К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новая «утечка мозгов»: как и зачем креативный класс уезжает из России в США

Фото Mia Baker / Unsplash
Фото Mia Baker / Unsplash
Представители творческих профессий из России все чаще перебираются в США, чтобы строить карьеру или заниматься бизнесом. С какими сложностями при получении виз и обустройстве в новой стране они обычно сталкиваются?

В 2018 году США одобрили более 776 000 виз, позволяющих работать на территории страны, из них 3726 получили россияне, свидетельствуют данные Бюро консульских дел США. Это визы трех категорий: H1B — для работы в компании на территории США, L1 — для работы в зарубежной компании, которая открывает представительство на территории страны, О1 — для талантливых людей. Получают их в основном программисты, успешные бизнесмены и люди креативных профессий. Но если первыми двумя типами никого не удивить, то творческая эмиграция в США — новый тренд.

На какую визу можно претендовать

В начале 2000-х многие эмигранты из России приходили за консультацией о том, как лучше запустить бизнес в США. В основном это были семейные люди 40-45 лет, которые построили успешную предпринимательскую карьеру на родине. Но пять лет назад, по моим наблюдениям, началась так называемая «утечка мозгов» креативной молодежи в возрасте 17–35 лет: художников, дизайнеров, музыкантов, сценаристов, продюсеров, журналистов, стилистов, фотографов и других специалистов. Многие говорят: «Я перерос свою индустрию в России и хочу развивать карьеру в Штатах». Обычно так происходит потому, что амбиций у людей гораздо больше, чем можно реализовать на российском рынке.

Процесс получения визы в Америку занимает от нескольких месяцев до полугода, конкуренция огромная, и требования ежегодно ужесточаются по всем категориям виз. У основателей стартапов, финансистов и IT-специалистов особенно популярны L1 и H1B визы. Первая позволяет перевести сотрудника или управляющего из своих офисов в других странах, а H1B подходит тем, кто хочет работать в американской компании при условии профильного высшего образования или релевантного многолетнего стажа.

 

5 главных навыков для карьерного успеха в 2020-х

Журналисты и другие творческие люди могут получить О1 (экстраординарную) визу. На сайте иммиграционной службы говорится, что «заслуги», достаточны для выдачи визы, подтверждают Нобелевская или Пулитцеровская премия, но на деле претендовать на нее могут люди с куда меньшими достижениями. Существует восемь различных критериев, которым нужно соответствовать, один из самых важных — упоминания в медиа и наличие публикаций. Поскольку журналисты — это часто медийные люди, им проще подойти именно по этому параметру.

 

Может казаться, что в связи с обсуждением «русских хакеров» и других явлений из области кибервойн, специалистам технических специальностей из России сложнее получить визу. На деле для иммиграционного офицера профессия роли не играет — и блогеры, и специалисты по искусственному интеллекту проходят одинаково жесткий процесс отбора.

Какие документы нужно получить

Люди, которым выдали рабочую визу, сразу получают social security number (SSN, номер социального страхования) — главный документ в США, с помощью которого можно получить доступ к данным о человеке. Туда вписываются кредитная история, данные об уплате налогов и другая информация. Гражданам США этот номер выдается при рождении, и пользуются им в Америке чаще, чем паспортом. Его запрашивают страховая и врачи, брокеры по аренде жилья, банкиры и работодатели.

Еще один важный индикатор человека, который легально живет в США — credit score (кредитный рейтинг). Цифра от 300 до 850 определяет надежность человека как заемщика. Чем выше балл, тем ниже процентная ставка по кредиту или займу. Кредитный рейтинг формируется на основе финансовой истории человека: текущих долгов, счетов и поступлений и показывает, где человек работает и живет, подавали ли на него в суд, арестовано ли его имущество, проходил ли он процедуру банкротства. Доступ к данным имеют не только банки, но и коммунальные услуги, страховщики и даже арендодатели.

 

В первом квартале 2019 года средний кредитный рейтинг американца составлял 706 баллов. Построение кредитной истории занимает время, а нарушение кредитных обязательств мгновенно приводит к потере баллов.

Личный бренд и расширение знакомств

В США огромная конкуренция во всех сферах. По моему опыту, из творческих профессий быстрее всего работу находят дизайнеры: они устраиваются по портфолио напрямую или через рекрутеров, а иногда открывают и собственные бюро. Сложнее приходится журналистам — попасть в эту сферу довольно сложно, плюс нужно идеально владеть английским. Многие адаптируются переходом в смежное направление: из журналиста или редактора — в PR-агента или специалиста по коммуникациям, из фотографа — в видеооператора, из сценариста — в продюсера.

В Штатах многое зависит от нетворкинга. Люди устраивают мероприятия, единственная цель которых — расширить профессиональный круг и завести полезные знакомства. Американцы очень раскрепощены, не боятся знакомиться, свободно заводят разговор и поэтому постоянно расширяют профессиональные контакты. Эмигрантам от этого иногда некомфортно — во многом из-за того, что в России не принято подходить к незнакомцам и допрашивать о работе. Со временем они погружаются в среду и начинают следовать местным нормам.

Как построить карьеру в Великобритании: учеба, работа, визы

Такие контакты помогают строить личный бренд, необходимый для развития карьеры. Это особенно важно для независимых консультантов: в зависимости от раскрученности персонального бренда цены на услуги специалиста могут варьироваться от пары десятков до нескольких тысяч долларов за час. Бизнес-медиа часто выпускают списки «лучших людей индустрии» — от коучей до пиар-специалистов и даже программистов. Такие списки помогают заметить специалиста на рынке, где сложно выделиться только знанием дела.

 

Чаще всего эмигрантам нужно быть готовым к понижению уровня комфорта. Не помешает и психологическая помощь — когда был востребованным в своей стране, а в новой нужно строить все с нуля, можно легко оказаться в депрессии. Есть и много успешных историй: например, один из моих клиентов Янис Маркин — молодой дизайнер из Москвы — спустя несколько лет после приезда в США стал ведущим по дизайну в Pinterest.

Конечно, даже при осязаемых успехах остаются в США не все. Самые распространенные причины возвращения — ухудшение материальных условий или карьерных перспектив по сравнению с Россией, не сработавшие бизнес-модели и семейные разногласия. Если приезжает семья, часто бывает, что один из партнеров не может найти себе применение в США или просто не любит новый город. Бизнесы тоже часто не преуспевает: россияне стараются применить модель в том виде, в котором она сработала в России, но так выходит очень редко.

Сложностей при иммиграции никак не избежать, но при грамотном подходе она открывает огромные перспективы и погружает в новую реальность. Как бы банально ни звучало, возможности созидать и строить карьеру или бизнес в США практически безграничны. Главное не бояться и быть готовым адаптироваться к новой среде.

15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+