин. «Что могу сказать? Лучше бы они к курьерам нормально относились, а не памятники ставили», — резюмировал активист.

 

На момент публикации материала все обязательства перед пострадавшими курьерами выполнены, заверил Forbes представитель Delivery Club.

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+