К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Внезапные миллионы: какие компании неожиданно богатеют на пандемии


В пандемию сверхприбыль подсчитывают не только продавцы масок, антисептиков и продуктов, освоившие бесконтактную доставку. Forbes нашел проекты, которые, казалось бы, никакого отношения к вирусу не имеют, но переживают необычайный бум во время карантина

Вывести на чистый воздух

38-летний физик-ядерщик из Новосибирска Дмитрий Трубицын никогда не думал, что его обогатит пандемия. С 2006 года он торговал системами для очищения и обеззараживания воздуха, которые в 2020-м оказались неожиданно востребованными — почти как гречка. За первый квартал текущего года, на который пришлась вспышка коронавируса, его компания «Тион» выручила 300 млн рублей, что вдвое больше, чем за тот же период в 2019-м.

Трубицын отучился на физика-ядерщика в Новосибирском государственном университете, а в 2002 году перешел в магистратуру на кафедру химической и биологической физики, где начал изучать методы очистки воздуха от молекулярных примесей. Окончив аспирантуру, ученый решил самостоятельно производить системы для очистки воздуха.

Дмитрий Трубицын
Дмитрий Трубицын·DR

Начинал со знакомыми, в числе которых был кандидат технических наук и уже известный в регионе предприниматель Геннадий Панкеев, совладелец новосибирской сети АЗС «Прайм». Он инвестировал 4,423 млн рублей в обмен на половину компании. Необходимую сумму вплоть до тысячи рассчитал сам Трубицын.

 

Запускать производство решили с профессиональных систем очистки и проветривания для нежилых помещений — офисов, концертных залов, торговых центров, медицинских и госучреждений. Прототип собирали по собственным наработкам вручную. В основу легли университетские опыты Трубицына по фотокатализу (ускорению химических реакций с помощью света) и эксперименты на самодельном производстве. Каждое изобретение основатель «Тиона» патентовал — всего у компании сегодня 37 патентов.

«Довольно долго мы ползли на окровавленном пузе, потому что постоянно дорабатывали приборы — слушали фидбэк с отвертками в руках»

Через год получили первый работающий прибор. Внешне он напоминал небольшой шкаф, который очищал воздух от пыли, микробов, аллергенов, табачного дыма и других неприятных запахов. А в конце 2007-го нашли первого покупателя — аэропорт Толмачево, руководство которого искало только местного производителя для воздухоочистителей. Этот заказ принес Трубицыну 400 000 рублей выручки. Следом к ученому обратились новосибирский Театр оперы и балета и местный офис табачной компании British American Tobacco. В 2008 году компания заключила первый крупный контракт на 4 млн рублей с бизнес-центром в Грузии — сработали холодные продажи по телефону.

 

Поначалу между заказами компания едва сводила концы с концами. «Довольно долго мы ползли на окровавленном пузе, потому что постоянно дорабатывали приборы — слушали фидбэк с отвертками в руках», — вспоминает Трубицын. Ему даже пришлось продать подержанную Toyota, чтобы выплатить зарплаты.

На новый уровень «Тиону» помог выбраться московский смог 2010 года. Тем летом компания вышла на столичный рынок и сразу получила шквал заказов от корпоративных и частных клиентов, которые пережидали лесные пожары в городе. За три летних месяца Трубицыну пришлось выпустить воздухоочистителей больше, чем за четыре предыдущих года, выручка выросла до 70 млн рублей в год.

Выйдя в Москву, компания начала заключать договоры с муниципальными и частными больницами, участвовать в гостендерах. Благодаря этому в 2013 году, по словам предпринимателя, выручка «Тиона» выросла до 500 млн рублей в год.

 

Свободные деньги Трубицын вложил в разработку бытовых приборов для квартир. Выпустил два варианта: бризер — вентиляционная установка с фильтром, которая обеспечивает приток чистого воздуха при закрытых окнах, и MagicAir — гаджет, который измеряет температуру, влажность, концентрацию углекислого газа и управляет климатической техникой.

На волне интереса к здоровому образу жизни и заботы о себе техника расходилась отлично. Компания открыла офисы в Москве, Новосибирске и Шэньчжэне, нашла дилеров в Казахстане, Белоруссии, Украине и Словакии. Сегодня «Тион» продается в 2000 магазинов, в том числе в гипермаркетах «Леруа Мерлен», интернет-магазинах Ozon, «Беру», Wildberries. Выручка за 2018 год, по словам основателя, составила 760 млн рублей, за 2019 превысила 1,1 млрд рублей. В СПАРК с участием Дмитрия Трубицына зарегистрировано семь действующих юрлиц — ООО «Аэросервис», «Ситиэйр», «Тион Инжиниринг», «Тион Профессиональные решения», «Тион Умный микроклимат», «ХК Тион», «Чистый воздух». За 2018 год их совокупная выручка, по данным системы, составила 715 млн рублей. Разницу предприниматель объясняет тем, что зарубежные продажи проходят через юрлицо, зарегистрированное в Китае.

Деньги из воздуха

Серьезных последствий коронавируса для своей компании Трубицын еще в начале февраля не ждал. «Какой-то очередной птичий грипп», — думал тогда он. Но потом решил внимательнее изучить обстановку в Китае и других странах, стал общаться со знакомыми, которые живут за границей, и «понял, что до России тоже докатится».

Для многих бизнесов вирус не предвещал ничего хорошего, но только не для «Тиона». Склады с готовыми приборами начали стремительно пустеть: уже в феврале посыпались заказы частных пользователей, которые на фоне новостей о распространении вируса стали скупать бризеры домой, чтобы снизить риск заражения для себя и родных. В начале марта — от школ, больниц и госучреждений, которые продолжали работать, но были обязаны обеспечить все возможные меры для безопасности учеников, пациентов и сотрудников. Дальше — от небольших предпринимателей, которые начали заказывать системы обеззараживания воздуха в офисы и на строящиеся объекты, появился спрос на переоборудование больниц и лабораторий для работы с больными коронавирусом. «Рост спроса почувствовал почти каждый сотрудник: всем начали звонить знакомые и спрашивать, какое оборудование им нужно, сколько оно стоит и как заказать. На отдел по работе с медучреждениями и корпоративными клиентами вообще сошла лавина заказов, они начали работать в очень интенсивном режиме», — вспоминает Трубицын.

В итоге в марте он продал вдвое больше портативных воздухоочистителей, чем за тот же месяц в прошлом году, в два раза выросли запросы на ламинарные потолки, которые используются в операционных, и канальные очистители воздуха (для мест массового скопления людей, например школ). А количество заказов на профессиональную технику вообще превысило среднемесячные продажи в 20 раз. Выручка компании за первый квартал 2020 года превысила 300 млн рублей, в прошлом году она составляла 143 млн рублей.

 
«Нам всем начали звонить знакомые и спрашивать, какое оборудование им нужно и как заказать. На отдел по работе с медучреждениями вообще сошла лавина заказов»

Ажиотаж вокруг товаров производства «Тион» подтвердили Forbes представители нескольких маркетплейсов: по данным Ozon, в первом квартале 2020 года продажи «Тиона» выросли в три раза по сравнению с показателями прошлого года, о резком росте спроса сообщили и в пресс-службе интернет-магазина «Беру».

Чтобы хоть как-то справляться с таким шквалом заказов, Трубицыну пришлось увеличить мощности в два раза: нанять новых сотрудников и перевести производство на двенадцатичасовые смены. В мае он планирует установить на заводе круглосуточный график работы. Но даже это не поможет удовлетворить весь спрос, поэтому сейчас команда ищет подходящие площади для развертывания еще одного производства.

Главную причину такого бума предприниматель видит в рекомендациях Роспотребнадзора, которые советуют устанавливать рециркуляторы воздуха (тоже есть в ассортименте «Тиона») и проветривать помещения. При этом член комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петр Талантов считает, что очистка воздуха не спасет от коронавируса. Минздрав также говорит о неэффективности такого метода борьбы с заболеванием. «Применение различного рода воздухоочистителей [...] не является эффективной мерой снижения риска распространения воздушных инфекций, включая COVID-19, из-за недостаточной производительности [...] поэтому предпочтение нужно отдавать эффективной механической вентиляции или максимальному постоянному проветриванию», — гласит сайт ведомства. «Понятно, что это не панацея. Поставить обеззараживатель воздуха не означает спастись от коронавируса. Но можно существенно минимизировать риски заражения воздушно-капельным путем, потому что существенная часть молекул вирусов задерживается и погибает в фильтрах», — парирует Трубицын. В качестве доказательства он ссылается на экспертные заключения ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» и ФКУЗ «Противочумный центр» Роспотребнадзора, которые подтвердили эффективность технологии в борьбе с микроорганизмами I-II и III-IV групп патогенности (документы есть в распоряжении Forbes). Информация о том, что COVID-19 относится к одной из этих групп (II), есть на сайте Минздрава.

Чтобы хоть как-то справляться с таким шквалом заказов, пришлось нанять новых сотрудников и перевести производство на двенадцатичасовые смены

Эффект коронавируса будет еще долго играть компании на руку, считает основатель фонда LETA Capital Александр Чачава: «Обеззараживание воздуха особенно актуально сейчас, но и после эпидемии люди более внимательно будут относиться к своему здоровью, так устроена психология человека, сформируется новая привычка за время самоизоляции». Сам Трубицын особенно не рассчитывает на продолжение ажиотажа, но делает ставку на другое. Он уверен, что после всплеска спроса на обеззараживатели и очистители воздуха этой техникой заинтересуются гиганты-производители (например, Xiomi), которым он планирует продавать доступ к технологической платформе и научным разработкам.

 

Модель будущего

DR

Если спрос на очистители воздуха в пандемию еще как-то объясним, то ажиотаж вокруг виртуальных моделей людей вызывает слишком много вопросов. Компания Malivar, разработчик персонажа Aliona Pole, — один из таких неожиданных бенефициаров кризиса — за апрель увеличила свою выручку в десятки раз и получила несколько крупных предзаказов на 5 млн рублей.

Разгадка — в отмене всех офлайн-мероприятий из-за карантина. Модные показы, а также съемки роликов и рекламы заморожены. Чтобы не терять уже выделенные бюджеты, заказчики заменяют реальных людей виртуальными, которые не уступают своим конкурентам из плоти и крови, а в кое-чем их даже превосходят.

Разница в том, что виртуал никогда не устает, не капризничает, не болеет, не стареет, точно отработает рекламный контракт и не попросит гонорара

Виртуалы — это рисованные персонажи, которые играют роль блогеров, актеров, моделей, выкладывая в соцсетях изображения, где они якобы прогуливаются по улице или сидят в настоящем кафе. «Мы вошли в период, когда цифровое проявление — наши аватары в соцсетях, образ в интернете — становится более важным, чем физическое — то, как мы выглядим в реальной жизни. Это дало толчок такому тренду, как Digital Human, которые интереснее, чем «обычные люди», — объясняет интерес к этому явлению Виктор Захарченко, управляющий партнер фонда FunCubator. Первым виртуалом в современном понимании стала блогер Лил Микела (2,1 млн подписчиков в Instagram) от разработчиков американской компании Brud. Девушка появилась в соцсети в 2016 году и сбила с толку пользователей — уж очень реалистично Микела нарисована, настолько, что с первого взгляда сложно понять, вымышленный ли это персонаж или живой человек. За четыре года виртуальная дива успела сняться в рекламе Prada и Calvin Klein, записать десяток песен и снять клипы к ним. В апреле 2018-го создатели Микелы привлекли $6 млн от фонда Sequoia Capital, сейчас компания оценивается в $125 млн.

В Россию тренд на виртуалов пришел сравнительно недавно, в 2018 году. Одним из первых его подхватил 33-летний Валерий Шарипов из поселка Пышма Свердловской области. Раньше Шарипов работал маркетологом в YotaPhone и веб-студии Riplemark, а потом основал компанию по разработке виртуальных персонажей Malivar.

 

Шарипов рассудил: да, для создания виртуала понадобится команда и ресурсы, но ведь и за каждым крупным блогером и артистом стоят ассистенты, маркетологи, дизайнеры. Разница в том, что виртуал никогда не устает, не капризничает, не болеет, не стареет, точно отработает рекламный контракт и не попросит гонорара. «Миллениалам кажется абсолютно естественным следить за виртуальными персонажами и их историями. Эти ребята родились и выросли с компьютерными играми, без гендерных стереотипов, интересуются вопросами экологии и осознанного потребления, активно пользуются AR-эффектами в соцсетях. Можно сказать, что виртуалы даже более естественны для цифрового мира, чем люди», — уверен Шарипов. С ним соглашается основатель маркетингового агентства Qmarketing Роман Кумар Виас: «Людям абсолютно все равно, кем удовлетворять свое любопытство в соцсетях. Неважно, кто это: котик, человек, девушка из киберпанка. Учитывая однообразность блогерского контента, вполне закономерно, что люди каждый раз хотят чего-то нового».

Валерий Шарипов
Валерий Шарипов·DR

В сентябре 2018 года Шарипов с командой создал первого (сейчас их трое) в своем портфолио персонажа Aliona Pole (19 800 подписчиков в Instagram). Сначала разработчики и маркетологи придумали ее внешний вид, историю, характер и взгляды на жизнь. Затем создали эскиз прототипа, похожего на героя компьютерных игр, и отрисовали с помощью программ ZBrush, Maya и Cinema 4D и др. По легенде Aliona — это 18-летняя девушка, «цифровой человек» из будущего, которую придумала «загадочная художница», а создали абстрактные компьютерные технологии. Aliona постит в Instagram текстовые рассказы о своей жизни, философствует, посещает кафе и путешествует, встречается с людьми — например, с актрисой Софьей Синицыной и художником Андреем Тюриным (к живым людям персонажа просто приклеивают с помощью Photoshop).

Первые подписчики не понимали, кто она такая. «Ты что, робот?», «А вы настоящий человек?», «Все равно ничего не понимаю, но это ахеренно», — писали в комментариях профиля. Любопытство разжигало интерес публики: за первый месяц на аккаунт Aliona подписались 1000 человек, в июне — 10 000. Этому способствовало и то, что Aliona Pole начала выкладывать фото с микроинфлюенсерами (блогеры с несколькими десятками тысяч подписчиков) в обмен на ответную рекламу и запустила собственную коллекцию цифровой одежды. Основатели Malivar уверены, что в будущем людям незачем будет покупать реальную одежду — можно просто заплатить за цифровую и надевать ее на фото в соцсетях.

К концу 2019 года на Malivar обратили внимание рекламодатели. Компания сотрудничала с дизайнерами, рекламировала бренд одежды Muus и обувную компанию Indiana Shoes, сотового оператора Yota. Коллаборация c Aliona Pol стоила 200 000 – 300 000 рублей, говорит Шарипов. А московская кальянная Terma, например, заказала разработку собственного виртуала, который обошелся в 50 000 рублей.

 

Но для российского рынка виртуалы все еще оставались экзотикой, и затея не приносила большого дохода: Выручка Malivar за 2019 год составила 626 000 рублей.

Никаких больше вечеринок

DR

Несмотря на небольшой выхлоп, Шарипов решил развивать технологию дальше: стал использовать вместо обычной ручной графики технику deepfake (сочетание английских deep learning — глубокое обучение нейросетей и fake — подделка), которая позволила ускорить и удешевить создание контента. Malivar стала участником NVIDIA Inception Program для стартапов, работающих с искусственным интеллектом, а в декабре 2019-го попала в акселератор 500 Startups и «Сбербанка», после окончания которого банк давал Шарипову 10 млн рублей инвестиций. Но предприниматель пока не решил, примет ли деньги взамен на долю в компании.

Пандемия изменила планы разработчика — поначалу не в лучшую сторону. На фоне всеобщего кризиса несколько крупных контрактов стоимостью 1-1,5 млн рублей отменились на последней стадии: заказчики начали сокращать бюджеты. А вот решение правительства отменить все массовые мероприятия (сначала численностью до 5000, а потом и до 50 человек) стало для Malivar настоящей золотой жилой: все хотели арендовать Aliona для съемок в рекламе и участия в модных показах, которые поспешно переводились в онлайн.

Решение правительства отменить все массовые мероприятия стало для Malivar золотой жилой: все хотели арендовать Aliona для участия в модных показах, которые поспешно переводились в онлайн

«Для создания проекта с виртуальной моделью можно абсолютно все сделать удаленно: выбрать цвет волос, мейкап, одежду, освещение и локацию, записать музыку», — говорит дизайнер Константин Шиляев, основатель бренда солнцезащитных очков Fakoshima. Серия изображений Aliona Pole в его очках теперь используется на его сайте, в официальном аккаунте бренда в Instagram (32 200 подписчиков) и в рекламных интернет-материалах. «Мы и так практически не выходим из сети в течение дня, в момент изоляции все внимание людей будет сконцентрировано там», — уверен Шиляев.

 

Приходили и по-настоящему крупные клиенты. Организаторы одного из самых ожидаемых модных событий года в Москве — Mercedes-Benz Fashion Week — в середине марта объявили об отмене физических показов и перенесли программу в онлайн. Чтобы сделать ее интересной для зрителей, на роли моделей и ведущих пригласили виртуалов. Aliona появилась в официальном аккаунте мероприятия в Instagram (около 200 000 подписчиков), выложила короткое видео с описанием эмоций от мероприятия и фото, где демонстрировала одежду собственного бренда. «Мы проводили впервые полностью цифровую Неделю моды в интернете — без виртуальной модели было не обойтись. Все настоящие модели и инстаграммеры [которые обычно освещают показы] на карантине, — объясняет Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia. — В Aliona нас особенно привлекла идеология виртуального инфлюенсера, ее взгляд на осознанное потребление». За трансляцией цифровой Недели моды в среднем следили 30 000 человек, в пиковые моменты — 50 000 зрителей.

«Без виртуальной модели было не обойтись. Все настоящие модели и инстаграммеры на карантине»

Апрель для Aliona Pole выдался насыщенным: 17 апреля она стала моделью цифровой коллекции одежды, которую представил AliExpress. На виртуале были копии реально существующих моделей одежды, которые можно купить в маркетплейсе. «Текущая ситуация подтолкнула нас к выходу в новые измерения. Мы видим перспективу в развитии виртуального fashion и, как технологичная компания, хотим быть первыми в этих экспериментах», — ответили Forbes в пресс-службе AliExpress.

В предкарантинном марте выручка Malivar составила 200 000 рублей, в каникулярном апреле — уже 3 млн рублей. Также Шарипов получил несколько предзаказов на 5 млн рублей от компаний из сферы моды, медиа и финансов, количество обращений выросло в 20 раз. «Корона уйдет, а многие паттерны поведения останутся. Уверен, мы будем расти и дальше при любых сценариях», — заключает он.  С ним согласен директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов: он считает, что виртуальные персонажи смогут со временем давать потребителю больше эмоций и ощущений, чем живые актеры.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+