Истерики, сплетни, увольнения: к чему приводят романы на работе и как не разрушить карьеру из-за чувств
Карьера легендарного генерала американской армии Дэвида Петреуса, который руководил войсками в Ираке и Афганистане, возглавлял ЦРУ и даже был удостоен статуса персонажа в видеоигре Call of Duty, рухнула в 2012 году из-за любовной связи на работе. Как признался генерал, он предоставил доступ к своей электронной почте в ЦРУ и другой секретной информации любовнице Поле Бродвелл, которая тогда писала его биографию. Петреус подал в отставку, попал под арест и лишь благодаря прежним заслугам избежал тюрьмы.
Такие истории не редкость. Последний громкий пример разрушенной из-за служебного романа карьеры — отставка гендиректора McDonald's Стива Истербрука, уволенного за связь с подчиненной. Оба влюбленных не состояли в браке, но нарушили корпоративные правила, запрещающие романы внутри коллектива. Истербрук, за время руководства которого акции McDonald's выросли вдвое, потерял не только пост гендиректора, но и место в совете директоров.
Впрочем, романтика на рабочем месте не всегда заканчивается плохо — многие пары отмечают, что их психологическое состояние, а вслед за ним и деловая эффективность пошли в гору благодаря отношениям с коллегой. Стоит ли рисковать, заводя романы на работе, и как быть, если чувства к соседу по опенспейсу вышли из-под контроля?
Что говорит статистика
Согласно исследованию американской консалтинговой компании Vault, проведенному накануне Дня Святого Валентина в 2019 году, 58% работников хотя бы однажды состояли в любовной связи с коллегой (для 18% из них это была связь «на одну ночь»). При этом 41% респондентов оказались не в курсе корпоративных правил, регулирующих «некорпоративные» отношения. Почти каждый пятый опрошенный (19%) признался, что связь с коллегой была романом «на стороне», то есть происходила без «выхода» из отношений с другим человеком. Служебные романы предпочитают хранить в тайне большинство сотрудников (64%). И еще более подавляющее большинство — 72% — не отказались бы повторить опыт любовной связи на работе, будь им предоставлен им такой шанс.
В последние годы явление служебных романов проходит серьезную ревизию растущим влиянием феминизма. Эпоха #MeToo — движения, выступающего в защиту прав лиц, подвергшихся сексуальному насилию, — диктует новые, более жесткие правила корпоративной этики и в большинстве случаев не приемлет отношений на работе, если партнеры в управленческой иерархии находятся в подчиненном положении. Отсюда и фактические последствия романов, подобные вынужденной отставке Истербрука или уходу из Google влиятельнейшего создателя операционной системы Android Энди Рубина, уличенного в домогательствах в отношении к сотрудницам интернет-корпорации.
Впрочем, несмотря на все потенциальные «санкции», приказывать чувствам люди все еще не научились. Как объяснял журналу Harvard Business Review профессор психологии и маркетинга из Университета Техаса в Остине Арт Маркмэн, романы — естественное продолжение профессиональной коммуникации: «Вы проводите на работе огромное количество времени, и шансы на романтические отношения неизбежно велики, когда вы близко сходитесь с человеком, работаете над совместными проектами, открыто и эмоционально общаетесь». Коллега Маркмэна из Университета Нью-Хейвена, доцент психологии Эми Николь Бэйкер согласна с тем, что офис — благоприятное место для возникновения чувств между людьми. Недавнее исследование Северо-Западного университета подтвердило, что люди склонны искать схожие черты в своих избранниках и избранницах — и коллеги хорошо подходят под это требование, говорит она: «Чем лучше вы знаете человека, тем выше шансы, что он покажется вам привлекательным».
Профессор Школы бизнеса Университета Глазго Фиона Уилсон в 2016 году посвятила теме романтических отношений между коллегами большую научную работу. Уилсон пришла к выводу, что универсальные рекомендации как влюбленным, так и их работодателям дать невозможно. Чтобы минимизировать распространение любовной «химии» в офисе и уйти от риска сексуальных скандалов, Уилсон выделила среди советов HR-менеджерам необходимость четкого донесения до сотрудников норм корпоративных этических кодексов и максимально подробного описания в этих кодексах термина «согласие», так чтобы оба партнера в отношениях были уверены в том, что их связь добровольна и не является проявлением харассмента.
Приятное с полезным
«Программисты — народ увлеченный, они могут по 10-12 часов не выходить из офиса и кодить. Поэтому мы только рады, если у ребят в жизни появляется что-то, кроме работы, пусть и внутри офиса. Это помогает избежать главного — профессионального выгорания», — считает основатель и генеральный директор саранской IT-компании «Инфомаксимум» Александр Бочкин. Он и сам познакомился с будущей супругой Ольгой в ходе рабочей встречи: сначала общались как партнеры, а потом Бочкин переманил женщину к себе в штат. «Тесно общаться мы начали после небольшого корпоратива — неформальная обстановка, беседы на отвлеченные темы сделали свое дело. Стали гулять по вечерам после работы. Ходили пить кофе, катались на велосипедах. Типично и романтично», — вспоминает предприниматель.
После свадьбы Александр и Ольга продолжили работать вместе. Ольга успела побывать в двух декретах, но не отходила от дел: создала PR-отдел во время второй беременности, сейчас часто ездит в офис с младшей дочерью. «Семья — это ведь очень похоже на бизнес. Мы обсудили все моменты, закрепили ответственные зоны, расписали стратегические и тактические цели и планы», — рассказывает Бочкин. Такой структурный подход позволяет разделять личные и рабочие вопросы и повышать общую эффективность, уверяет предприниматель: «Я за последние два месяца дома провел от силы неделю, все остальное время — поездки, встречи. Когда случается проблема, которую непонятно как решить и ты не спишь несколько ночей подряд, поддержать может только супруга. Иногда мы укладываем детей и садимся думать вместе, что делать».
В компании DataArt, которая занимается IT-консалтингом и разработкой сайтов, работают 2400 сотрудников. Из них более 60 только официально зарегистрированных пар, уверяет Юлия Зивилейская, старший вице-президент по интегрированным коммуникациям проекта. Она сама познакомилась с мужем во время работы в DataArt, когда они вместе открывали офисы компании в новых городах и странах. Пара провела 26 недель в Воронеже, три месяца на Украине, ездила по Польше, Вьетнаму и Южной Америке (в том числе провела два года в Буэнос-Айрес!), а сейчас живет и работает на Мальте. По словам Зивилейской, такой режим позволяет сохранять баланс между личными и деловыми отношениями и фактически заменяет отпуск: «Если свести пользу для компании от нашего брака к простым цифрам, то мы уже 17 лет экономим корпоративные бюджеты, используя один гостиничный номер вместо двух».
Когда основатель агентства сарафанного маркетинга Buzzaar Владимир Борисов и его жена, а тогда девушка и директор киевского офиса Ирина объявили коллективу о своих отношениях, сотрудники им не поверили. «Через три месяца после начала нашего служебного романа мы пришли и сказали: та-дам, мы встречаемся! Все поулыбались, но решили, что это какой-то розыгрыш», — вспоминает Борисов. Вскоре стало очевидно, что намерения у основателя серьезные, и реакция коллег сменилась на зависть. «Кое-кто считал, что я все это делаю, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Было неприятно, но я-то знала, что мы строим честные отношения без каких-то задних мыслей, поэтому реагировала иронично, — рассказывает Ирина. — Тем более я была главным человеком в проекте в Киеве, прокладывать дорогу мне было особо некуда».
На протяжении пяти лет Борисовы вели бизнес вместе: Ирина отвечала за продажи, Владимир — за развитие бизнеса. Большую часть времени работали удаленно и успели пожить в Киеве, в Москве и на Мальте, а три года назад перебрались в Амстердам. «Быть вместе с деловым партнером 24 часа в сутки очень удобно: можно брейнштормить за завтраком, система мотивации полностью прозрачна, потому что ты хорошо знаешь человека, — перечисляет Владимир. - Если бы можно было знать так каждого члена команды, управление бизнесом превратилось бы в полностью автоматизированный процесс». Около двух лет назад Ирина ушла из Buzzaar, но не из-за мужа-коллеги, а потому что «сделала на этом месте все, что могла». На следующий день после этого решения она узнала, что беременна, и во время декрета нашла новую страсть: начала красить винтажную мебель, которой занимается и по сей день. «Многие пары говорят, что для них странно работать вместе. Для нас странно не работать вместе. Но мы привыкаем», — резюмирует она.
Мария и Александр Долговы, которые вместе развивают ивент-агентство prostorcrew, начали встречаться во время работы в агентстве Zeppelin Production, где оба были наемными менеджерами. «Нам казалось, что никто ничего не знал — мы постоянно шифровались. Бывало, я выходила из его машины, чтобы никто нас не увидел вместе, и два квартала до работы шла пешком», — вспоминает Мария. Около пяти месяцев пара шифровалась, опасаясь осуждения коллег и начальства, а потом Мария решила уйти из компании. «Было много причин, но в числе прочего я понимала, что вот так вот работать вместе, когда якобы ничего между вами нет, а вы сидите бок о бок, достаточно сложно. Мы решили, что стоит работать в разных местах — это поможет сохранить отношения», — поясняет она. Второй заход в совместную офисную жизнь Долговы совершили спустя несколько лет, когда Александр вместе с другом создал собственное ивент-агентство, а Мария стала в нем директором по развитию бизнеса: «Я была замужем и беременна, мне уже нечего было скрывать перед подчиненными». Правда, клиентам она по-началу представлялась девичьей фамилией: «Мария Давыдова» проработала на рынке достаточно долго, а «Мария Долгова» — нет.
По словам Долговой, тот факт, что ее муж является одновременно ее же партнером, положительно влияет на эффективность работы и удерживает от спонтанных решений. «Бывает тяжело — иногда хочется встать и всех послать на три буквы. Но когда ты работаешь на кого-то, ты можешь забрать свою коробку с папоротником, как в американских фильмах, и уйти одним днем, — говорит Мария. — В семейном бизнесе так нельзя: из офиса ты все равно придешь домой, к своему партнеру, поэтому есть стимул спокойно разобраться со всеми проблемами».
Угроза карьере
Хеппи-энды в служебных романах, скорее, исключение, считает Ксения Колтунова, исполнительный директор юридической практики Alliance Legal CG. По ее словам, четыре из пяти романтических историй, завязывающихся на работе, заканчиваются расставанием. «За последние десять лет я была свидетелем разных историй всех жанров: «золушки и принца», «бизнес-леди и курьера» и так далее. Финал большинства был показателен: деловые отношения оставались, а личные — прекращались, — говорит она. — В текущей ситуации экономической и социальной гонки в связи с бесконечным потоком, в котором находится почти круглосуточно стремящийся к успеху сотрудник, люди стали на работе думать исключительно об этой самой работе. Карьера стала приоритетнее служебных романов».
Исходя из личного опыта наблюдателя, Колтунова не советует заводить романтические отношения в офисе. Когда они развиваются благополучно, велик риск потерять концентрацию из-за того, что объект любви находится рядом в рабочее время. Но хуже приходится, когда влюбленные коллеги расстаются. «Только подумайте — вам придется день изо дня смотреть на этого человека, борясь со своими эмоциями, от просто негативных до болезненных и неконтролируемых. Это огромная угроза и карьере, и психологическому здоровью», — заключает юрист.
Даже в счастливых парах коллег из-за пересечения деловых и личных вопросов могут возникать проблемы, подтверждает Владимир Борисов из Buzzaar. «Ревность никогда не была нашей болевой точкой, но тот факт, что наш роман завязался на работе, чисто теоретически делает повторение такого сценария с партнерами или клиентами противоположного пола возможным», — рассуждает он. Кроме того, «офисные пары» любят нести рабочие вопросы домой, лишая себя личного времени. «Иногда Ира поздно вечером пыталась согласовать какие-то рабочие моменты, а я хочу общаться с ней в другой роли и даю понять, что на мне сейчас другая «шляпа»», — говорит Борисов.
Президент группы компаний Pro-Vision Владимир Виноградов считает, что из всего многообразия романтических отношений повлиять на продуктивность работы может только флирт. «Стремясь понравиться друг другу, коллеги пытаются показать себя с лучшей стороны и начинают работать с удвоенным усердием. В это время их производительность труда увеличивается процентов на 50, а иногда и больше», — уверяет Виноградов. Зная эту закономерность, при рассмотрении соискателей в агентстве даже специально стараются уравновесить количество сотрудников-женщин и мужчин, рассказывает глава Pro-Vision.
Когда конфетно-букетный период уступает место серьезным отношениям, последствия обычно оказываются негативными и для самих сотрудников, и для компании, уверен он: «Люди либо ссорятся и кто-то из них уходит, не желая каждый день взаимодействовать с бывшей второй половиной, либо решают, что работа мешает любви, и покидают компанию вместе». Подавляющее число романов, которых за 20 лет работы в компании случилось несколько десятков, развивались по «нерадужному» сценарию, уточняет Виноградов.
Часто итогом романтических историй становится уход одного или обоих участников, подтверждает Юлия Шлёнская, президент группы компаний «КВТ» (занимается таможенным оформлением и грузоперевозками). «Обидно, потому что, как правило, это далеко не худшие сотрудники. Но, как говорят, любовь нечаянно нагрянет, а 40-часовая рабочая неделя часто превращает офисное пространство в место, где проходит почти вся жизнь. Так что служебный роман — вещь в коллективе неизбежная», — констатирует Шлёнская.
Правила гигиены
Иногда роковая влюбленность приводит к последствиям посерьезнее увольнения и психологических проблем — например, к уголовному преследованию. Директор по безопасности компании «СерчИнформ» Георгий Минасян вспоминает случай из своей практики: служба безопасности одной из петербургских ретейл-компаний обнаружила отправку на внешний почтовый адрес закрытой информации — цен и базы данных клиентов. Специалисты выяснили, что ее отправила одна из сотрудниц, а получателем оказался ее супруг, который был в сговоре с конкурентами и рассчитывал на выгодную продажу данных. «Если бы семье мошенников удалось довести дело до конца, то компания бы понесла ущерб на 350 млн рублей. Служба безопасности смогла собрать доказательства, и дело дошло до суда, где завершилось обвинительным приговором, а злоумышленникам предписали возместить более 70% убытков», — рассказывает Минасян.
Впрочем, если в ходе романа влюбленные не нарушают Уголовный кодекс, привлечь их к ответственности за буйство чувств нельзя, говорит Максимилиан Гришин, юрист международной юридической фирмы «Ильяшев и партнеры». «Запретов на любовные отношения в законе нет и быть не может, поскольку любые подобные вещи являются дискриминацией и вторжением в личную жизнь», — комментирует он.
Работодатель, конечно, может принять внутренние документы, запрещающие служебные романы, но юридической силы они иметь не будут. По словам Гришина, работник, уволенный или попавший под другие санкции за любовные отношения, может это оспорить, и суд, скорее всего, встанет на его сторону. «Более того, уже в тот момент, когда работодатель просит подписать такой внутренний документ, работник может пожаловаться в Трудовую инспекцию. Вряд ли она обяжет работодателя устранить документ и проследит за исполнением, но как минимум выпишет предписание о недопустимости подобного», — советует юрист.
Главными жертвами романов на работе становятся владельцы бизнеса, поэтому нужно на берегу оговаривать «правила гигиены» в компании, считает Юлия Шлёнская из «КВТ»: «С последствиями всех милых историй тоже приходится разбираться руководству. Выяснение отношений, истерики, косяки в работе, сплетни и обсуждения — все это сопровождает любые отношения, а ни один служебный роман не оставался тайной для окружающих надолго». Как только Шлёнская замечает зачатки романтических отношений между подчиненными, она приглашает одну из сторон «на тактичную беседу» и проговаривает те самые «правила гигиены»: «Прошу не афишировать на работе отношения вызывающим поведением, как, например, объятия, поцелуи и все такое. К сожалению, и подобное бывало на моих глазах». По наблюдениям топ-менеджера, мужчины адекватнее реагируют на подобные замечания, а женщины могут тут же принять эмоциональное решение уволиться.
«Иногда это бывало к лучшему, ибо существует странная зависимость двух, казалось бы, не связанных друг с другом событий: не соблюдающий простые правила игры сотрудник часто оказывается и работником так себе», — подытоживает глава «КВТ».
Что делать, если вы завели служебный роман
Александр Маслюк, эксперт по HR-трансформации одной из международных компаний и автор telegram-канала WTF_HR:
Понять, насколько это серьезно
Служебный роман всегда несет высокие риски для вашей карьеры. Поэтому первым делом нужно разобраться, насколько серьезно вы настроены в своей романтической связи. Если обе стороны воспринимают это как кратковременную интрижку на корпоративе — такое тоже бывает, ничего не поделаешь, — то и бог с ней. А если вы понимаете, что это начало чего-то серьезного, нужно тщательно продумать свои дальнейшие шаги.
Поговорить с партнером
Еще на первом этапе стоит понять, как воспринимает вашу романтическую историю вторая сторона. Очень важно исключить недопонимание, когда один строит планы на всю оставшуюся жизнь, а другой точно решил, что серьезные отношения ему в этот момент и с этим человеком не нужны. Иначе обид, психологических травм и публичных выяснений отношений на работе избежать будет крайне сложно.
Изучить внутренние правила компании
Почти в каждой крупной компании есть свод внутренних правил, которые оговаривают в том числе вопрос служебных романов. Как именно работодатель относится к романтике в офисе, сильно зависит от компании. Часто запрещаются «вертикальные» связи между начальниками и подчиненными, реже — вообще любые связи внутри коллектива. Санкции за нарушения прописываются довольно редко, потому что они вариативны: к особо ценному сотруднику, скорее всего, отнесутся мягче (но не стоит на это особенно рассчитывать).
Этот свод правил либо включен в трудовой договор, либо существует как отдельный документ, с которым каждый сотрудник обязан ознакомиться при приеме на работу. Он, как правило, есть в открытом доступе, поэтому, если вас «накрыло» офисной любовью, стоит перечитать его и понять, что думает ваш работодатель на этот счет.
Найти запасной аэродром
Если оба партнера понимают, что все серьезно, нужно вместе продумать план дальнейших действий. В него сразу же стоит закладывать вероятность того, что кому-то одному придется уволиться или сменить подразделение. Или по требованию начальства, или по личным мотивам — например, если вы будете видеть, что ваша продуктивность рядом с возлюбленным падает.
Карьера важна для всех, но в случае со служебным романом придется выбрать, для кого она сейчас важнее. И договориться, кто из пары без лишних драм напишет заявление, если отношения станут проблемой для работы. А чтобы увольнение не выбило человека из колеи, нужно заранее позаботиться о том, куда он уйдет — подыскать запасной аэродром.
Не отпираться
Многие офисные пары принимают решение скрывать свои отношения от коллег и начальства. Это их право, но всегда стоит учитывать риск того, что информация как-то просочится в коллектив. У вашего партнера может быть лучший друг или подруга, перед которыми ему захочется похвастаться, или вы можете невольно выдать себя неосторожным словом или взглядом.
Если роман стал очевидным, отпираться — плохая идея. Особенно если вас вызвал «на ковер» начальник, чтобы обсудить ситуацию. Оговорите с партнером и этот вариант развития событий и действуйте согласно плану.
Резюмируя: главное, не терять контроль над ситуацией и обсуждать все события со второй стороной. Ведь залог любых длительных счастливых отношений, и не только завязавшихся на работе, — в умении договариваться.
При участии Ивана Осипова и Кристины Кулиджанян