К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Шьем прямо в кинозалах»: как предприниматель из Калининграда спасает региональные кинотеатры от разорения

Фото DR
Фото DR
Чтобы спасти свою сеть кинотеатров от последствий пандемии, Павел Поникаровский стал шить тканевые маски силами сотрудников и паковать их прямо в пустующих кинозалах. Выручка от продаж помогла рассчитаться с арендой, выплатить зарплату 100 работникам и получить около 100 000 рублей прибыли. Опыт уже перенимают и другие кинотеатры в регионах

Кинотеатры пали одной из первых жертв кризиса: еще до введения карантина на фоне новостей о пандемии люди добровольно перестали ходить в кино. За предкарантинные выходные 19-22 марта аудитория всех российских кинотеатров снизилась более чем вдвое  до 1 млн посетителей, свидетельствуют данные ЕАИС. А 22 марта Министерство культуры рекомендовало всем кинотеатрам в стране закрыться, и большая часть последовала рекомендации.

Чтобы выплачивать зарплату сотрудникам во время простоя и не лишиться помещений, основатель небольшой сети кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский решил силами этих же сотрудников шить защитные маски. Теперь рабочий день главного бухгалтера, менеджеров по продажам и киномехаников проходит за домашними швейными машинками, а те, кто шить не умеет, пакуют маски прямо в кинозалах и развозят заказчикам. За месяц проект «Синемаски» принес Поникаровскому порядка 1 млн рублей выручки и помог спасти сеть от разорения.

От рыбной ловли к большому кино

Свою предприимчивость Поникаровский объясняет «южным темпераментом». Он родился и рос до трех лет на Кубе, затем еще несколько лет провел в Анголе в Южной Африке, а после с семьей вернулся в Калининград. Вынужденные путешествия были связаны с работой отца, менеджера рыбохозяйственного предприятия «Тралфлот», которого часто отправляли в командировки — управлять ловлей рыбы в разных странах.

 

Поникаровский пошел по стопам отца  выучился на инженера промышленного рыболовства, но найти работу по специальности не смог и устроился управляющим местных автозаправочных станций «Бионт». В киносферу его занесло случайно: в 2008 году владелец заправок решил запустить еще один бизнес — автомобильный кинотеатр «Ночной дозор», в котором зрители могли смотреть фильмы на проекторе прямо из своих машин. Поникаровского назначил управляющим. За два года в «Ночном дозоре» он разобрался в работе кинорынка и наладил контакты с российскими представителями крупных прокатчиков («Двадцатый век Фокс» и др.) — для показа фильмов в автокинотеатре тоже нужно было приобретать лицензии.

Пошив масок принес калининградским кинотеатрам 1 млн рублей за месяц
Пошив масок принес калининградским кинотеатрам 1 млн рублей за месяц·DR

В конце 2009 года директор Физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) им. Попова в городке Гусев под Калининградом обратилась к Поникаровскому с предложением открыть в здании комплекса 3D-кинотеатр. «В городе было три человека, которые имели отношение к кинотеатрам, — она обзвонила всех», — объясняет знакомство предприниматель. Прежде в Гусеве с населением в 28 000 человек кинотеатра не было: чтобы посмотреть фильм, жители ездили за 130 км в областной центр. Запускать кинозал в городе такого размера было «чистой авантюрой», но Павел решил рискнуть: уволился из «Ночного дозора», продал автомобиль Nissan Maxima, взял кредит и вложил 1,5 млн рублей в покупку кинотеатрального проектора и экрана. ФОК предоставил Поникаровскому льготные условия аренды — 90 000 рублей в месяц за 130 кв. м.

 
«Так мы сможем поддержать кинорынок и даже создать новые рабочие места — например, для швей, которые остались не у дел»

В декабре 2010-го кинотеатр «Люмен Фильм» на 80 посадочных мест открыл свои двери и в первый же год работы вышел на 200 000 рублей операционной прибыли. С 2012 по 2014 год Поникаровский вместе с партнером Анатолием Черниковым, владельцем дистрибьютора оборудования Dolby в России, открыл еще три небольших кинозала в Калининградской и Нижегородской областях.

В 2015-м предпринимателям пришла на помощь программа «Фонда кино» для малых городов. Согласно ее условиям, любой желающий мог безвозвратно получить 5 млн рублей дотации, чтобы реконструировать советский кинотеатр в доме культуры или торговом центре. К 2018-му благодаря субсидиям сеть Поникаровского и Черникова разрослась до десяти кинотеатров в Симферополе, Балашове, Заречном и других городах. В 2018 году суммарный доход 14 «Люменов», согласно СПАРКу, составил 162 млн рублей, прибыль до налогов — 52 млн. В 2019-м, по словам Поникаровского, выручка превысила 200 млн рублей, чистая прибыль — 25 млн (актуальных данных по году в СПАРКе нет).

Внезапные миллионы: какие компании неожиданно богатеют на пандемии

 

Кино и маски

В середине марта эффект коронавируса добрался до киноиндустрии: премьеры фильмов переносились на неопределенный срок, Поникаровский потерял 60% посетителей. «У меня было четкое понимание, что через неделю-две-три нас закроют — в Китае [с кинотеатрами] все было именно так. Иллюзий я не строил», — говорит предприниматель. Он «закупился красным вином, чтобы снизить уровень стресса», и стал перебирать варианты спасения бизнеса.

«Где-то в СМИ я увидел, что спрос на маски вырос в 250 раз. Вот и подумал заполнить дефицит»

Гениальная идея пришла к предпринимателю уже на второй винный вечер: он предложил перевести весь офис на пошив тканевых масок: «Где-то в СМИ я увидел, что спрос на маски вырос в 250 раз. Одномоментно никто не может увеличить предложение во столько же. Вот и подумал заполнить дефицит».

Нанимать технолога и раскройщика не пришлось — главный бухгалтер «Люмена» Елена Гуцова в свободное время шила одежду для себя и легко справилась с задачей. Кроме того, оказалось, что у шести из 14 сотрудников офиса в Калининграде были домашние швейные машинки, так что тратиться на оборудование тоже не пришлось. Поникаровский закупил только 300 м хлопчатобумажной ткани, гибкие переносицы и резинки голубого цвета. Все это вместе с приобретением домена cinemaski.ru обошлось ему в 300 000 рублей.

Первые опыты новоиспеченных швей были не слишком удачными: резинки то давили за ушами, то висели на них, а сами маски прилегали к лицу недостаточно плотно. Чтобы помочь сотрудникам освоить новую профессию и при этом не нарушать карантин, Поникаровский записал с бухгалтером-технологом обучающее видео. Составляя туториал, опирались на рекомендации Минпромторга «О производстве и реализации масок гигиенических».

DR

Поникаровский попытался получить сертификат на свои изделия, но ему пришел отказ с пояснением о том, что продажа немедицинских масок никаких дополнительных документов не требует, а с получением нового кода ОКВЭД решил не заморачиваться: «Нужно было сразу начинать продажи». Стоимость одной маски он определил в 200 рублей, а минимальный заказ ограничил пятью штуками «чтобы продавать сразу на всю семью». Упаковкой и доставкой масок на дом занялись сотрудники, у которых дома не нашлось швейных машинок.

 

Первая партия из нескольких сотен трехслойных тканевых масок подоспела как раз вовремя: с 22 марта все «Люмены», следуя рекомендациям Минкульта, прекратили работу. Большинство арендодателей отменили плату за помещения на время карантина, но на уступку пошли не все. Чтобы помещения не простаивали, каждый закрывшийся кинотеатр предприниматель переводил на пошив масок. Среди сотрудников обязательно находился тот, у кого в семье была швейная машинка. Чтобы поддерживать нужный темп пошива, ему пришлось докупить всего три штуки на 15 000 рублей — их поставили прямо в пустующих кинозалах, которые превратились в цеха по пошиву и сборке заказов.

Переобуться в воздухе: как бренд нанокосметики заработал 55 млн рублей за месяц на тканевых масках

Шить, чтобы жить

«Синемаски» предприниматель позиционирует как социальный проект чтобы не оставить сотрудников без средств к существованию и не потерять помещения. Тем, кто никак не задействован в проекте (44 человека из 100), Поникаровский платит две трети оклада, швеи дополнительно к этой сумме получают по 40 рублей за изготовление одной маски, курьеры — по 100 рублей за доставку (выплаты оформлены отдельным договором ГПХ).

«Даже самые небольшие поступления на расчетный счет — это лучше, чем абсолютное их отсутствие в условиях карантина»

Серьезно нарастить продажи Поникаровскому помогла новость о социальной составляющей проекта на сайте ассоциации владельцев кинотеатров 24 марта. Ее быстро растиражировали региональные и федеральные СМИ. Благодаря такой бесплатной рекламе к концу марта «Люмен» продал больше 1100 масок, а к середине апреля — около 5000. Выручка проекта за месяц работы составила около 1 млн рублей. Из них Поникаровский смог выплатить всем 100 сотрудникам зарплату в полном объеме, надбавки швеям и курьерам и даже получил порядка 100 000 рублей прибыли.

 

Врач-токсиколог и научный журналист Алексей Водовозов подчеркивает, что маски, которые производит Поникаровский, не обладают никакими медицинскими свойствами и «могут защитить окружающих только от того, что исторгает из себя заболевший, на котором маска». Цену в 200 рублей для такого товара врач называет  «грабительской». «Я и не позиционирую свои маски как средство защиты от коронавируса, — парирует Поникаровский.  Покупают их по цене в 200 рублей за штуку как раз потому, что проект социальный. Каждый [покупатель] понимает, что таким образом поддерживает наших работников. Себе лично я эти деньги не оставляю». По словам Поникаровского, он живет на «скопленные в хорошие годы пару миллионов», а небольшую прибыль намерен направить на свой новый проект «Едукпожилым.рф»  бесплатную доставку еды людям старше 65 лет во время карантина.

Московские коллеги по цеху инициативу Поникаровского поддерживают, но следовать примеру пока не спешат. «Шить маски — почему нет? Если акционер имеет возможность печь пирожки, производить торты, продавать маски, если он умеет делать это профессионально, он вполне может открыть многопрофильный бизнес и пережить за счет этого кризис», — считает Дмитрий Нартов, гендиректор сети «Киномакс». Сам он планирует дождаться новых распоряжений властей по срокам карантина и, «если ситуация ухудшится», обсуждать с акционерами план действий. «Пока что мы используем это время, чтобы решить текущие проблемы и после карантина работать еще лучше», — говорит Нартов.

«Если акционер умеет профессионально печь пирожки, производить торты, продавать маски, он вполне может открыть многопрофильный бизнес и пережить за счет этого кризис»

А вот для небольших региональных кинотеатров придумка Поникаровского стала фактически единственным способом не потерять бизнес за время карантина. 27 апреля к инициативе «Синемаски» подключились кинотеатры «Победа» и «Радуга» из Белгорода, которые организовали у себя такое же распределенное производство и доставку силами сотрудников. «Это реальная возможность обеспечить хотя бы часть сотрудников моего предприятия реальной работой. Из 45 человек шить умеет пятеро, еще двое высказали желание работать в качестве курьеров, — рассказывает Сергей Пирожков, владелец белгородских кинотеатров «Победа» и «Радуга». — Даже самые небольшие поступления на расчетный счет предприятия — это лучше, чем абсолютное их отсутствие в условиях карантина». Готовые маски кинотеатр продает через платформу cinemaski.ru, отдавая «Синемаскам» 10% комиссии с выручки. По словам Поникаровского, недавно к инициативе решил подключиться и первый крупный игрок, который может стать генеральным партнером проекта: сеть «Синема 5» более чем со 120 кинотеатрами в 17 городах России. «Идея калининградцев понравилась, ребята действительно молодцы, что не опустили руки и не стали ждать помощи со стороны, — говорит Алексей Воронков, управляющий партнёр «Синема 5». — Но я не считаю,  что это спасёт наш бизнес». По словам Воронкова, далеко не все арендодатели пошли на отмену или даже сокращение арендной платы, платить зарплаты сотням сотрудников в период полного простоя бизнес также обязан. «На мой взгляд, эти  расходы не покрыть пошивом масок. Но дать нашим сотрудникам финансовое подспорье и вселить надежду на выживание более чем реально».

В ближайшее время Павел надеется подключить к проекту еще 20 сетевых и единичных кинотеатров из небольших городов. «Так мы сможем поддержать кинорынок и даже создать новые рабочие места — например, для швей, которые остались не у дел», — воодушевлен предприниматель.

 

При участии Натальи Пешковой

15 000 рублей на спасение бизнеса: как в регионах власти помогают предпринимателям

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+