К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Несовместимо с жизнью»: что может погубить российский бизнес сразу после выхода с карантина

Фото Льва Федосеева / ТАСС
Фото Льва Федосеева / ТАСС
Список правил, по которым Роспотребнадзор советует работать бизнесу после пандемии, практически нереализуем, говорят предприниматели. Закупка масок, перчаток и термометров, взлетевших в цене, ограниченное количество клиентов, работа по предварительной записи и другие меры лишат компании, и без того ослабленные карантином, существенной части дохода

17 мая Роспотребнадзор опубликовал перечень рекомендаций для работы бизнеса после прекращения режима самоизоляции. Наряду с общими для всех предприятий правилами ведомство выделило 16 сфер, для которых составило отдельные памятки с дополнительным перечнем мер безопасности, которые владельцы компаний должны осуществлять, — и даже отрисовало каждую памятку в инфографике.

По словам Максимилиана Гришина, юриста международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры», документ носит рекомендательный характер. «Это некий базовый стандарт, на который можно ориентироваться (или не ориентироваться) при принятии решений. Но мы прекрасно понимаем, что у Роспотребнадзора сейчас очень большой вес, поэтому главы регионов скорее всего будут брать это за основу и принимать меры точно не более мягкие, чем им рекомендуют», — поясняет Гришин.

Чтобы рекомендации превратились в обязательные предписания, они должны быть зафиксированы в постановлении главы каждого региона, добавляет юрист. Когда именно это произойдет — непонятно: «по логике, когда главой региона принимается решение о поэтапном снятии режима повышенной готовности и отмене запрета на работу тех или иных организаций, то вместе с ними утверждаются и рекомендации по их работе».

 
«Главы регионов, скорее всего, будут принимать рекомендации за основу и устанавливать меры точно не более мягкие»

Предприниматели встретили список правил работы после пандемии без энтузиазма. Многие говорят о том, что соблюдение дистанции в 1,5 метра между сотрудниками и посетителями в очереди на улице нереально, средства индивидуальной защиты и бесконтактные термометры «стоят как крыло самолета», а расходы на их покупку лягут на плечи и без того страдающего бизнеса. Почти все указывают на расплывчатые формулировки и множество пробелов в опубликованных памятках.

Forbes поговорил с представителями каждой из отмеченных сфер (кроме компаний, работающих вахтовым методом, — представители ни одного из таких предприятий, к которым Forbes обратился с запросом, не ответили на момент публикации) и узнал, почему они считают требования Роспотребнадзора несовместимыми с жизнью бизнеса.

 

Предприятия общественного питания

«Бизнес просто не будет окупаться»

Надежда Пак, соосновательница сети семейных кафе «Рецептор»

О сокращении посадочных мест и влиянии мер на показатели бизнеса

 

Конечно, реализовать все реально. Любые галлюцинации, которые приходят в голову органам нашей власти. Вопрос в том, сколько кафе и ресторанов выживут в таких условиях и будут соблюдать эти рекомендации. Я за май получила полный счет за аренду — никто нам не собирается делать скидок за время простоя. Арендодатели не готовы вести переговоры с нами — они считают, что это просто предпринимательский риск, который должен быть предусмотрен.

Следуя рекомендациям, мне придется сократить количество посадочных мест минимум в два раза. Это значит, что мы будем получать даже не в два раза, а еще меньше прибыли. Бизнес просто не будет окупаться, не будет выгоды.

«Малый бизнес сейчас — это лежачий, которого не бьют. Но все равно бьют»

Второй момент — неготовность людей тратить деньги. Возможно, в первые две недели после самоизоляции люди «оторвутся», но денег у них все же нет. Даже в магазинах сокращается средняя длина чека — люди экономят. Сейчас многие коллеги говорят о том, чтобы после открытия не продавать блюда по прайсу, а продавать аренду столика — депозит примерно в два раза выше среднего чека. То, что не смог съесть, забираешь с собой. Но большинство людей сейчас тоже не работает — у них нет источника дохода, так что я не думаю, что будет выстраиваться очередь из желающих пойти в ресторан.

Об одноразовой посуде, масках и перчатках

С одноразовой посудой и прочим — опять же, это дополнительные косты, которые никто не собирается нам возмещать. При этом часть мер по поддержке бизнеса просто не работает — мы, например, не можем получить субсидию по возмещению комиссии агрегаторов, потому что у нас есть алкогольная лицензия.

 

По идее, маски и перчатки стоят недорого, но в условиях, когда считается каждая копейка, это тоже удар. Маску положено менять часто, иначе она теряет свой смысл. Допустим, штука стоит 15 рублей. Менять надо раз в три часа. Итого на сотрудника, который работает 12 часов, 60 рублей в день. В одних перчатках ты не сможешь работать тоже. Примерно выходит 150 рублей на сотрудника в день. При урезанном штате у нас работает пять сотрудников — минус 750 рублей в день. Итого в месяц — 22 500 — приличные деньги для нас сейчас.

«Такой ад у нас впервые»: как рестораторы оказались на грани краха из-за коронавируса

О необходимости компенсировать расходы бизнеса на соблюдение мер

Если бы к нам пришли и дали маски и перчатки, сказали «держите, вы обязаны их регулярно менять» — без проблем, мы бы с радостью это делали. Или если бы нам компенсировали какую-то часть арендной платы. А без даже такой минимальной поддержки как выживать — непонятно.

 

Я не говорю, что рекомендации неадекватные. С точки зрения потребителя — все правильно, каждый хочет быть защищенным. Но если есть мера, усугубляющая положение, то должно быть и действие, поддерживающее бизнес.

Есть такая поговорка — лежачего не бьют. Малый бизнес сейчас — тот самый лежачий, но правительство это не смущает.

Салоны красоты и парикмахерские

«Работать будет невозможно»

Иван Алексеев, владелец мужских парикмахерских «СуперМен»

 

Об уборке и обеззараживании воздуха

Рекомендации адские. Есть адекватное, но его немного. Например, влажную уборку мы и так каждый день проводили, добавить туда дезинфицирующих средств мы можем, поставить столик с антисептиками на входе — тоже. Обеззараживатель, наверное, нужен, но это недешевое удовольствие, от 7000 до 20 000 в среднем. У нас в сети кто-то нашел дешевле, купил, но оказалось, что там липовый сертификат, а его наличие — обязательное условие, чтобы проверяющие остались довольны. 

О бесконтактных термометрах

Вообще все, что рекомендовано Роспотребнадзором, сейчас взлетает в цене. Например, измерение температуры бесконтактным термометром. Сама по себе мера нужная, но почему именно бесконтактные термометры нужны? Вы знаете, сколько они стоят? Как крыло самолета. От 5000 до бесконечности. А обычные ртутные термометры по 100 рублей в любой аптеке, их на каждого сотрудника легче будет закупить. При том что до пандемии я покупал крутой профессиональный бесконтактный термометр за 850 рублей, а сейчас открыл «Яндекс.Маркет»  и цены ввергли меня в шок. У какого нашего министра маленький заводик по производству бесконтактных термометров, скажите, пожалуйста?

 

Мало того, что все это стоит дорого, это еще и в дефиците. А если ты за неделю не сможешь купить все необходимое, потому что просто не продается, — что тогда? Не будешь работать эту неделю, а за аренду продолжай платить. 

О средствах индивидуальной защиты

Перчатки и маски — вещи нужные, но зачем хранить у себя пятидневный их запас? Это на случай войны или что? И непонятно, что в понятие СИЗ входит в этой итерации рекомендаций — в прошлой не только перчатки и маски были, но и халаты. А коллег в регионе обязали еще и в бахилы и шапочки одевать мастеров. Тут, насколько я понимаю, кто во что горазд: если губернатору выгодно, чтобы у дружественного производства бахилы закупали, он заставляет всех носить бахилы, халаты — соответственно, все в халатах.

«У какого нашего министра маленький заводик по производству бесконтактных термометров, скажите, пожалуйста?»

О предварительной записи клиентов

 

Для большинства салонов эта мера нормальная, но не для нас. Наша бизнес-модель рассчитана на то, что человек идет мимо, видит вывеску, цены от 200 до 500 рублей, стрижку за 20 минут и импульсивно решает зайти. Весь наш маркетинг и ценообразование заточены на такую схему. Что будет теперь, когда придется записывать клиентов заранее, непонятно. Кто-то позвонит за три дня, запишется, но не придет, а мы откажем клиенту, который готов подстричься здесь и сейчас. И я не совсем понимаю, имею ли право собирать с людей данные для журнала, который требует вести Роспотребнадзор — телефон, адрес. Скажет, что телефона нет, а живет на вокзале  и что с таким делать?

О социальной дистанции и перерыве в 20 минут между клиентами

Расстояние между креслами должно быть не менее 1,5 метров. У нас все площади маленькие, значит, из трех оборудованных рабочих мест могут использоваться только два. Это на треть сократит выручку (у нас обычно очень плотный поток, всегда живая очередь из клиентов). Перерыв в 20 минут между клиентами — тоже бред. Это сократит выручку еще вдвое. Почему 20? Если это время нужно для обеззараживания поверхностей, то протереть кресло, ручку дверей и мойку для головы можно раза в четыре быстрее. Хотя если больной человек зайдет, это все бесполезно все равно.

Об очереди на улице и дистанции в 1,5 метра

 

Мера с очередью на улице, в которой люди на 1,5 метра друг от друга, правильная, но нереализуемая. Я могу, конечно, нарисовать разметку, но следить за тем, чтобы ее соблюдали, не смогу. Что я, выйду из салона и силой начну людей друг от друга оттаскивать? Ну и это тоже ударит по доходу: естественно, не будут люди змейкой, растянутой до метро, стоять, пойдут в другое место.

Запретный маникюр: хозяйки салонов красоты об убытках из-за простоя, подпольной работе и ценах после пандемии

По поводу того, что в салоне может находиться не больше определенного количества человек, — это простор для лазеек. Как закрыть любую парикмахерскую? Заплатить трем гастарбайтерам по 500 рублей, попросить одновременно зайти в салон и постоять там. Тут же сфотографировать и звонить в Роспотребнадзор. Выгнать хозяин салона людей не может — не имеет права применять силу. Разве что в полицию звонить, но представьте, во что превратится бизнес в таких условиях. Это просто несовместимо с жизнью.

Предприятия агропромышленного комплекса

 

«Уже ничего не прошу, ты только ничего не забирай»

Светлана Жукова, основательница компании по производству биогумуса с помощью червей «Сотка зелени»

На карантине мы пробыли только неделю. С 7 апреля вышли на работу с предосторожностями. Многие меры из озвученных Роспотребнадзором — измерение температуры перед сменой, индивидуальные шкафчики для одежды, маски и перчатки в помещениях, регулярная уборка и проветривание у нас были и раньше. Мы и раньше руки мыли и носили маски. Если у кого-то производство налаженное, большинство этих мер они и так соблюдают. В них ничего сверхъестественного нет.

О перчатках, масках и термометрах

Люди работают в перчатках и многоразовых масках с ионами серебра, потому что имеют дело с землей. Уборку часто проводили, потому что это грязная и пыльная работа. Существенных перемен мы для себя не заметили, разве что температуру стали чаще измерять.

 

Об антисептиках

Ну, еще антисептики раньше не приобретали. Они, конечно, сразу подорожали. Я была удивлена: вода, спирт и глицерин 100 миллилитров стоит 125 рублей. Это вообще не сопоставимо [с ценами до пандемии]. Поэтому мы приобретали спирт медицинский и сами изготавливали антисептики. Единственное, туда приходится добавлять красящее вещество, чтобы ни у кого не было соблазна принять это внутрь, продезинфицироваться.

О транспорте для сотрудников

Некоторые меры [из предложенных Роспотребнадзором] для нас не применимы. Например, доставка сотрудников до работы на корпоративном транспорте не актуальна: рабочие добираются на своих автомобилях или пешком. Даже если ее организовать, социальная дистанция в корпоративном автобусе не будет соблюдена. Какой тогда смысл соблюдать ее на производстве?

 
«В сторону Кремля мы молимся, как на икону: «Господи, ничего у тебя не прошу, ты только у меня ничего не забирай»

О приеме пищи

Посещать столовую в строго отведенное время и соблюдать дистанцию тоже будет сложно. У нас есть специально оборудованная комната с чайником и микроволновкой. У каждого своя посуда. Но сотрудники все равно вместе питаются  у нас небольшой коллектив, сейчас на производстве 11 человек. Да и в целом рабочий процесс не позволит соблюдать дистанцию. У нас конвейерная работа, люди работают в парах.

Об обеззараживании воздуха

Как обеззараживать воздух, я пока не знаю. Площадь цеха почти 2000 кв. м, потолки — 5 м. Не знаю, насколько это реально будет и что за оборудование для этого есть. Не дай Бог, это мера станет обязательной.

 

Предприниматели очень страдают от того, что не могут выполнять свою прямую функцию  создавать доходность. Мы, конечно, в меньшей степени пострадали, потому что относимся к сельскому хозяйству. Министр нас выручил, и апрель для нас высокий сезон. Мы в это время зарабатываем деньги, которые еще осенью будем проедать. И то, что мы были закрыты всего неделю, нас спасло. Мои друзьям-предпринимателям из ресторанного бизнеса и сферы красоты повезло куда меньше. Многие из них закроются.

Хозяева земли русской: 20 самых дорогих землевладений России. Рейтинг Forbes

В сторону Кремля мы молимся примерно так же, как на икону: «Господи, ничего у тебя не прошу, ты только у меня ничего не забирай». Мы особо ничего не ждем. У нас есть возможность выполнять свою работу, то, что мы умеем делать, и слава Богу. Поддержки никто уже не ждет, и понятно, что ее не будет. Поэтому надеяться на себя надо. Так-то.

Непродовольственные магазины

 

«Нам уже хочется просто хотя бы выйти»

Мария Кошкина, основательница производства по изготовлению шуб из искусственного меха и одноименного магазина Anse

О социальной дистанции

Рекомендаций Роспотребнадзора я еще не видела, но из того, что вы перечислили, могу сразу сказать: организовать социальную дистанцию возможно.

У нас многие сотрудники работают удаленно, из-за коронавируса часть работы мы перевели в онлайн, продолжим работать в таком режиме. К тому же сейчас несезон, поэтому многие в отпусках. В магазине в Санкт-Петербурге остался один человек, магазин в Москве мы закрыли. Магазины в Екатеринбурге, Ижевске, Мурманске и Омске контролируют наши дистрибьюторы никто из них сейчас не работает.

 

Об уборке

Мы откроемся со всеми предосторожностями. У нас летом и весной и так есть ежедневная влажная уборка, несколько раз вызываем клининг. Интересно, какие именно дезинфицирующие средства нужны по рекомендациям. Будут ли разъяснения?  Но в целом уборка и дезинфекция — абсолютно нормальные требования.

«Я не понимаю, как человек 8 часов будет сидеть в перчатках за компьютером. Это не ок совсем»

О масках и перчатках

Мы сейчас клиентам вкладываем в заказы многоразовые маски, так что с ними проблем не будет точно. Если нужны будут одноразовые  мы это сделаем. А вот в перчатках, боюсь, будет неудобно работать. Меня смущает этот момент, потому что большая часть работы  за компьютером. Это неудобно  руки будут потеть. Я не очень понимаю, как человек у нас восемь часов будет сидеть в перчатках за компьютером. Это не ок совсем. Тем более, если он сидит один.

 

Об обеззараживании воздуха

Обеззараживатели мы уже смотрели на Ozon. Тоже нужно посмотреть, какие требования к ним будут. А к проветриванию нет вопросов. Летом и весной мы все равно держим дверь открытой.

О медицинском осмотре сотрудников  в течение дня

Что касается того, что сотрудников в течение дня нужно осматривать на признаки ОРВИ, если речь о том, что человек не должен сидеть на месте с температурой, это ок. Мы договорились с коллегами изначально, что если у кого-то температура, нам об этом говорят заранее, даже если легкое недомогание. Пока никто не злоупотреблял этим. Я не очень представляю, как организовать, чтобы раз в смену приходил врач. И не очень понимаю смысл этого. Тем более, все напуганы историями про контактных врачей, которые тоже переносят коронавирус. И не хочется стать причиной такого заражения. Буду ждать разъяснений.

 

Мне кажется, что в целом рекомендации реальные. Но хочется больше подробностей относительно дезинфекции и, например, замеров температуры. Хочется больше конкретики в этих пожеланиях, требованиях. Очень хотелось бы, чтобы требования не оказались избыточными. Все, что необходимо, мы готовы соблюдать.

«Настоящий кризис наступит в сентябре»: что происходит с франчайзинговым бизнесом

Навскидку, чтобы все учесть, нам придется выделить от 20 000 рублей в месяц на дополнительные расходы средства для дезинфекции, перчатки, маски, дополнительный клининг. Вне сезона это существенная сумма для нас, потому что мы, естественно, работаем на скидках. И прежде всего работаем на зарплату сотрудников и обеспечение аренды. Будет не критично, но сложновато. Возможно, это того стоит всем нам хочется просто хотя бы выйти [из карантина].

Прачечные и химчистки

 

«Если розница не откроется, мы будет счастливы»

Илья Захаров, операционный директор сети химчисток Bianca

О необходимости мер безопасности

Мы участвовали в создании мер, предложенных Роспотребнадзором. В конце апреля нас пригласили в департамент торговли и услуг Москвы. Было выездное заседание с представителями бизнеса, сотрудниками департамента и их коллегами из Роспотребнадзора. Каждому бизнесу дали высказаться. А потом мы сделали тестовый объект, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть.

У нас не было ни единого пункта, по крайней мере для химчисток, по которому возникли бы споры с представителями власти. Мы считаем эти меры абсолютно здравым решением, особенно в текущей эпидемиологической ситуации. Я вижу, как в целом люди себя ведут. Чуть потеплело  все вывалили на улицы, опять все без масок. Скорее всего, тенденция продолжится, и все-таки организации должны управлять процессом.

 

Об обеззараживании воздуха

Есть технические споры. Кто-то говорил, зачем ставить лампы, если, например, работает приточная вентиляция, которая гоняет воздух. Если исходить не из бизнеса, а из безопасности, то я со всеми мерами согласен. Понятно, что я как предприниматель хочу минимизировать потери. Но могу сказать, что в них достаточно рационального зерна.

Понятно, что все это непривычно, требует дополнительных усилий, временных и финансовых вложений. Лампа [для обеззараживания воздуха] сейчас начинает резко расти в цене. Вот мы какой-то объем закупили по 11 000 рублей, сейчас они уже, по-моему, стоят по 16 000. Надо хватать быстрее, потому что начнется дефицит  как с масками. Потом все будут бегать и искать эти лампы.

Об оснащении в целом 

 

Чтобы оборудовать одну химчистку — установить пластиковые защитные экраны, закупить бактерицидные лампы, градусники, распечатать инструкции для сотрудников, — нужно 20 000–25 000 рублей, всего в сети 45 салонов. Операционные расходы — на моющие средства, маски и перчатки — обойдутся где-то в 7000 рублей в месяц.

Открывать точки мы будем не исходя из того, оборудована она или нет. Скорее будем смотреть на экономическую ситуацию. По нашим ощущениям, рынок химчистки будет очень долго восстанавливаться. Не исключено, что мы часть розницы  до 50% точек — закроем. Сначала чтобы перестраховаться на летний период, потому что аренда все-таки поддавливает. А выезд (дистанционная работа химчистки, сбор вещей и доставка на дом) у нас очень хорошо себя чувствует — мы его уже практически в четыре раза вырастили за время пандемии. И это позволяет жить всей компании.

Переобуться в воздухе: как бренд нанокосметики заработал 55 млн рублей за месяц на тканевых масках

Если представить утопичный сценарий, что розница больше никогда не откроется, то мы бы были счастливы. Потому что в рознице у нас были конкуренты, а в выезде мы сейчас явно самый сильный игрок. И можем расти. А так — рассчитываем, что будет гибридная модель. И мы будем одинаково инвестиционно уделять внимание обеим категориям — рознице и выездной химчистке.

 

Образовательные организации

«Это издевательство какое-то»

Марина Шилкина, директор и основатель сети частных детских садов «Филиппок» и частной школы «Лидеры»

О дистанционной работе

Рекомендации Роспотребнадзора я еще не видела. Нам бы сейчас хоть как-то выжить главное, чтобы выпустили работать.

 

Общие рекомендации для нас неприменимы. Конечно, есть сотрудники, которые находятся в группе риска, и беременные есть. Сюда попадают и учителя, и нянечки, и уборщики, и работники кухни. У нас же педагогический коллектив, 500 человек в штате. Я не знаю, как быть. Дистанционную работу мы точно не обеспечим — дистанционно попу не вытрешь вообще никак.

О социальной дистанции

Разместить их по разным этажам, сделать разметку на полу, разобщить коллектив или развести смены по времени как мы это сделаем? В садиках на 5 кв. м приходится 2-3 человека. Посещение столовой по утвержденному графику, запрет массовых мероприятий да никак вообще.

«Дистанционную работу мы преподавателям точно не обеспечим – дистанционно попу не вытрешь вообще никак»

Об уборке, дезинфекции и социальной дистанции

 

Все, что касается уборки, дезинфицирующих средств, бесконтактного измерения температуры, дозаторов с антисептиками,  мы уже купили это все. И для изолирования учащихся с признаками ОРВИ тоже все готово. И бактерицидные лампы есть. И в классах у нас по 15 человек, поэтому учеников можно рассаживать  не на 1,5 метра друг от друга, но метр точно.

А вот закрепить за каждым классом собственный кабинет для занятий не получится. Дети ходят из одного в другой. И для каждого класса установить собственное время начала уроков и перемен мы не сможем у нас 450 учеников, это нереально вообще сделать.

О перчатках и масках

Перчатки никто надевать не будет в школе, как писать-то в них и работать? Если это воспитатель — с маской он не сможет работать. А как трехлетнему ребенку маску надеть? Ну что за бред? Нет, конечно.

 

В целом рекомендации нереальные. Это издевательство какое-то. У нас и так [с мерами защиты] было все нормально: утренний фильтр, дезинфекция помещений, замер температуры, изолирование больного. Это [рекомендации] все раздуто.

«В индустрии полное безобразие»: как пандемия заставляет детские сады и школы мигрировать в онлайн

Если учитывать, что сейчас ноль доходов у компании, вообще не знаю, из каких средств это все оплачивать. Если субсидировать будут, безвозмездно давать деньги на закупку этих приборов, дезодораторов, дезинфекторов, то, конечно, мы купим. Но у компании нет сейчас денег никаких. Мы еле на зарплату наскребаем.

Ателье

 

«Стадия непринятия пройдена — надо понять, что с этим делать»

Махач Хайбаев, основатель ателье по производству обуви ручной работы Migliori

О сотрудниках в группе риска

Я новости не читаю и о рекомендациях не слышал. Если что-то важное и хорошее будет, я об этом узнаю. Если плохое тоже.

У нас есть один сотрудник, которому 68 лет. Он не работает с момента объявления нерабочих дней, находится дома. К нему приезжали врачи для профилактики. Мы помогаем ему деньгами на лекарства, поддерживаем. Среди остальных 70 сотрудников никого в группе риска нет.

 

О дистанционной работе

Производство сейчас закрыто, а продавцы работают удаленно. У каждого сотрудника есть набор из средств защиты и продезинфицированные образцы обуви на примерку. Менеджеры сами выезжают к клиенту, у них плотный график. Когда мы на удаленку перешли, я даже подумал, зачем мне салон нужен  все отлично работает. Бизнес стало проще контролировать. Когда человека нельзя пригласить в салон, он охотно соглашается на выездную встречу, и вероятность, что он не передумает, вдвое выше. Я счастлив.

О социальной дистанции

В салоне социальную дистанцию мы сможем обеспечить. У нас на 65 кв. м работают четыре человека. Зоны для посетителей разделены, одновременно могут только два клиента быть, не больше. Все строго по записи, поэтому в целом ничего менять не нужно.

 

О расходниках, уборке, измерение температуры и питании

Антисептики, маски, перчатки, дезинфицирующие средства, генеральная уборка  это мы сделаем. А вот измерять температуру каждые четыре часа  прям жестко. Раз в день  окей, но если надо чаще, то будем чаще.

Обеззараживателей у нас нет, я пока не могу себе представить, как он выглядит. Нужно будет, чтобы все помещение покинули после каждого клиента? Непонятно. Если надо, купим. Главное, чтобы все было красиво.

А вот с кухней есть проблемы — она не предусмотрена. Обычно сотрудники приносят еду с собой, обедают в подсобном помещении. В принципе, могут в переходный период ходить в кафе. Будем отправлять на бизнес-ланч за счет компании.

 

О необходимости перечисленных мер

В целом я понимаю, на что эти рекомендации направлены, какая идея заложена. Но все равно они немного категоричные. Ну вот пятидневный запас масок и перчаток. Почему именно пятидневный? Мы все равно расходники закупаем на несколько дней, просто купим больше. Или вот каждые 2-4 часа ручки и поверхности дезинфицировать. Зачем так часто? Запаримся это делать. По некоторым пунктам до конца непонятно, что и как конкретно делать, можно ли делать по-другому. Есть риск, что рекомендации будут приводить к штрафам. Ведь любое правило со временем ослабевает.

По моим оценкам, чтобы все это соблюдать, в неделю вырастут расходы на 10 000 рублей. Еще разово 15 000–20 000 рублей придется потратить  на обеззараживатель, например. Не так уж дорого, если сравнить с тем, во что [несоблюдение рекомендаций] может вылиться. Это еще и инвестиция в имидж — клиенты и сотрудники видят, что компания заботится о них.

Как выжить, если ты не «Газпром»: премиальные бренды в эпоху коронавируса

 

Первая стадия неприятия пройдена, сейчас все мысли о том, что с этим делать. Нам главное работать. А так человек адаптируется ко всему, к любым правилам. Даже, мне кажется, если налоги до 80% поднимут.

Предприятия по техническому обслуживанию автомобилей

«Это парализует всю отрасль»

Барно Турсунова, основательница сети автосервисов «Вилгуд»

О количестве клиентов, находящихся в сервисе одновременно

 

Я ознакомилась с рекомендациями Роспотребнадзора вчера. По автосервисам ничего нового не появилось. Нам изначально разрешали работать при выполнении этих условий, поэтому мы так и работали с самого начала карантина. И записываем с интервалом в 20 минут, и средствами защиты сотрудников обеспечиваем, и все остальное делаем. Для нас это не проблема.

«Сотрудников нужно рассаживать по этажам, работать по сменам – для этого мне нужно снять еще два офиса»

Единственное, появилась очень странная рекомендация о том, что на одном посту может обслуживаться только один автомобиль. В общем-то, иначе и невозможно: один пост — это один автомобиль. Надеюсь, они не имели в виду, что во всем цеху автосервиса можно единовременно обслуживать только один автомобиль. Если так, и всех заставят это соблюдать, будет ужас. Представьте, у вас в автосервисе 10 подъемников, а вы используете только один, который ремонтирует автомобиль 4-5 часов. Это парализует отрасль.

Об уборке после каждого посетителя

В остальном рекомендации адекватные и выполнимые, за исключением влажной уборки помещений после каждого клиента. Мы сейчас такого не делаем. Убираем несколько раз в день, но не после каждого клиента. Вряд ли кто-то будет это выполнять. Это перебор. Если соблюдать дистанцию, быть в маске, в перчатках и делать все-все, что там написано, то зачем убирать помещение-то после каждого клиента? Мы и так меряем температуру и клиенту, и сотрудникам.

 

Как учитель из Пензы заработал 700 млн рублей на «умных» бензоколонках

Об общих рекомендациях 

Больше недовольства у меня вызвали общие рекомендации для всех компаний. Они делают невыполнимой работу офиса. На 50 кв. м должны находиться пять человек, сотрудников нужно рассаживать по этажам, работать по сменам — для обеспечения всего этого нужно снять еще два офиса. У нас на 500 кв. м было 60 человек, но нам пришлось отказаться от одного помещения, по которому арендатор не пошел на уступки, и осталось 300 кв. м. 60 сотрудников на этой площади мы никак не уместим по новым стандартам. Мало того, что каждого надо обеспечить масками, перчатками, уборками, так еще и нарастить количество площадей, чтобы всех рассадить? Сейчас мы вообще сократили все лишние расходы. Я считаю бессмысленным раздувать их опять. Дополнительных площадей мы из-за этих рекомендаций арендовать точно не будем. Легче оставить часть сотрудников на удаленке.

Предприятия торговли

 

«Наша рентабельность снизится вдвое»

Егор Гурник, директор «Усачевского рынка»

О работе персонала в масках и перчатках 

Когда вы говорите о том, что все должны работать в перчатках и в масках, никто даже не думает предоставлять это бесплатно, хотя это было бы самым весомым аргументом, чтобы соблюдать рекомендации. Обеспечьте хотя бы свободную покупку масок и перчаток. Их до сих пор нигде нет, приходится выискивать разными путями. И цены оставляют желать лучшего. Последняя цена, по которой мы покупали маски, — 18,5 рублей. До коронавируса они стоили 7 рублей. То есть выполнить обязательства сложно, но при этом за невыполнение тебя будут штрафовать по статье 6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Штраф во втором пункте тяжелый, а в третьем — вообще грабеж.

«Никто даже не думает предоставлять расходники бесплатно, хотя это было бы самым весомым аргументом, чтоб соблюдать рекомендации»

Мы уже вложили в это огромное количество денег — более 4 млн рублей — и подготовились еще в марте. Сейчас влажная уборка рынка проходит каждый час, то есть практически без остановки ее делаем с использованием дезинфицирующих средств и всех необходимых рекомендаций. Купили 100 ультрафиолетовых рециркуляторов, огромное количество дезинфекторов для рук (они есть у каждого продавца за прилавком и в свободном доступе в 20 точках на территории рынка). У нас запас этих средств не пятидневный, как в рекомендациях, а до июля примерно.

 

Об исключении отпуска товара и приема денег одним лицом

Товар выдают и деньги принимают у нас, конечно, не во всех случаях разные люди. Это мера неадекватная. Мы работаем с большим количеством ИП, где собственник — и продавец, и тот, кто выдает товар. Ситуация упрощается тем, что оплата в большинстве случаев происходит по безналу.

О мерах для предприятий общепита

Нас касаются и меры для предприятий общепита, потому что у нас есть фудкорт. В основном все — измерение температуры, работа персонала в масках и перчатках, проветривание помещений, обеззараживание, использование антисептических средств, социальная дистанция — выполнимо. Но работать с рекомендациями становится дороже в несколько раз. Наша рентабельность по общепиту снизится вдвое.

 

О количестве посадочных мест и расстоянии между столами 

Не очень понимаем пункт про количество посадочных мест в заведении. Как минимум это сложно померить и понять, как расположить столы по правилам. Но мы готовы на это пойти. Самый главный принцип сейчас  возобновить работу. Любое дополнение к обороту, даже при нахождении нескольких людей внутри с потреблением на месте, увеличит оборот предприятия и снизит косты на те же самые дополнительные средства, которые приходится покупать. Лучше работать так, чем не работать вообще, чтобы продолжать держать на плаву предприятие и обеспечивать зарплаты сотрудникам.

«Я продаю свой «Майбах»: как ресторатор Владимир Перельман спасает бизнес от полного краха

Странно, что в рекомендациях нет информации по поводу веранды. На улице снижен риск заражения на расстоянии и нет застоя в воздухе, поэтому хотелось бы, чтобы разрешили работу летних кафе и веранд.

 

Работа транспорта

«Перевозки подорожают на 5-10%»

Андрей Калашников, основатель агрегатора автобусов Avtobus1

О необходимости озвученных мер

Мы уже сталкивались с тем, как организовать нашу работу в карантин, потому что продолжаем возить 20-30% из наших 200 клиентов-предприятий. Начиная с прошлого месяца клиенты в формате просьб и требований высказывают пожелания по проведению необходимых процедур. Часть просьб  по дезинфекции автобусов до и после проезда, масках на водителях, наличии санитайзеров  как раз есть и в карточке Роспотребнадзора. В общем-то безо всякого Роспотребнадзора мы все это начали делать.

 

В последнее время мы заметили, что крупные федеральные клиенты например, АО «Тандер» («Магнит») стали требовать от нас сертификаты на маски, санитайзеры, перчатки и проводить внутренние проверки. На остановках заходит проверяющий от клиента и проверяет, насколько в автобусе чисто. Также проверяют, прошел ли водитель медосмотр перед выездом. Новшеств для нас не появилось.

«О «малышах» сильно никто и не думал, а они не потянут такие расходы«

О спекуляции на необходимых товарах

Рынок средств защиты носил спекулятивный характер. Маски стоили от 50 рублей. Но государство все стабилизировало: маска оптом стоит 15 рублей, литр антисептика  490. В принципе все рекомендации не сильно удорожают перевозку  на 5-10%. Это вполне адекватно.

С другой стороны, это все себе могут позволить только средние и крупные автопарки. Для них расходы в объеме выручки не так существенны. О «малышах»-то сильно никогда никто и не думал. Они не смогут создать отдел дезинфекции, отдел закупки новых средств защиты и так далее. Они такие расходы не потянут. Мы уже видим, что клиенты меняют перевозчиков, потому что «малыш» не смог предоставить им маски по сертификатам, обеспечить постоянную обработку автобусов и т.д.

 

Как бывший автогонщик и трейдер из России продал стартап лидеру мирового рынка

По поводу общих рекомендаций для работы организаций  я вряд ли буду их придерживаться. У нас есть большой автопарк в Москве. Но это не то место, где происходит скопление персонала. Мойка два человека, диспетчеры  три-четыре, водители, которые приехали и уехали. Мы не производство, где куча работников. Смена масок каждые 2 часа, измерение температуры каждые 4 часа ту мач (от англ. too much — слишком — прим. Forbes) для компании, в которой работает не так много человек. Никто из моих друзей-представителей малого и микробизнеса это не делает и делать не собирается.

Работа предприятий

«Рекомендации Роспотребнадзора для нас — норма жизни»

Алексей Рябцев, гендиректор Брянского молочного комбината (продолжает работу в карантин)

 

О необходимости озвученных мер

Общие и частные рекомендации Роспотребнадзора для нас не сюрприз. Большинство пунктов и так соблюдаются у нас ежедневно, потому что мы пищевое предприятие и у нас, как и у всех пищевиков, есть санитарно-эпидемиологические требования. Это для нас норма жизни. Бесконтактные умывальники, педальные дезинфекторы, спецодежда, медкабинеты, ультрафиолетовые лампы и все остальное у нас уже были.

Об уборке, масках и перчатках, транспорте для сотрудников

Конечно, мы немного усилили контроль: чаще стали делать уборку, закупили всем маски, приобрели ткань для масок (в случае перебоя с поставками их могут шить сотрудники АХО). Реорганизовали работу столовой: она теперь работает по сменам, стол разделили, ввели одноразовую посуду. На производственный процесс это особо не влияет. Что касается доставки работников, мы ввели это еще в начале карантина. Нашли сотрудников без личного транспорта и стали возить их на работу автобусами.

 
«Это все дополнительные затраты, но они несравнимы с риском заражения кого-то на предприятии и приостановкой работы»

Об изоляции пожилых сотрудников и удаленной работе

Всех сотрудников старше 65 и тех, кто непосредственно не участвует в производстве (бухгалтера, экономисты, отдел продаж), отправили на удаленную работу. Они спокойно работают через «Битрикс». Это все дополнительные затраты, но они несравнимы с риском заражения на предприятии и приостановлением работы.

О влиянии мер на экономику предприятия

Рентабельность производства из-за коронавирусных требований снизилась незначительно. В общем объеме это менее 1%. Сильнее на расходах отразилось повышение цен на упаковку и сырье.

 

Как «Мираторг» с помощью государства стал продовольственным гигантом

Меры адекватные. Когда мы говорим о продуктах питания, ничего лишнего в санитарной обработке не может быть. Но предприятиям, которые никогда с СанПиНом не имели дела и не нуждались в такой повышенной защите, придется прилично вложиться в оборудование вентиляции, закупку антисептиков, расширение площадей, если они арендовали что-то компактное. Надеюсь, у всех хватит энтузиазма, чтобы придумать, как быть в этой ситуации.

Кинопроизводство

«Я верю, что нам пойдут навстречу»

Таймураз Бадзиев, основатель и гендиректор кинопроизводственной компании Mem Cinema 

 

О необходимости озвученных мер

Ведущие кино- и сериальные продюсеры обратились с просьбой разработать требования для работы после карантина в АПКиТ (Ассоциация продюсеров кино и телевидения). Они очень быстро среагировали, обговорили с нами детали и обратились к Роспотребнадзору для совместной проработки рекомендаций. На моем опыте это первый случай, когда все сплотились вокруг одной проблемы и вместе попробовали смоделировать нормальные требования.

«Сейчас нам простаивать гораздо дороже, чем обеспечить компанию всем необходимым от Роспотребнадзора»

В условиях пандемии наше общество живет первый раз. Никто сейчас не скажет, выполнимы эти рекомендации или нет. Думаю, нужно начинать работать с ними. В течение месяца, когда мы начнем снимать и работать в этих условиях, надеюсь, скорректируем при необходимости какие-то пункты и обратимся через АПКиТ в Роспотребнадзор для их пересмотра. Ни Роспотребнадзор, ни АПКиТ не заинтересованы в том, чтобы кинопроизводителям было некомфортно работать, поэтому верю, что они пойдут на встречу. Так что берем, работаем, а если появляются нюансы, которые мешают, обсуждаем пересмотр.

Об антисептиках и измерении температуры

 

Мы будем покупать санитайзеры, маски, будем каждые два часа мерить температуру сотрудников, отмечать в журнале. Расходы на выполнение рекомендаций я не оценивал. Но в любом случае простаивать сейчас гораздо дороже, чем обеспечить компанию всем необходимым. Мы же снимаем на арендуемых площадях. Там павильоны, декорации –—мы не можем отказаться от их аренды на время пандемии, не можем уволить людей, которые задействованы на съемке. Поэтому адекватно реагируем на рекомендации.

«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения

Строительство

«Государство отнимает возможность быть гибкими в кризис»

Кирилл Марин, директор строительно-производственной компании GBS-Company

 

О справедливости озвученных мер

Из-за карантина наша компания потеряла 60% прибыли. Чтобы справиться, мы перевели производственные мощности в энергосберегающий режим — это когда производственная линия запускается не ради одного заказа, а для выполнения сразу десятка заказов, поступающих в течении двух-трех дней. Цены розничные не подняли.

Часть рекомендаций я считаю адекватными. Если у компании нет денег на маски и элементарную уборку, значит, им надо менять бизнес-процесс. Несложно вести деятельность, когда отрасль растет, но талант предпринимателя проявляется именно во время кризиса.

«Если у компании нет денег на маски и на элементарную уборку, значит, им надо менять свой бизнес-процесс»

О социальной дистанции

 

Если идти конкретно по мерам — на наших производствах у нас и так люди носят респираторы из-за стружки и пыли, убираемся в цехах часто по внутренним регламентам. А вот социальная дистанция влияет на рабочий процесс сильнее. 10 кв. м на человека — слишком много и бессмысленно. Даже если на 50 м было бы два человека — входят они все в одну дверь, пользуются одним и тем же лифтом и лестницами, а значит, могут заразиться друг от друга. Такие меры — удар по экономике. Государство отнимает у предпринимателей возможность быть гибкими и лавировать в сложное время, не давая инструментов помощи. Сделайте аренду 1500 рублей за метр, и можно будет выделить на каждого сотрудника целый этаж.

Черный апрель: сколько потеряли из-за пандемии короли российской недвижимости

Об удаленной работе

Из не озвученного в памятке: считаю, что часть сотрудников на любом предприятии нужно перевести на удаленку насовсем. Аутсорсинг сейчас развит, проектировщики могут работать из дома, а на производстве оставить только тех, кто нужен там непосредственно. Остается открытым и вопрос с арендой: государство никак не помогает договориться с арендодателями. У нас офис  в пределах третьего кольца стоит от 20 000 за кв. м в год. И мы вынуждены переезжать, потому что не смогли договориться.

 

Работа бань и саун

«Мы разницы не почувствуем»

Константин Курепин, владелец комплекса «Луневские русские бани»

О запрете работы купели и бассейнов, социальной дистанции и нормах площади на одного посетителя

Без купели работать не так радостно, но возможно. Сотрудников у нас и так пять человек на всю баню. Если должно быть 1 кв. м площади помывочной на человека, получается, в нашей помывочной могут находиться 40 человек. Обычно у нас там находятся в районе 30-35 человек. Так что разницы не почувствуем. 

 

О генеральной уборке и мерах гигиены

В общественных банях меры профилактики и так всегда на высоком уровне. Ежедневно по несколько раз производится обработка хлоркой и другими средствами, сливаются и чистятся все бассейны и купели.

Особо сильно ничего не изменится, просто надо одеть сотрудников в маски и перчатки. Не знаю, сколько денег на это уйдет, зависит от того, насколько часто придется менять средства защиты. Одна маска в аптеке стоит около 40 рублей. У нас пять человек, значит, надо тратить где-то 300 рублей в день на каждого. В любом случае, это лучше, чем не работать.

«Вирус уйдет, а боязнь города останется»: как пандемия обогатила владельцев подмосковной недвижимости

 

О влиянии карантина на работу компании

Мы не работаем с момента выхода постановления губернатора [Московской области]. Обычно работаем до июля, а в июле ежегодно закрываемся на профилактику, капитальный ремонт, так как у бань в летние месяцы посещаемость гораздо ниже. В связи с карантином работы, которые мы обычно делаем в июле, перенесли на сейчас.

Люди, которые любят баню и сильно от нее зависимы, звонят и спрашивают, когда откроемся. Поэтому мне кажется, когда мы, наконец, заработаем, постоянные клиенты все равно будут ходить, несмотря на ограничения.

«Теплицы» в ресторанах и перегородки повсюду: как мир возвращается к нормальной жизни

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+