«Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании
Софья Тойшева, младший юрист одной из крупных девелоперских компаний, часто задерживалась на офисной кухне: пекла блины, жарила чебуреки, тушила мясо с подливой. Кулинарные подвиги специалист совершала не по случаю дней рождения коллег и не ради экономии на обедах — корпоративной готовкой ее наказал «за косяки» гендиректор фирмы. «Если ты опоздал на пять минут, прислал документ на подпись без сопроводительного письма, не надел офисную форму, которую всем шили, шеф мог вызвать, отчитать, сказать «борщ!» — и ты, чтобы загладить вину, должен был тут же идти готовить ему этот борщ», — описывает Тойшева.
В опыте взаимодействия с токсичным начальством она не одинока. Согласно результатам исследования SuperJob, проведенного специально для Forbes, с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, сталкивались 55% из 3000 респондентов. Половина из них живет с подобным отношением постоянно. Как токсичность руководства влияет на атмосферу в коллективе и что делать, если ваш начальник — тиран?
Уважать себя заставить
Новое для россиян понятие «токсичный руководитель» на Западе в ходу уже несколько лет. Еще в 2014 году американский психолог Роберт Хоган отмечал, что 60-75% менеджеров — плохие лидеры именно по причине «токсичности». Согласно опросу аналитической компании Gallup, проведенному в 2015 году, около половины сотрудников называли токсичных менеджеров главной причиной увольнения. В 2018-м прилагательное «токсичный» — toxic — и вовсе было признано словом года по версии Оксфордского слова английского языка.
Применительно к начальникам этот термин характеризует человека, который регулярно критикует подчиненного как личность, оскорбляет его в присутствии коллег, провоцирует на конфликт. «Для меня токсичность — это еще и пассивная агрессия, когда вроде на тебя не орут, но ты все равно при общении с человеком чувствуешь себя хуже некуда, после разговора портится настроение, душит чувство вины», — говорит проектный менеджер НИУ ВШЭ Анна Екомасова, которая столкнулась с токсичным начальством на одном из прежних мест работы. Поначалу начальница казалась ей дружелюбной и заботливой: «Она постоянно спрашивала, как у меня дела, помогала и объясняла мелочи, а потом и вовсе начала предлагать подвозить до метро. Именно с этих поездок все и началось: как только мне в чем-то шли навстречу, после сразу же сваливали кучу дел. Я начала чувствовать, что мной манипулируют». Спустя полгода такой жизни Екомасова уволилась из компании.
В отличие от Екомасовой, которая довольно быстро спасла бегством нервы, Софья Тойшева с руководителем, отправлявшим ее на кухню, рассталась лишь спустя четыре года. За это время внутри компании она даже успела переквалифицироваться из младшего юриста в PR-специалиста. «Мне нужен был опыт, к тому же я развелась, одна тянула себя и ребенка. Да и, честно говоря, поведение начальника казалось мне нормальным, так как это был мой первый опыт работы в большой компании, и я думала, так будет везде», — признается Тойшева.
Часто сотрудники просто не осознают, что попали в токсичную рабочую среду, или воспринимают ее как норму, говорит частный психолог и психоаналитик Мария Рудакова. «К тому же, когда унижение начальника распространяется не на одного человека, а на весь коллектив, это переносится легче, — добавляет она. — Тут все зависит от чувства самоуважения. Если подчиненный действительно осознает, что на его самоуважение больно наступают изо дня в день, что это не то место, где он хочет проводить время, он без раздумий уходит».
Печать Каина
Токсичное поведение начальников имеет рациональное объяснение, считает психоаналитик Мария Рудакова. По ее мнению, корни плохого отношения к подчиненным растут из детства — из отношения матери и ребенка: если в самом раннем возрасте ребенок недополучил внимания, сочувствия и любви, то он имеет все шансы вырасти человеком с нарциссической психопатологией личности.
Руководитель с таким расстройством ведет себя с коллективом как младенец, продолжает специалист: «Можно провести аналогию с тем, что младенец дергает мать за волосы и за нос. Если она не давала ему такой возможности, то его эго остается недоразвитым и он отыгрывается на подчиненных в будущем». Токсичные начальники, по словам Рудаковой, «разочарованы сотрудниками, как в детстве их разочаровала мать». Зачастую такие руководители даже не подозревают о своей токсичности: поведение, при котором они регулярно оскорбляют и публично унижают сотрудников, является для них нормой, они не понимают, что нужно меняться, отмечает психотерапевт.
«Я, например, в течение первого года работы с токсичным владельцем и топ-менеджером в одном лице много раз прямо говорила в разговоре тет-а-тет, что его поведение негативно влияет и на общую обстановку в команде, и на результаты по проектам. Через год работы я увидела, что ничего не изменилось», — подтверждает слова Рудаковой юрист Дарья Невская, которая столкнулась с токсичным руководителем в семейном офисе совладельца финансовой группы.
Сам себе тиран
По данным исследования SuperJob, 47% из 1000 респондентов признались, что токсичное поведение начальства заставляет их работать хуже. Об этом же говорит большинство опрошенных Forbes сотрудников компаний. У PR-специалиста из Москвы Анастасии (предпочла не называть фамилию) из-за токсичности работодателя появилось постоянное чувство вины и страха. «Многие ошибки выставлялись руководством на всеобщую оценку, а любое недовольство решалось криком. Плюс очень часто один из начальников попрекал меня моей заработной платой, мол «я тебе столько плачу, а ты пропустила запятую в тексте», — делится Анастасия. — Каждый раз, когда мне приходилось взаимодействовать с начальством, я испытывала панику, готовясь к тому, что человек на меня набросится».
Дарье Невской про начальника все стало ясно еще на первом собеседовании — всех бывших сотрудников, по ее словам, он считал плохими. «В этой группе работали мои знакомые, и меня сразу предупредили, что человек сложный, но с этим можно научиться справляться», — говорит юрист. Себя в обиду сотрудница не дала: когда руководитель впервые позвонил на мобильный и стал кричать, она отключила телефон. «Руководитель потом откомментировал ситуацию, что я излишне близко приняла к сердцу его «открытость и эмоциональность» и что претензий ко мне как к профессионалу у него нет, а мне нужно быть терпимее. Тем не менее такое поведение регулярно практиковалось в отношении моей команды», — рассказывает она.
По словам Невской, ее личная продуктивность сильно страдала, но не из-за нервной обстановки на работе, а из-за того, что большая часть времени уходила на приведение в чувство команды и выслушивание пространных речей начальника о том, как плохи дела в стране. «При этом нагрузку по ведению сделок с меня никто не снимал, что стало приводить к постоянным переработкам и общей усталости. Пришлось начать ходить к психотерапевту два раза в неделю», — вспоминает специалист. Спустя два года она ушла с этой должности.
Для сотрудников токсичный руководитель является источником сильного стресса: пропадает мотивация к работе, снижается самооценка, ухудшается состояние здоровья, перечисляет психолог и психотерапевт Виктория Журавлева. Единственное спасение от токсичного начальника, по ее словам, — смена работы. «Кто-то, не сознавая этого, находит себе таких капризных, вычурных руководителей, которых они никак не могут удовлетворить. Они продолжают терпеть токсичного начальника как мать, которая терпит неудобства, что причиняет младенец. При этом на их работе это никак не сказывается, для них токсичность комфортна», — добавляет Мария Рудакова.
Токсичное звено
Из-за токсичной атмосферы в коллективе бизнес теряет таланты и деньги — как минимум приходится снова вкладываться в подбор, адаптацию и обучение новичков, говорит Эльза Егорова, руководитель продукта по адаптации «Снами» IT-холдинга TalentTech. На восполнение кадровых резервов компании тратят в среднем 21% от годового оклада уволившегося сотрудника, приводило оценку РБК.
С Егоровой согласен и Николай Алексеев, консультант компании «Солитон КГ». Он приводит пример из личной практики на одном из предыдущих мест работы, когда токсичный владелец и руководитель бизнеса единолично решил кратно увеличить товарооборот компании. Решение, по словам Алексеева, не нашло поддержки у руководителей второго и третьего уровней — они отказались брать на себя ответственность за реализацию. Тогда руководитель уволил начальников отделов маркетинга и продаж и заменил исполнительного директора. Среди сотрудников началась корпоративная война, из-за которой работа встала, начали копиться долги. В итоге бизнес уступили новым владельцам за символическую плату. Те возвратили прежнего исполнительного директора, нормализовали атмосферу в коллективе, покрыли накопленные за полтора года убытки. «Токсичный руководитель обходится любой организации слишком дорого, его присутствие всегда — слишком большая роскошь. Он отравляет ее основные ресурсы и убивает ее будущее», — заключает Алексеев.
В ряде случаев токсичность управленца может никак не влиять на работу, не согласна бизнес-тренер и коуч Ольга Исаева. Например, если компания как система работает отлично, а подразделение, в котором токсичный руководитель, не самое ключевое: «Такая структура позволяет некоторым блокам работать не в полную силу. Вся нагрузка ложится на другие звенья системы. Но это до поры до времени. В какой-то момент звенья с большой нагрузкой могут не справиться».
Если звезды сойдутся, компания благодаря токсичному начальнику может наоборот достичь небывалых успехов, отмечает Мария Рудакова: «В банковской сфере это сплошь и рядом: там очень жесткие, токсичные критерии, инструкции, с которыми справляются только люди, способные выдерживать пресс. Это определенный тип личности, которых специально нанимают. Высокая зарплата для них важнее творческого процесса и работы с приятными людьми».
Некоторые жертвы токсичности, впрочем, и сами считают опыт работы с руководителем-тираном позитивным. Софья Тойшева, которая пекла начальнику блины, называет тот период школой выживания, которая закалила на всю жизнь: «После этого мне было ничего не страшно, я как будто хлебнула говна и закалилась. А тот руководитель для меня всегда будет сумасшедшим гением».
При участии Валерии Житковой