«Нас всех убила погода»: как бизнес теряет миллионы из-за аномально теплой зимы
«Мы и так открылись поздно, в декабре, но тут шибануло тепло и пришлось закрыться спустя два дня — весь снег стек вниз, даже снежные пушки не помогли. В январе запустили-таки один склон из четырех, который до сих пор бережно храним. Но я уже понимаю, что не доберу 60% выручки», — вздыхает Сергей Капитонов, гендиректор горнолыжного комплекса «Лисья гора» в Балашихе. Он ожидал, что за эту зиму к нему на склоны придет кататься минимум 150 000 человек, но теперь понимает, что обслужит в лучшем случае 30 000.
От отсутствия снега и «нормальных холодов» страдают не только офлайн-компании вроде «Лисьей горы», но и интернет-магазины. По словам Ильи Зинченко, руководителя сервиса «Яндекс.Маркет Аналитика», российские торговые онлайн-площадки в этом году не досчитались выручки от продаж спортивного инвентаря, обогревателей и средств для уборки снега. Спрос на лопаты и движки для уборки снега с 1 по 21 января по сравнению с тем же периодом прошлого года упал на 71%, на снегоуборочную технику — на 66%, на беговые лыжи — на 49%, на ледянки — на 35%, на коньки — на 22%, на обогреватели — на 24%, приводит цифры Зинченко.
Виной тому — два аномально теплых зимних месяца, которые установили в Москве исторический температурный рекорд: в январе 2020-го средняя температура воздуха составила 0,1 градуса выше нуля, что на 9,4 градуса теплее климатической нормы. И пока автомобилисты и пешеходы радуются отсутствию заморозков, бизнес считает убытки. Как предприниматели приспосабливаются к «европейской зиме» в Москве и сможет ли февральское похолодание спасти положение?
Елки, ланчи и YouTube: как блогер Варламов превратился в серийного предпринимателя-мультимиллионера
Лыжная психология
Спортивная база, на месте которой сегодня работает лыжный комплекс «Лисья гора», недавно отметила 40-летие — с конца 70-х годов прошлого века здесь была спортивная школа, которая после распада СССР пришла в запустение. В 2006-м здание и прилегающую территорию приобрел предприниматель Михаил Колосков, которому, по данным СПАРК, принадлежало несколько строительных компаний. Колосков отремонтировал «Лисью гору» и начал зарабатывать на продаже билетов на подъемники, прокате лыж, надувных баллонов для тюбинга и сдаче в аренду площадей под кафе и офисы инструкторов.
Доходы «Лисьей горы» всегда зависели от погодных условий. «В нашем случае предугадать, насколько снежной и холодной будет зима, просто невозможно — приходится работать с тем, что есть», — жалуется Капитонов. Сезон он считает удачным, если комплекс открывается в конце ноября-первых числах декабря и работает до конца марта. Но в последние годы комплекс редко отрабатывает дольше 90 дней. «Глобальное потепление, что ли, сказалось», — разводит руками генеральный директор комплекса Сергей Капитонов.
Один горнолыжный склон за расчетные 90-100 дней работы приносит в среднем 10 млн рублей выручки, у Капитонова таких склонов четыре. Из заработанных денег около 20 млн ежегодно уходит на обслуживание инфраструктуры — восстановление насыпных холмов, починку оборудования. Основная часть средств нужна на ремонт канатных дорог, покупку новых снежных пушек и зарплату сотрудников, которых в «Лисьей горе» от 35 до 80 в зависимости от сезона. Таким образом, если работают все четыре склона на полную мощность, предприниматель получает в виде прибыли порядка 20 млн рублей за год.
Прошлый зимний сезон оказался удачным и принес «хорошую прибыль», говорит Капитонов: денег хватило на то, чтобы покрыть 20 млн рублей убытков предыдущего, почти такого же теплого, как текущий, года. В этом сезоне ничего не предвещало беды: отбить вложения в подготовку Капитонов рассчитывал к концу января. Но уже в начале декабря понял, что сделать этого не удастся.
6 декабря, когда на улице был один градус выше нуля, гендиректор открыл два склона и тюбинг-зону. К 9 декабря температура воздуха поднялась до четырех градусов выше нуля, вместо снега шел дождь, и склоны пришлось закрыть. Количество посетителей в будни сократилось втрое — с 1500 до 500 человек. Дело в сдвиге открытия на январь, уверен предприниматель: «Местную горнолыжку воспринимают как подготовительную перед большими поездками, и если запуск затягивается, людей уже не собрать. Они разъезжаются в Сочи, Австрию и на другие курорты».
Падение спроса в сегменте катания на снегоходах на катастрофические 80% зафиксировал и сервис продажи сертификатов на экстремальные виды отдыха Mosfly. «Люди уже в декабре поняли, что как-то совсем зимой не пахнет, и ничего тут не поделаешь», — говорит основатель сервиса Юрий Бережной.
Как филолог из Новосибирска построил ресторанный бизнес на 2,8 млрд рублей
Но если Бережной надеется на реванш в феврале и марте, то Капитонов в февральское похолодание не верит. «В Москве-то люди не видят эффекта снегопушек: они выходят из подъезда, снега нет, вот и думают, что на горе его тоже нет — это лыжная психология. К тому же, в феврале и марте будет не до катания, все уже будут ждать весну», — пессимистичен предприниматель.
Если «Лисья гора» за этот сезон выручит 10-12 млн рублей, это будет хорошим результатом, считает Капитонов. Но даже при таком результате, по его оценкам, комплекс закроет сезон с убытком в 8-10 млн рублей. «Пока мы проедаем прибыль прошлого сезона и вряд ли сможем это изменить даже скидками. Обычно на дисконтные предложения приходят те, кто не умеет обращаться с «ватрушками» и подъемниками. От них больше убытков, чем выгоды», — заключает он.
Чистый убыток
Казалось бы, уборка нужна всегда и всем, и всесезонные вещи вроде клининга уж точно не должны зависеть от температуры на улице. Но оказалось, что этот бизнес почти такой же сезонный, как и лыжи. «Зима — наша кормилица. Помимо круглогодичных услуг по уборке внутренних помещений, есть большой спрос на уборку прилегающей территории от снега, его вывоз и утилизацию, очистка кровли от наледи, снега и сосулек. Часто покупают или берут в аренду грязезащитные ковры», — перечисляет Анастасия Дмитриева, директор по производству и контролю качества клининговой компании «Чистория». Ее в 2015 году открыли супруги Левон и Екатерина Гарибян, которые до этого, по их словам, развивали несколько проектов в сфере консалтинга. К 2018 году «Чистория» обзавелась корпоративными клиентами — торговыми, фитнес- и медицинскими центрами, образовательными учреждениями и крупными компаниями: РЖД, «Почта России» и др.
По словам Дмитриевой, обычно средняя выручка «Чистории» в снежный зимний месяц составляет 18-19 млн рублей против 9-10 млн рублей в остальное время. Прибыль компании за прошлый осенне-зимний сезон достигла 5,5 млн рублей.
Воодушевленные результатом, основатели с нетерпением ждали нового горячего сезона. Еще в мае они потратили 9 млн рублей, чтобы впрок закупить самые ходовые зимние товары (например, грязезащитные ковры), дополнительную снегоуборочную технику и несколько десятков тонн противогололедного реагента и соли. Но затраты не окупились. Из-за бесснежной зимы, по словам Дмитриевой, многие корпоративные клиенты отказались от услуг компании, а количество заказов сократилось втрое. «Техника простаивает, мы вынуждены содержать огромный штат сотрудников, в том числе, промышленных альпинистов, которых очень сложно переквалифицировать», — жалуется директор.
За два прошедших месяца выручка «Чистории» составила 12 млн рублей, выйти в прибыль пока не удалось. Спасти должен февраль: за следующие три недели предприниматели надеются довести выручку до 25 млн рублей и получить 3,5-4 млн прибыли, сделав упор на незимние направления — обработка полов с полимерным покрытием, клининг кухни, обезжиривание и чистку вентиляции для ресторанов, обеспыливание на промышленных предприятиях. «Средний чек этих услуг в несколько раз ниже классических зимних, но они сгладят ситуацию и спасут от образовавшегося кассового разрыва», — прогнозирует Дмитриева.
Просели показатели и у продавцов снегоуборочной техники: спрос на аккумуляторные снегоуборщики, продажа которых обычно составляет около 45 % оборота компании Greenworks в снежный зимний сезон, сократился в полтора раза. «Нас всех [игроков рынка зимней техники] убила погода», — емко описывает состояние рынка Рада Рожицкая, гендиректор представительства бренда Greenworks в России и СНГ. Чтобы исправить ситуацию, подразделение Greenworks собирается сделать акцент на продажи в вечноснежных регионах — на Урале и в Сибири.
Зима на раздевание
Основатель бренда головных уборов, шарфов и других аксессуаров Pretty Mania Андрей Березенков тоже недоволен погодой за окном: из-за нее предприниматель недополучит порядка 16 млн из 30 млн рублей ожидаемой выручки. Что дело плохо, он понял еще в первых числах декабря. «Снега и мороза не обещали, и народ занял выжидательную позицию «походим пока с открытой головой и руками». Тут даже скидками делу не помочь: основная часть наших клиентов — девушки, которые ничего не наденут на голову, пока на улице не стукнет сильный мороз», — объясняет Березенков.
Шапками и шарфами он занимается уже восемь лет — закупает их у производителей из Карачаево-Черкесии и представительств китайских фабрик в Москве, продает под брендом Pretty Mania на крупных маркетплейсах Wildberries, Lamoda, Ozon, Mamsy, «Чики Рики». До этого Березенков владел одним из самых крупных на российском рынке брендов бижутерии Grey Stone, пока его не потеснил нынешний лидер Lady Collection.
В сезон с октября по февраль выручка Pretty Mania вырастает на 40-60% по сравнению с остальными месяцами. За 2018 год Березенков выручил 46 млн рублей и получил порядка 11 млн рублей прибыли, больше трети из которых пришлись на осень и зиму.
К новому пиковому сезону он начал готовиться еще летом: согласовал с производителями состав коллекции и заказал 75 000 шапок, шарфов, снудов и перчаток на 20 млн рублей. 15% из них предприниматель отдал поставщикам сразу, а 85% договорился перечислить в первых числах декабря. Но вместо 25-35 млн рублей в кассе получил кассовый разрыв, грустит Березенков. По расчетам предпринимателя, выручка за 2019 год должна была составить 100 млн рублей, а прибыль — 23 млн, но в итоге набралось только 82 млн и 15 млн соответственно. Прибыль в полном объеме пришлось направить на погашение долгов перед производителями. «И этого не хватило!, — восклицает предприниматель. — Еще около 5 млн рублей я взял в кредит, чтобы расплатиться с поставщиками и поскорее запустить весеннюю в пошив».
Из 75 000 закупленных изделий Березенков продал только половину, к концу февраля надеется распродать остатки, но даже в таком случае зафиксирует убыток в 2 млн рублей за сезон. «В середине декабря на маркетплейсах стартовали распродажи — с того момента товар расходится почти по себестоимости, мы на нем почти не зарабатываем. Но иначе никак: надо же хоть расходы на производство отбить», — разводит руками предприниматель.
По словам Березенкова, его случай еще не самый критичный: многие небольшие магазины теплых аксессуаров и одежды вовсе закрылись. «В этом сезоне много кто закрылся, и приходилось продавать все за копейки. Прошу больше не беспокоить», — ответили Forbes в семейном петербургском меховом ателье «РусАК».
Березенков, впрочем, не отчаивается и закрывать бизнес не собирается: считает, что все поправимо. Он уже запустил в производство весенний ассортимент — легкие шарфы, палантины, шляпки. Производители, по его словам, вошли в положение и не стали требовать предоплату за этот заказ: «Мы же все на одном рынке, все страдаем от теплой зимы. И все вместе теперь из ситуации выходим».
При участии Натальи Пешковой