К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Воздушные шары с интернетом и «информационный жир»: как коронавирус изменил мировой рынок образования

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Пандемия принудила рынок образования к серьезным переменам. Учителям пришлось срочно осваивать новые технологии, правительствам — выделять небывалые средства для обеспечения стабильной связи, а IT-гигантам — «делать мир лучше», разрабатывая бесплатные продукты. В долгосрочной перспективе есть риск: тотальный онлайн может сделать образование поверхностным и недоступным для масс

Оксана Селендеева — основательница школы программирования для детей CODDY. Филиалы проекта работают в 133 городах в 13 странах мира. На 195 площадках CODDY обучается более 40 000 детей. Выручка сети за 2019 год составила свыше 800 млн рублей. В колонке для Forbes Селендеева анализирует, как изменится глобальный рынок образования под влиянием пандемии коронавируса.

«Если нас не убьет коронавирус, то это сделает дистанционное обучение», — цитата израильской матери четверых детей, которая стала вирусной. Пандемия COVID-19 показала — мир не готов к переходу учебы в онлайн. По данным института статистики ЮНЕСКО, закрытие образовательных учреждений затронуло почти 1,5 млрд учащихся. Около половины из них не имеет доступа к домашнему компьютеру, а 43% — даже выхода в интернет. В ряде стран третьего мира последний показатель превышает 80%.

Даже в государствах, где нет проблем с IT-инфраструктурой, переход к дистанционному обучению — трудная задача, ведь многие учителя не готовы к эффективному проведению онлайн-занятий. В некоторых странах Африки всего 64% преподавателей начальных классов и 50% средних прошли минимальную подготовку, и уровень их компьютерной грамотности остается низким.

 

Дать возможность

Кризис выявил пробелы глобальной системы образования и мобилизовал всех ее участников. Под слоганом и хештегом #LearningNeverStops ЮНЕСКО организовало Глобальную коалицию по вопросам образования, задача которой — сделать систему более гибкой и открытой. Страны по всему миру вынуждены идти навстречу игрокам рынка образования, чтобы не застопорить процесс обучения (не стоит объяснять, к каким последствия это может привести).

Во многих государствах на время пандемии отменили тарификацию доступа к образовательным порталам. Повсеместно появляются и популяризируются бесплатные онлайн-курсы и образовательные инициативы. На сайте ЮНЕСКО опубликован обширный список платформ, мобильных приложений и других ресурсов для дистанционного обучения — практически все бесплатны. В Китае обеспечен доступ к 22 онлайн-платформам, предоставляющим 24 000 бесплатных курсов для студентов.

 
Профессора публикуют фото домашних рабочих мест, чтобы наладить эмоциональный контакт со студентами

Крупнейшая австралийская телекоммуникационная компания Telstra выдаст более 26 000 бесплатных SIM-карт и мобильных модемов для учащихся штата Виктория, у которых нет домашнего интернета. Кроме того, с начала пандемии правительство штата обеспечило нуждающимся более 46 000 ноутбуков.

Учеба кочует на государственные радио, ТВ и в онлайн-медиа — повсеместно вводятся образовательные программы, что, вероятно, останется нормой и после снятия карантина. В первую очередь, это прорыв для развивающихся стран. Например, Руанда в период пандемии запустила национальный YouTube-канал REB elearning, куда выкладываются видеоуроки по общеобразовательным предметам. Конечно, для многих стран единственными доступными для большинства каналами остаются телевидение и радио. Такая ситуация, например, на Мальдивах, где правительство обязало школы определять количество учащихся, у которых нет доступа к интернету, и запустило обучающую телепрограмму для учеников 10-х классов (такая же программа разрабатывается и в радиоформате).

«Обеспечить бесперебойное обучение, несмотря на технические сложности», — с такой инициативой выступило министерство образования Китая с открытием нового учебного семестра, который начался онлайн. Оно объединило усилия с министерствами промышленности и информационных технологий. Главные задачи кооперации — повысить качество интернет-покрытия по всей стране и увеличить пропускные способности образовательных порталов, особенно национальной образовательной платформы, которую одномоментно посещают миллионы человек.

 

Как консультант с Манхэттена променял престижную работу и бонус в $100 000 на стартап в России и не пожалел

Пандемия катализирует позитивные изменения и в развивающихся странах. Например, чтобы обеспечить доступ к интернету для сельских и отдаленных общин, в Кению прибыло два стратосферных воздушных шара Loon от корпорации Alphabet. Они создают воздушную беспроводную сеть со скоростями до 4G-LTE. Пользователи могут подключиться с помощью антенн, установленных на зданиях. Один шар обеспечивает подключение на территории диаметром 80 км. Президент Кении Ухуру Кениата считает, что развертывание сети интернет-аэростатов — жизненно важное событие для страны.

Включить фантазию

Правительства мотивированы сделать домашнее обучение таким же увлекательным, как и традиционное, поэтому появляется все больше интересных решений на стыке обучения и развлечения. Например, в Польше запустили онлайн-инициативу под названием Grarantannа, которая получила название путем объединения слов «игра» и «карантин». Учащимся предлагается масса головоломок, викторин, вебинаров и турниров с призами. Недавно на сайте проекта закончился конкурс по постройке реплик известных исторических зданий в видеоигре Minecraft.

Ученики играют рядом с микрофоном компьютера, а программа следит за процессом, определяя, попадают ли они в ноты

В Университете Северной Каролины студенты учатся в виртуальной реальности: «ходят» в 3D-версию реальной лаборатории, которая находится на территории кампуса. В Аргентине на национальном образовательном портале доступны обучающие видео в форматах VR и 360°.

Во многих странах финансирование системы образования остается недостаточным для подобных экспериментов, и чиновникам приходится выкручиваться. Например, Минобразования Кыргызстана запустило в социальных сетях акцию «Читает вся семья». Родителям и детям предоставлен список литературы для домашнего чтения, по которой нужно написать поучительные эссе, разместить на страничке в Facebook под хештегом #үйдө_китеп_окуйбуз и передать эстафету друзьям. По окончанию акции самые активные участники получат призы.

 

Сервис, который позволяет пользователям зарабатывать до $1 млн: история Udemy

Преподаватели-энтузиасты тоже находят способы доносить информацию до учеников. Учитель начальных классов из Флориды, к примеру, стал читать подопечным сказки с помощью историй на Facebook. В Университете Мэри Вашингтон в США запустили креативный проект под хештегом #UMWteachesthrucovid: профессора снимают YouTube-видео с собственными детьми, чтобы показать архитектурные принципы, и используют мультфильмы на занятиях. Также они публикуют фотографии домашних рабочих мест, чтобы наладить эмоциональный контакт со студентами, создав доверительную атмосферу.

Решения находят даже преподаватели музыки — Эллен Сандерс, учительница средней школы из американского штата Айдахо, организовала онлайн-репетиции своего оркестра. Она использует приложение SmartMusic, которое на время пандемии предоставило учителям бесплатный доступ. Ученики играют рядом с микрофоном компьютера, программа следит за процессом, определяя, попадают ли они в ноты. Эллен анализирует данные программы и дает обратную связь — говорит, на что ученикам нужно обратить внимание.

Предвидеть последствия

Несмотря на положительные сдвиги, вызванные пандемией, в долгосрочной перспективе она может нанести глубокий ущерб образовательной системе. Вероятно, не все государства смогут найти достаточно денег на то, чтобы справиться с последствиями COVID-19. Аналитики предсказывают, что в США в следующем году финансирование образовательного сектора сократится более чем на 15%. Это может привести к тому, что 300 000 учителей по всей стране останутся без работы.

 

Вследствие этого качественное образование может стать прерогативой частных учебных заведений. Позволить его себе смогут далеко не все — доходы большей части населения уменьшились. Международная организация труда предсказывает, что во втором квартале 2020 года по всему миру будет уничтожено 6,7% рабочих часов, что эквивалентно сокращению 195 млн человек, занятых полный рабочий день. От полного или частичного сокращения уже сейчас страдает около 3,3 млрд людей по всему миру!

Как стартап с инвестициями от сестры Цукерберга воспользовался пандемией для бурного роста

Поэтому в недалеком будущем есть вероятность эффекта диаметрально противоположного радужным мечтам об открытом и доступном для всех образовании. Разрыв между общественными классами может увеличиться настолько, что достойное образование смогут себе позволить лишь состоятельные люди.

То, что крупные образовательные компании сейчас открывают бесплатный доступ к некоторым курсам, не значит, что так будет всегда. Да и стоит за этим скорее не акт доброй воли, а желание привлечь аудиторию. Поэтому многие бесплатные курсы дают лишь вводные знания, а то и вовсе имеют развлекательный, а не образовательный характер. К тому же их прохождение не равно образованию. Без наставника это зачастую просто накопление «информационного жира».

 

Пандемия стала мощным катализатором изменений в образовании. Без введения изоляции преподаватели по всему миру вряд ли бы одномоментно решили повышать компьютерную грамотность, а правительства — ускоренно обеспечивать гражданам доступное онлайн-образование. Вопрос в том, найдут ли государства ресурсы для поддержки учителей и выполнения задуманных планов. Если нет — качественное мировоззренческое образование может оказаться прерогативой богатых, а бедным останется довольствоваться рутинной работой.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

От университета Ельцина до альма-матер Путина: 20 лучших российских вузов по версии Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+