Время работяг: в каких профессиях теперь 23 человека на место, а где стали платить 500 000 рублей
Труд рабочих в мае 2020 года вошел в топ-5 сфер занятости с самыми высокими предлагаемыми зарплатами в России, следует из предоставленных Forbes данных сервиса по поиску работы hh.ru. В среднем работодатели были готовы предложить соискателям на вакансии рабочего персонала 55 900 рублей. Это на 29% больше, чем в мае 2019 года, и на 10% больше, чем в апреле 2020-го. Интереснее средние предложения по зарплате были только в добыче сырья (71 600 рублей), высшем менеджменте (70 200 рублей), строительстве и недвижимости (65 200 рублей), а также IT, интернете и телекоме (57 400 рублей). Годом ранее, как и в апреле этого года, пятерку замыкал автомобильный бизнес.
К «рабочему персоналу» hh.ru относит грузчиков, разнорабочих, дорожных рабочих, комплектовщиков и укладчиков-упаковщиков, маляров и штукатуров, машинистов производства, машинистов экскаватора, механиков, монтажников, наладчиков, операторов станков, сантехников, электриков, электромонтеров, слесарей, столяров, сварщиков, токарей, фрезеровщиков, краснодеревщиков, ювелиров, дворников, уборщиков и некоторых других работников. По данным на среду, 3 июня, в базе сервиса было размещено 129 800 таких вакансий. Более 90 000 объявлений предполагали уровень оплаты труда от 55 000 рублей и выше. Лучшие предложения были у строителей-монтажников, бригадиров, автомобильных слесарей, сварщиков. По словам представителя hh.ru, рабочий персонал в последние два-три года входит в тройку самых востребованных, а в период самоизоляции спрос на него лишь усилился.
В своих резюме соискатели на рабочие специальности запрашивали в среднем на 27% меньше денег, чем им были готовы предложить работодатели, — 40 800 рублей. В апреле разрыв составлял 19%, но за месяц запросы работников почти не выросли, а наниматели наоборот подняли предлагаемые зарплаты. Конкуренция среди рабочих в прошлом месяце фактически отсутствовала, на одну размещенную вакансию приходилось одно резюме: даже среди медицинских работников, несмотря на продолжающуюся эпидемию, «конкурс» был выше — два резюме на место.
Средняя зарплата, которую работодатели готовы платить рабочим, резко выросла именно в мае, замечает представитель hh.ru: в январе она составляла 51 100 рублей, в феврале — 47 500 рублей, в марте — 49 100 рублей, в апреле — 51 000 рублей, а по итогам прошлого месяца увеличилась почти на 5000 рублей. Среднедневное количество активных вакансий для рабочих выросло почти на 100% к маю 2019 года и на 50% — к апрелю этого года. По темпам роста спроса рабочие обошли медперсонал и уступили лишь госслужащим.
Средние зарплаты по некоторым рабочим специальностям выросли и по данным SuperJob, сообщили Forbes в пресс-службе сервиса. Одна из причин состоит в том, что сейчас на рынке активны самые лучшие и устойчивые работодатели, в том числе крупные строительные компании, которые открывают тысячи вакансий. По словам представителя SuperJob, до локдауна они предлагали зарплаты выше, но на фоне прекращения работы многих малых и средних предприятий с более низкой зарплатной вилкой средний показатель по рынку вырос.
Почему «дорожают» рабочие
Повышение предлагаемых зарплат выглядит странно: в кризис оплата труда у всех снижается, растет безработица, многие неуволенные работники сидят без зарплат, замечает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. Сложно сказать, что на самом деле предлагают работодатели через hh.ru: по сути, в вакансии указана лишь цена предложения, и не факт, что итоговая зарплата работника будет именно такой, продолжает эксперт. К тому же, на каких-то вакансиях может быть высокой зарплата, но очень тяжелыми — условия труда, например для работников Севера предлагаемый уровень может оказаться невысоким, полагает Гимпельсон.
Спрос на труд в ситуации кризиса не мог увеличиться — скорее, могло сократиться предложение труда, рассуждает Гимпельсон. Вероятно — за счет мигрантов, которые даже при небольшой численности могли составлять костяк рабочей силы в определенных профессиональных нишах. Можно предположить, что часть из них уехала домой, когда страны начали закрывать границы из-за пандемии коронавируса, а теперь потребовалось срочно заканчивать какие-то стройки, и работодатели решили временно набрать людей на повышенные зарплаты, рассуждает Гимпельсон. Также не стоит забывать о случаях заражения рабочих на стройках в разгар эпидемии — это также могло временно сократить предложение. «Но в целом это гадание при очень ограниченной информации», —подчеркивает эксперт.
Границы закрыты: массовый отток мигрантов был невозможен, говорит ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Никита Мкртчян. Но возможна другая ситуация: не приехали сезонные рабочие, которые должны были прибыть весной. Весной приезжает большая часть трудовых мигрантов, и из-за закрытых границ — как со стороны России, так и со стороны Киргизии, Узбекистана и других стран — многие до сих пор не приехали, подтверждает замдиректора Института демографии Высшей школы экономики Михаил Денисенко. В основном это именно рабочие: в первую очередь, в сфере строительства, в какой-то степени в персональных услугах, аграрном секторе, перечисляет он. Из-за демографической ямы некоторые рабочие профессии в России после ухода на пенсию пожилых кадров не замещаются полностью даже с учетом мигрантов, а их отток лишь усиливает дефицит, добавляет он.
Для сравнения Денисенко приводит данные Федеральной миграционной службы: если в апреле 2019 года работникам из стран дальнего зарубежья выдали 12 500 разрешений на работу, а трудовым мигрантам из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдовы — 223 000 патентов, то в апреле 2020-го — лишь 3500 и 132 000 соответственно.
«Мы давно говорим, что на рынке есть дефицит рабочей силы. К тому же мы как генподрядчик вынуждены конкурировать за людей, например с подрядчиками крупных городских программ вроде реновации», — сообщил Forbes сотрудник строительного подрядчика. «На стройке основную работу делает низкоквалифицированный персонал, условные таджики. Их могли распустить из-за остановки строительства. Их бригады и в обычное время распускают, когда заканчивается этап, на котором они нужны. Но их всегда легко и найти», — рассуждает руководитель небольшой девелоперской компании.
При этом крупные девелоперы в Москве дефицита строителей не фиксируют. В частности, его не видит группа ПИК, заявил ее представитель. «Сегодня мы не наблюдаем дефицита строителей, после возобновления строек работники вышли на свои места. Также не стоит вопрос о повышении оплаты труда. Напротив, нередко застройщики снижали зарплаты сотрудникам, не попавшим под сокращение», — утверждает гендиректор УК «Развитие» (девелопер ЖК «Мир Митино») Игорь Козельцев. Повышение зарплат может быть связано с перераспределением функций внутри девелоперских компаний, предполагает коммерческий директор группы «Родина» (девелопер Russian Design District) Ксения Юрьева: сокращаются рабочие места, а на существующие должности возлагаются дополнительные обязанности. «При этом мы не наблюдаем дефицита строителей — как в нашей компании, так и в целом по рынку», — говорит она.
Кто еще требовался в период пандемии
Помимо рабочих, спрос и в апреле, и в мае, по данным hh.ru, рос только в двух сферах. Первая — государственная служба и НКО, из-за активного набора военных и сотрудников полиции (в частности, много вакансий, по словам представителя hh.ru, открыла Росгвардия).
Спрос на медиков и фармацевтов резко подскочил в апреле — на 115% год к году, но в мае количество размещенных вакансий выросло уже не так сильно — на 46%. Медучреждения массово формировали кадровый резерв, поскольку заражались действующие сотрудники и было необходимо поддерживать работу больниц, поясняет представитель hh.ru. При этом средняя предлагаемая зарплата снизилась из-за большого числа вакансий для обслуживающего персонала медучреждений — сиделок, волонтеров и других подобных работников, особенно в регионах. У самой востребованной в период пандемии категории врачей — анестезиологов-реаниматологов — предлагаемая зарплата достигала 500 000 рублей, отмечает представитель hh.ru.
Практически на всех оставшихся работников спрос упал. Особенно сильно — в сфере туризма, гостиниц и ресторанов, спортивных клубов, фитнеса и салонов красоты (на 70% в годовом выражении в мае), домашний и административный персонал, а также работников сферы искусства, развлечений и масс-медиа — на 60%. В мае падение спроса на кадры в этих сферах стало еще более выраженным, чем в апреле.