К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выключить панику и не бухать: советы по выживанию в кризис от сооснователя банка «Точка» Бориса Дьяконова

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Паника — главный враг во время кризиса, считает сооснователь и президент банка для предпринимателей «Точка» Борис Дьяконов. В колонке для Forbes он рассуждает о том, как прогулки до ближайшей мусорки помогают пережить пандемию, чем вредны надежды на быстрое восстановление экономики и почему бизнесу не стоит ждать поддержки от властей

Сейчас такое время, когда наши планы летят к чертям. При этом наш мозг устроен таким образом, что он по поводу планов переживает одинаково. Видел в Instagram, как девочка грустит от того, что не полетит в Куршевель — у нее планы порушились. Ее все троллят — мол, жопа гораздо больше, чем эти твои переживания. Но мозг так устроен: и эта девочка переживает, что не летит в Куршевель, и мы переживаем, что не можем выйти из дома.

Два явления на букву «п»

Общаясь с предпринимателями, партнерами, сотрудниками, я вижу два явления на букву «п». И это не то, о чем вы сейчас подумали. Есть паника — это когда все такие:

— Ой, ужас! 

 

— Что — ужас?

— Я в мае не могу никуда поехать!

 

— Но прям щас же не ужас?

У меня большой призыв к себе и вам: увидеть, где есть паника, и нахрен ее выключить. Потому что паника реально губит

Паники очень много в соцсетях, в чатиках, все друг другу пересылают «ужасные» новости. Еще так не повезло, что это все на весну попало — в самый разгар психических обострений. Вы не представляете, сколько мне в личку приходит предложений о том, как спасти мир прямо сейчас.

Большинство людей, которые начинают тонуть, погибают не от неумения плавать или холода. Они погибают от паники. Большая часть из тех, кто погибают потом — на плотике и так далее, — погибают тоже от паники, потому что начинают творить странные вещи. Видите паникера — ударьте его по голове. Сами паникуете? Ударьте себя по лбу и скажите Stop it!

 

Альтернатива панике — принятие. Принятие — это здравая оценка факта, который есть сегодня, а не того, что могло бы быть гипотетически. И у меня большой призыв к себе и вам: увидеть, где есть паника, и нахрен ее выключить. Потому что паника реально губит.

Мы максимально трезво оцениваем факты, смотрим на тренды, не паримся о том, как было, как могло бы быть. Просто принимаем реальность. Карантин (слово, запрещенное к произношению) надолго. Горизонтов пока никаких нет. Главное понять, что это все не на пару недель. И чем быстрее проораться, тем легче поверить в новую реальность.

«Засейвить» свой вишневый сад: как малому бизнесу выжить в эпоху коронавируса с помощью лояльных клиентов

Без дат в голове

Когда мы уходили на удаленку, у многих была идея «ну, мы через неделю вернемся, а там, в общем, все станет, как было». Без паники, но как было уже не будет. Мы уже сейчас в новом мире, и когда это закончится, реальность точно будет другой.

Магазины и рестораны, в которые мы привыкли ходить, могут уже не открыться. Оставшиеся откроются не сразу. Все будет тяжело запускаться: отмененная сетка полетов авиакомпаний тоже стартует не за один день. Экономика будет плавно раскачиваться. Но она точно разожмется.

 

Есть еще такой тренд — поставить себе дату, когда все точно будет хорошо. Например, «с майских или Пасхи все будет хорошо». Кто-то в сентябрь метит. Но очень важно не ставить себе конкретных дат, когда жизнь вернется на круги своя. Потому что она туда уже не вернется.

Если у вас в голове была какая-то дата, если были какие-то планы на майские — сотрите это, пожалуйста, прямо сейчас

Почему это так важно? Потому что если в конкретную дату чего-то не происходит, то у людей пропадает желание что-то делать дальше, появляется выученная беспомощность. Это отсылка к Виктору Франклу и его «Сказать жизни «Да!» В этой книге про жизнь в концлагере он приводил пример: те, кто надеялся, что их выпустят к Рождеству, к Рождеству погибали. Потому что если этого не происходило, у них не было желания дальше жить. А все, кто просто жил дальше, даже если мог просто почистить зубы, — у них нормально все было с настроем.

Мы сейчас строим планы день ото дня. Обязательно все будет хорошо. Но когда — не знаю. Сейчас живем как живем. Поэтому если у вас в голове была какая-то дата, если были какие-то планы на майские — сотрите это, пожалуйста, прямо сейчас. Может, успеете, может, нет. Но лучше на это не надеяться.

Еще одна вещь, вытекающая из работы на удаленке. Ответственность за себя принимает гораздо большее значение. В обычном режиме ты приходишь на работу, у тебя есть какие-то дела, тебя куда-то тянут. Дома очень легко скиснуть: кому-то легко скиснуть от того, что домашние близко, кому-то — от того, что близких рядом нет.

 

Виртуальные бары и самопальные антисептики: что поможет бизнесу пережить карантин

Что делать, чтобы не скиснуть?

Несколько вещей чисто для себя.

Вытаскивать себя за уши гулять. С собакой в радиусе 100 метров или до ближайшей мусорки. Пусть вокруг дома, пусть нельзя насладиться другими путешествиями. Но можно заметить что-то прекрасное и в прогулке во дворе. Вы не поверите, насколько сильно эти штуки влияют.

Чуть более осознанно отнестись к потреблению. Я надеюсь, что этого не произойдет, но возможен период если не официальной, то скрытой безработицы. В семье может упасть доход. Все импортные товары подорожают. Лучше готовить дома, покупать не товары роскоши, а реально полезного длительного потребления. Не бухать.

 

Быть гибким и договариваться. Кризис — это опыт не просто выживания, это опыт коллективного выживания. Есть теория — про нее красиво [Юваль Ной] Харари зажигает — почему человечки стали такими молодцами и захватили всю землю. Потому что люди могут коллективно выживать, договариваться. Это то, что поднимает нас на уровень выше всех остальных существ — постоянные поиски win-win (взаимовыгодных решений. — Forbes). Сейчас время гибкости, время, когда каждый день нужно перестраиваться.

Чем быстрее проораться, тем легче поверить в новую реальность

Для кого-то гибкость сейчас — в признании того, что их отрасль не оживет полностью ближайшие полгода-год. Перестать ждать дождя в пустыне. Если ваша сфера засохла, надо срочно идти в другую, пока туда не ломанулись остальные. Годы в море научили простому правилу: ни шторм, ни штиль не длятся вечно. За тучами всегда солнце. А после отлива бывает не менее мощный прилив.

Не ждать благодеяний от властей. Многие ждут мер по поддержке, судорожно читают новости. Тоже попал в эту ловушку. Очень обрадовался, что выйдет послабление по социальным взносам. Потом понял, что мы слишком большие для этого и полдня грустил, так как «основной план не сработал». Но правда в том, что это был не настоящий же план, а я просто тренировал в себе выученную беспомощность.

Я бы все планы четко разделял на «зависит от наших сил» и «зависит от кого-то другого». И увеличивал бы количество пунктов про то, что зависит от нас. Сейчас я исхожу из того, что нормальной работающей и своевременной поддержки не будет. И план, рассчитанный только на поддержку, ЧС с обнулением обязательств, лишь добавляет к депрессии, когда «подмога не пришла, нас с тобою ******* [обманули]». Я бы строил планы безо всяких челобитных, без надежд на скидки, субсидии и каникулы. Будет здорово и правильно, если они придут. А что, блин, если нет? Настраиваться выживать нужно самим.

 

Бесплатные тесты и отели под госпитали: как российские миллиардеры помогают бороться с COVID-19

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+