Бессердечный Instagram: как отмена лайков повлияет на доходы блогеров
«Я плохо сплю. Я не знаю, скольким людям нравится Тимати и [Ольга] Бузова... Я вижу просто видео и просто фото. И это прекрасно», — одним из первых прокомментировал в своем Instagram-аккаунте исчезновение лайков шоумен Максим Галкин. По его мнению, благодаря новшеству исчезнет «нездоровая соревновательность, тревога и стресс по поводу того, что у кого-то больше, у кого-то меньше». «Теперь у всех все одинаково. Настоящий социализм», — заключил Галкин.
Но с ним согласны не все популярные блогеры. Например, голливудская певица и актриса Ники Минаж изрядно напугала подписчиков, заявив, что перестанет выкладывать посты, если Instagram введет новые правила повсеместно. Российские селебрити тоже обеспокоены перспективой жизни без лайков. «Мне жаль лайки и просмотры, было же интересно, всегда можно было оценить по ним идею, событие и качество контента! А сейчас будет только фото и комментарии», — сетовала продюсер Яна Рудковская.
Лайки — это не просто счетчик лояльности пользователей, а еще и бизнес-инструмент, напоминает блогер Руслан Захаркин (zakharkin.ruslan, 94 200 подписчиков), известный подачей иска к Instagram в российский суд: чем больше «сердечек» набирают посты, тем привлекательнее блогер для рекламодателей. Крупные и средние блогеры, которых аудитория и бренды знают в лицо, от нововведений не пострадают, а вот микроинфлюенсерам и бизнес-страницам небольших компаний придется туго: лайки были для них своего рода доказательством качества и помогали привлекать новую аудиторию.
Повлияет ли отсутствие лайков на расстановку сил в одной из самых крупных соцсетей мира?
Социальное поглаживание
Эксперимент с исчезновением лайков Instagram начал весной 2019 года. Полигоном выступила Канада, затем подключились Австралия, Бразилия, Ирландия, Италия, Новая Зеландия и Япония. С 14 ноября лайки стали пропадать у пользователей по всему миру, включая Россию. Ставить «сердечки» под постами по-прежнему можно, но их количество видно только автору контента.
Представитель пресс-службы Instagram сообщил Forbes, что людей, которые больше не видят лайки, определяли методом случайного выбора. «Если вы участвуете в тесте, вы больше не увидите общее количество лайков и просмотров на фотографиях и видео, опубликованных в ленте, если только они не принадлежат вам. Отзывы о предыдущем этапе теста были положительными. Поскольку это фундаментальное изменение в Instagram, мы продолжаем тест», — прокомментировала скрытие лайков Тара Хопкинс, руководитель Instagram по связям с государственными органами в регионе EMEA. Дату, когда лайки отключатся окончательно, Хопкинс не озвучила.
По словам представителя пресс-службы соцсети, компания проводит тест, чтобы Instagram стал «местом, где люди чувствуют себя комфортно»: «Сюда мы относим действия, которые помогают людям сосредоточиться на фотографиях и видео, которыми они делятся, а не на том, сколько лайков получают посты».
Психолог Лидия Гордеева подтверждает, что видимые лайки и психологический комфорт пользователей связаны напрямую: по ее словам, пользователи часто рассматривают лайки к постам как «социальное поглаживание» и признание социумом. «Создается зависимость от лайков. Если тебе ставят лайк, то тебя видят и твоя жизнь интересна. Если нет — практически ты и не живешь, — рассуждает психолог. — В последнее время я сталкиваюсь с сформированными неврозами на этой почве».
Один из главных плюсов реформы — вероятный рост качества контента. По словам Гордеевой, люди часто ставили лайки не потому, что пост им нравился, а потому, что под ним уже было много лайков. Этот эффект она объясняет свойством человеческой психики: «Когда человек видит, что другие люди сделали оценку, включается механизм, который всплывает из коллективного бессознательного, — присоединиться к доминирующей группе. Такое поведение снижает риск быть отверженным и страх сделать неправильный выбор. Если большинство считает, что это интересно и важно, значит так оно и есть». Скрытие счетчиков «сердечек» заставит пользователей сделать собственный выбор, считает психолог.
Лайки перестанут быть мерилом авторитета, и общая атмосфера в соцсети станет более дружелюбной, согласна блогер Анна Кривуля (alexandrovannya, 459 000 подписчиков). «Многим кажется, что если их фото или видео не набирают должного количества лайков, то их труд напрасен. А теперь наступит некое равенство, и блогеры перестанут гнаться за цифрами, сосредоточившись на качестве контента», — говорит блогер Костя Павлов (kostya_zzz, 360 000 подписчиков). Кроме этих очевидных плюсов, он отмечает еще один — «девушки перестанут выедать мозг парням за поставленный лайк другой».
Годный контент
О том, что отмена лайков положительно скажется на публикуемом контенте, говорят многие опрошенные Forbes блогеры. «В какой-то момент я полюбила эти изменения. Мне стало легче дышать в Instagram, и он вернулся для меня обратно в 2013 год, где эта площадка была местом для творчества и самовыражения, а не интернет-магазином», — отмечает Маша Лист (Mary Leest, 1 млн подписчиков). Сама она теперь выкладывает меньше «лайкабельноного» контента, отдавая предпочтение постам, которые ей нравятся.
Екатерина Бостон (katyaboston, 63 900 подписчиков) вслед за психологами прогнозирует, что с отменой лайков у подписчиков отключится «чувство толпы». «Ведь как легко лайкнуть пост с подписью «Доброе утро» известного блогера со 100 000 лайков и как часто этот же человек не лайкнет действительно интересный пост своего соседа», — рассуждает о порожденной лайками несправедливости блогер Гульсина Камкина (alleksmommy, 70 000 подписчиков).
Акцент на качество постов на руку начинающим блогерам, считает Камкина. «Качественный контент есть и у некрупных блогеров, но зачастую пользователи не нажимают заветное сердечко, когда видят мало лайков под публикацией», — объясняет она. В новых условиях начинающим блогерам будет проще набирать аудиторию, потому что их перестанут «оценивать по одежке — лайкам», подтверждает основатель сервиса для анализа аккаунтов блогеров LiveDune Игорь Красюк.
Жизнь крупных блогеров с миллионами подписчиков новая политика соцсети не изменит кардинально, но небольшую «турбулентность» они все-таки испытают, считает блогер Любовь Сидоркина (lubyatinka, 3,2 млн подписчиков): «Аудитория будет менее охотно лайкать, потому что не будет видеть цифру. У них не будет к этому позыва». Мария Лист добавляет, что без счетчика лайков сложно будет «подглядывать» за другими блогерами, пропадет соревновательный элемент и мотивация публиковать «чаще, лучше, больше».
«Думаю, что главная мотивация сети — сделать контент более качественным. Чтобы остались только самые интересные и толковые», — резюмирует Бостон. Фото мужа и кота, которые традиционно собирают много лайков, она постить продолжит.
Липкие лидеры
Instagram давно превратился из инструмента для демонстрации личной жизни и съеденных ланчей в мощную рекламную площадку. По данным Mediakix, глобальный рынок рекламы в соцсети в 2019 году должен достичь отметки $4,1 млрд — на треть больше, чем годом ранее. В России сервис Epicstars этот показатель оценивает в 10 млрд рублей — в два раза больше, чем в 2018-м.
Реклама остается основным источником дохода для многих блогеров. Поэтому самые серьезные опасения звезд Instagram и их агентов связаны с тем, как изменится после отмены лайков рекламный рынок соцсети. «Facebook, владелец Instagram, подрубает инфлюенсеров, чтобы клиенты покупали не интеграции у блогеров, а обычную таргетированную рекламу внутри соцсети. Instagram не нужны блогеры, потому что для него они настоящий черный рынок, — считает директор digital-агентства One True Андрей Задачин. — Блогеры — это гигантские бюджеты, которые должны проходить через рекламные кабинеты Facebook, а сейчас оседают напрямую в карманах лидеров мнений».
Самый ярый сторонник этой теории — блогер Руслан Захаркин. В июле 2019 года, еще до того, как эксперимент дошел до России, он подал иск к Instagram в Таганский районный суд (копия иска есть в распоряжении Forbes). В заявлении он попросил запретить соцсети скрывать лайки и взыскать 500 000 рублей в качестве компенсации «морального вреда и нравственных страданий». «Я считаю, что Instagram проводит недальновидную политику. Он закручивает гайки для микроинфлюенсеров и хочет деньги от рекламы забрать себе», — прокомментировал свою позицию Захаркин в разговоре с Forbes.
Лайки — первый показатель, на который обращают внимание рекламодатели, считает он. По словам блогера, нововведение побудит компании закупать рекламу напрямую у соцсети, а не у блогеров, потому что они не смогут оценить привлекательность аккаунта сходу, а запрашивать статистику по охватам постов «долго и сложно». У самого Захаркина за три недели теста доходы от рекламы снизились на 25%. Как рассказывает блогер, суд его иск сначала принял, но потом «развернул», объяснив это тем, что деятельность американской соцсети не входит в юрисдикцию российских судов, а также недостаточным количеством доказательств. Захаркин планирует дальше бороться за свои права и «дойти до Гааги», подняв «блогерскую волну против закручивания гаек Instagram».
Опрошенные Forbes блогеры, впрочем, вписываться в эту кампанию не собираются. Они считают, что скрытие лайков никак не повлияет на взаимоотношения с рекламодателями, расценки и количество коммерческих постов. «Рекламодатели редко смотрят на лайки. Они просят общую статистику поста, охват, просмотры и так далее», — объясняет блогер Костя Павлов. Его слова подтверждает и Дан Вырлан (danvirlan, 2,4 млн подписчиков): «Мы всегда присылаем статистику рекламодателям. Без этого никак. Думаю, что с исчезновением лайков мы просто будем высылать ее чаще».
Если блогер отказывается делиться статистикой профиля, рекламодатели могут узнать охват аудитории и проверить подписчиков на ботов с помощью специальных сервисов вроде LiveDune, Social Blade, FakeLike, Ink361, Picaton, Minter.io. «Умный рекламодатель знает, что не всегда важно количество. Контент решает. Если их продукт вписывается в общую концепцию профиля блогера, то лайки не особо имеют вес», — считает Анна Кривуля.
«Есть мнение, что отмена лайков может стать фактором, который ослабит рынок инфлюенс-маркетинга, уведет рекламодателей в сторону таргетированной рекламы. Однако мы уверены, что рынок продолжит рост и оттока не произойдет», — резюмирует директор по маркетингу агентства GetBlogger Михаил Карпушин. От новой политики в долгосрочной перспективе может пострадать и сам Instagram, предполагает Ярослав Андреев, основатель агентства WildJam: «Обидно будет, если Instagram отключит лайки и в итоге Tik Tok его уделает, потому что лайки там есть. Надеюсь, соцсеть знает, что делает».
Не лайком единым
Лайки под постами блогеров и их прибыль не связаны напрямую, считает Кирилл Пыжов, операционный директор маркетингового агентства Perfluence: «Я часто вижу, что публикации в соцсетях собирают сотни тысяч лайков, но не приносят продаж. А пост с удачно поставленной ссылкой на акцию может принести деньги, но при этом собрать 100-200 лайков».
Несмотря на то что лайки перестали быть объективным показателем «крутости» в Instagram, гонка за их количеством продолжается. Более того, она породила массу бирж ботов, где можно купить лайки от фейковых аккаунтов. С введением новых правил этот рынок может схлопнуться: накрутка потеряет смысл, и Instagram станет чище, считает Красюк из LiveDune. «В них [сервисах накрутки] и так-то не было сильного толка, но многие продолжали пользоваться искусственными оценками. Теперь это станет невозможным, а значит, Instagram станет чуточку честнее», — согласен блогер Алексей Столяров.
Правда, окончательно накрутки не пропадут: у таких сервисов просто изменится цель — вместо лайков будут накручивать то, что позволит улучшить охват в ленте и добиться внимания пользователей, отмечает Владимир Плотников, SMM-менеджер хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU.
Другая сторона баррикад — рекламодатели — тоже не спешат менять правила общения с инфлюенсерами. Тинькофф Банк, например, признает, что с исчезновением лайков станет меньше информации, на основе которой компания будет принимать решение о выборе того или иного блогера. Но изменения некритичны: для первичного отбора блогеров в банке используют собственное технологическое решение, которое оценивает эффективность блогера для задач рекламной кампании по открытым данным Instagram. После этого компания общается с каждым блогером напрямую и запрашивает статистику аккаунта. «Нам важнее не число лайков у блогеров, а ценность контента, который он производит. Если исчезновение лайков не повлияет на него (а кажется, что не должно), мы продолжим развивать этот канал привлечения в том же направлении», — комментирует представитель пресс-службы.
Производителю матрасов и товаров для сна Blue Sleep активность в Instagram приносит 30-40% выручки. Каждый месяц компания покупает рекламу у 20-30 блогеров. «Мы давно не обращаем внимание на количество лайков, а смотрим на число и качество комментариев, статистику продаж. Рекламодатели стали инстаграмотными и не ведутся на статистику, основанную на накрученных лайках», — рассказывает гендиректор Blue Sheep Гоша Семенов. Скрытие лайков, по его словам, на подбор блогеров для рекламы не повлияет.
Онлайн-версия супермаркетов «Перекресток», входящих в группу Х5 Retail Group, тоже делает большой акцент на работе с блогерами. «Мы пробовали максимально разные форматы от [Александра] Гудкова до блогеров с 10 000 подписчиков. Работают как большие блогеры, так и маленькие, и количество лайков ни при чем», — комментирует Иван Калюжный, руководитель по бренду и коммуникациям электронной коммерции Х5. По его словам, у компании сложилась стратегия работы с блогерами и скрытие лайков на нее не повлияет.
Боль маленьких
Несмотря на общий позитивный настрой участников рынка, жертвы новой политики Instagram есть — это в первую очередь малый и микробизнес, который ведет коммерческие страницы своих компаний в соцсети.
Психолог Юлия Ольховская (361 подписчик) говорит, что клиенты, которые приходят к ней по следам Instagram, обеспечивают около 10% выручки и лайки серьезно помогают. «Для клиентов внимание других пользователей — показатель моей успешности как эксперта. Если не видно, сколько у меня лайков, клиент начинает сомневаться, идет к конкурентам», — рассуждает Ольховская. Она предполагает, что из-за исчезновения «сердечек» может уйти 2-3% потенциальных клиентов, особенно из числа завсегдатаев Instagram, для которых посты в соцсети имеют «принципиальное значение». «Это довольно мощный удар по бизнесу, особенно для тех, у кого он в основном и завязан на эту платформу», — говорит психолог. Решать проблему она планирует, развивая аккаунты в других соцсетях, но и Instagram бросать не собирается.
Для дизайнера интерьеров Яны Сахаревич (12 600 подписчиков), основательницы студии Sakharevich Interiors, Instagram — также один из главных источников привлечения клиентов. По ее словам, из-за новых механизмов количество заявок на разработку дизайн-проектов интерьера резко упало. «Если стоит больше 1000 лайков под постом у дизайнера, значит это действительно круто, растет популярность, узнаваемость и соответственно доверие к аккаунту. Отсюда растут и продажи услуг, поток клиентов и подписчиков. Мало лайков — и тебя не видно в ленте, пусть даже ты очень талантливый», — считает Сахаревич.
В новых условиях компаниям будет сложнее создавать контент и мотивировать подписчиков совершать покупки, согласен Александр Смирнов, заместитель гендиректора CrosDigital (входит в ГК КРОС). «Пострадает межбрендовая конкуренция. Ведь все так делают — идут к конкуренту, смотрят, что у него хорошо «зашло», и копируют механику», — раскрывает секреты корпоративного продвижения Смирнов. Скрытие счетчиков лайков — с одной стороны, удар по бизнесу, с другой — «пинок, который приведет к качественному движению вперед» весь рынок, добавляет Ульяна Павлова, управляющий партнер «Агентства Маркетинговых Стратегий Макс»: «Люди будут меньше совершать импульсивные покупки только потому, что у этого платья 187 000 лайков».