К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новогодний карьерный лифт: как с помощью карандаша и бумаги добиться исполнения заветных желаний в следующем году

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Составлять список задач на год вперед, а перед боем курантов пройтись по нему с карандашом в руках — хорошее упражнение для личной эффективности или паранойя? Forbes спросил у предпринимателей и управленцев, анализируют ли они личные и рабочие результаты в конце года и помогает ли это достигать новых вершин в карьере и бизнесе

Каждый год в двадцатых числах декабря генеральный директор рекламного агентства PR Partner Инна Анисимова садится за письменный стол, берет в руки лист бумаги, карандаш и принимается рисовать «колесо баланса». Это не драфт рабочей презентации, а упражнение для повышения личной эффективности: нарисованный круг Анисимова делит на значимые сферы (семья, работа, здоровье и т. д.) и отмечает те, которым уделила достаточно внимания. Благодаря такой визуализации становится понятно, что надо «подтянуть» в следующем году, поясняет управленец.

В своей любви к рефлексии накануне Нового года Анисимова не одинока: согласно результатам исследования SuperJob, проведенного специально для Forbes, 57% из 4000 респондентов в этом году планируют подводить итоги года — устно, письменно для себя, в соцсетях или иным способом. Что это — новый тренд в практике саморазвития или банальное желание похвастаться перед виртуальными друзьями в Facebook? 

С поправкой на счастье

В отличие от России, где подведение личных итогов года только начинает входить в моду, в США такая практика уже давно стала обыденностью. «Если мы не оглядываемся назад, то как же будем двигаться вперед?» — задается вопросом в беседе с американским бизнес-журналом Fast Company карьерный коуч Кэти Сэндлер. По ее словам, Новый год — самое время посмотреть вперед и подумать, какие решения, исходя из результатов предновогоднего анализа, нужно принять в будущем. И чтобы определить точки роста, обязательно нужно подвести итог тому, что уже было сделано, заключает коуч.

 
«Нельзя все разложить на цели и задачи — так уходит спонтанность и творчество. Когда есть свобода, но при этом и ориентиры, получается большего добиться»

По данным исследования рекрутингового портала SuperJob, самые популярные у россиян сферы для годового анализа доход и заработная плата (этот пункт отметили 63% респондентов), саморазвитие (51%), карьера и здоровье (по 48%), дети (36%), отношения и образование (по 33%). Похожий список для самостоятельного подведения итогов года предлагает карьерный коуч Кэти Сэндлер. В каждой из сфер она советует задать себе несколько вопросов. Например, какие 3-4 цели удалось выполнить, какие нет, что побудило достичь эти цели, какие практики в процессе достижения сработали, а какие нет, что больше всего напрягало в 2019-м, за что вы благодарны себе и окружающим и как можете перенести этот опыт в 2020-й.

Методика, предложенная Сэндлер, далеко не единственная. До того. как стать адептом «колеса баланса», генеральный директор PR Partner Инна Анисимова пользовалась планом «100 целей в жизни человека», примерами которого пестрит интернет. Он предлагает записать в блокнот сто самых заветных желаний зараз и особое внимание обратить на последние двадцать — как правило, они оказываются самыми глобальными, потому что первым делом мозг «подсовывает» нам мелкие бытовые мечты. На эти последние пункты и нужно ориентироваться в следующем году, а через 12 месяцев вернуться к списку и оценить, сколько из них удалось выполнить. «Я поняла, что этот метод не работает — нельзя все разложить на цели и задачи, так уходит спонтанность и творчество. Когда есть свобода, но при этом и ориентиры, получается большего добиться», — считает она.

 

Еще одна персональная техника Анисимовой для подведения итогов года – «мемуарник» — блокнот, в который она ежедневно записывает по одному радостному событию. «Такие записи дают мне больше, чем to-do-list. Это помогает скорректировать планы с поправкой на «счастье» — то, что делает меня радостной на протяжении года. Например, раньше меня сильно волновал вопрос денег: я искала способы развития бизнеса, источники доходов. Сейчас я отношусь к деньгам проще, это видно по мемуарнику», — рассказывает гендиректор PR Partner.

Не откладывать до 31-го

Из тех, с кем Forbes поговорил при подготовке этого материала, мало кто ставит под сомнение пользу от подведения итогов, однако многие спорили с тем, насколько правильно привязываться к началу нового года. Татьяна Ходанович, управляющий директор образовательного портала для фармацевтов Pharmedu, обновляет список на протяжении всего года. В декабре она составляет годовой план, в марте — «следом за трехмесячной посленовогодней гонкой» — корректирует его с учетом обстоятельств, а в канун Нового года отмечает, что удалось сделать, а что — нет. Генеральный директор IT-платформы страховых сервисов Mafin Алексей Тимонин считает практику декабрьской рефлексии «ненужным символизмом» и анализирует выполнение целей чаще — по воскресеньям в конце каждого месяца. Все цели Тимонин записывает и вычеркивает в Google-таблице. 70% из них касаются бизнеса. «Если нужно что-то делать, то это надо делать прямо сейчас, а не ждать красивой даты. В современном мире такой подход — самый рациональный. Конец декабря ничем не отличается от конца ноября или января», — говорит Тимонин. Тот, кто подводит личные итоги только раз в год, в 12 раз отстает от того, кто подводит итоги раз в месяц, и в 365 раз от того, кто подводит итоги ежедневно, соглашается с мнением Тимонина основатель SuperJob Алексей Захаров.

«Если нужно что-то делать, то это надо делать прямо сейчас, а не ждать красивой даты»

Креативные способы подведения личных итогов года, скорее, исключение: большинство россиян продолжают писать списки от руки или делать это в Google Docs, отмечая выполненное галочками, свидетельствуют данные исследования SuperJob. Но есть и исключения. Например, юридическая компания «Нортия ГКС» предложила сотрудникам  рассказывать о своих результатах во всеуслышание на новогоднем корпоративе. «Эта традиция появилась уже очень давно. Вся прелесть в том, что она не была спущена сверху, а появилась спонтанно: один предложил, остальные поддержали, — уверяет Виталия Скалацкая, старший юрист компании. Психолог-психотерапевт Мария Рудакова считает, что для сотрудников компании это стресс, но для самой организации — польза: с помощью коллективной презентации итогов года развивается внутренняя коммуникация в компании. «Не помню, чтобы кто-то протестовал против этого: у нас небольшая команда из 20 человек, мы и так на протяжении года делимся друг с другом своими историями. Да и подведение итогов не обязаловка, всегда можно оставить сокровенные тайны при себе», — парирует Скалацкая. К тому же, такие признания, как говорит Денис Гудков, партнер «Нортия ГКС», никак не влияют на продвижение по карьерной лестнице — начальство не делает выводов из услышанного и использует этот инструмент, скорее, в качестве альтернативы тимбилдингу. 

 

Один из методов, набирающий обороты в последние годы, — мотивирующие посты на личных страницах в соцсетях. «Многие уже традиционно переносят подведение итогов года в публичную плоскость, размещая их в соцсетях или блоге, но я могу так сделать, только если речь идет о каких-то забавных планах: например не пить 365 дней или максимально уйти в спорт», — говорит Илья Биндюк, основатель онлайн-платформы для привлечения экспертов Expert Me. Соцсети позволяют собрать быстрый фидбэк на показатели своего личного «годового отчета», а также «легко делиться успехами с окружением», объясняют массовую любовь к такого рода постам в SuperJob. 

В погоне за эндорфинами

Есть ли какой-то практический смысл в подведении личных итогов года или это бессмысленный ритуал, главная цель которого — похвалиться успехами перед коллегами? Большинство опрошенных Forbes сотрудников и управленцев компаний считают, что практика полезна для повышения личной эффективности, самооценки, мотивации и осознанности. «Так планы и цели становятся более структурированными, и ты яснее понимаешь, в каком направлении двигаться дальше», — говорит Илья Биндюк из Expert Me. Для основателя сети суши-баров Kapibara Алексея Войтова анализ годовых результатов — это еще и источник нечаянной радости. «Каждый раз, когда ставишь галочку при выполнении дневной цели, организм выделяет гормон счастья, что мотивирует выполнять дальнейшие цели и драйвить успех. Выполняя недельные планы, ты становишься доволен собой и готов свернуть горы. А теперь представьте, что происходит при выполнении годовых целей! Это не просто мощный источник эндорфина — это реальный жизненный бустер», — говорит Войтов.

«Каждый раз, когда ставишь галочку при выполнении дневной цели, организм выделяет гормон счастья»

Одна из самых распространенных ошибок, которую люди совершают при подведении итогов года, — сосредоточенность только на том, что они хотят улучшить, а не на праздновании достижений, отмечает Лаура Хуарес, автор книги «Зажги свое влияние: полевое руководство по воплощению в жизнь своего потенциала». Это истощает энергию и заставляет человека бояться неудач, в то время как похвала самого себя за победы мотивирует двигаться дальше, считает она.

Подведение личных итогов года и умение праздновать достижения — хороший способ подняться по карьерной лестнице, считает Лаура Хэндрик, HR-специалист портала для малого бизнеса FitSmallBusiness.com. Хэндрик предлагает использовать личные итоги года в предновогодней беседе с начальством. «Не бойтесь делиться своими достижениями — так вы обратите внимание вашего менеджера на то, чего он, возможно, не заметил [...] Компании хотят получать прибыль, но и вы как сотрудник вправе требовать вознаграждение за свои достижения».

Способ, о котором говорит Хэндрик, действительно помогает «прокачать» карьеру, говорит медиадиректор стримингового сервиса аудиокниг Storytel Дарье Анжело. В ходе собеседования на новую желанную должность вместо того, чтобы зачитывать стандартные строчки из резюме, она по пунктам рассказала о том, что конкретно сделала за предыдущий год и как это повлияло на бывшего работодателя. «Без подведения годовых итогов я бы, наверное, не прошла собеседование», — говорит Анжело. 

 

Таблетка для беспокойных

Корни традиции подводить итоги — в человеческой психике, уверена психолог-психотерапевт Мария Рудакова: «В нас встроен нарратив: рождение, развитие, апогей, спад, окончание. И мы совершенно спокойно вписываем в эту структуру события за год, потому что нам так удобно. За счет этого снижается уровень тревоги — мы знаем, в какой точке находимся».

По словам Рудаковой, у большинства россиян уровень тревоги высок, поэтому подведение итогов года работает как терапия. «По большому счету, анализируя собственные результаты, мы себя хвалим и себе, что мы молодцы. Это работает еще и на увеличение чувства собственной значимости».

Смысл в этом упражнении в публичном пространстве видят далеко не все — по данным Superjob, конкретно в соцсетях в 2019 году личные итоги собирается подвести всего 1% россиян. Основатель облачного игрового сервиса Playkey, например, перестал делать это несколько лет назад. «У меня когда-то давно появился список из примерно 20 целей и желаний. Я осознал, что их можно исполнять вне зависимости от года, и перестал вести годовой учет — каждый месяц просто выполняю одну из целей, причем, иногда спонтанно», — рассказывает он.

«За счет подведения итогов снижается уровень тревоги — мы знаем, в какой точке находимся»

Те, кто ратует за подведение итогов каждую неделю, а то и каждый день, страдают глубокой бессознательной тревожностью, уверена Рудакова. «Человек не может постепенно делать то, что ему нужно в течение дня, недели, месяца, поэтому использует так называемое карающее суперэго — довлеющий родительский фантазийный объект, который обязательно накажет за то, что ты не сделал какую-то работу или не поставил лишнюю галочку». Здоровый человек, по словам Рудаковой, должен уметь справляться с задачами по мере их поступления без излишне частой оценки результатов.

 

Причина массового подведения итогов именно под Новый год — свободное время, которое появляется благодаря долгим каникулам, считает Георгий Малютин, основатель группы компаний MGS, специализирующейся на мусоропереработке. «Не то чтобы я это планирую, это само собой всплывает из подсознания, когда остаешься наедине с собой», — говорит он. О похожей практике рассказывает Михаил Беляндинов, сооснователь и исполнительный директор медицинской компании BestDoctor. Подводит свои итоги он, правда, не в Новый год, а в день рождения. Еще в школе он написал «план» своей жизни до 60 лет, который состоял примерно из 10 пунктов-реперных точек — чего хочет достичь и чем хочет заниматься. «Я редко его перечитываю, но в такие моменты обязательно заглядываю и сверяюсь, как идут дела. Это один из самых важных вечеров в году, когда ты садишься с бокалом чего-нибудь приятного и начинаешь рефлексировать. Для меня это способ похвалить себя, осознать правильные и неправильные решения», — делится Беляндинов. Почти все цели из детского списка — например, получить диплом МГУ и запустить свой бизнес — уже достигнуты. На очереди последний пункт — заработать миллиард долларов. 

Лучшие работодатели по версии Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+