К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как получить должность мечты: инструкция по трудоустройству в ведущие западные компании

Фото Nicky Loh / Bloomberg via Getty Images
Фото Nicky Loh / Bloomberg via Getty Images
Какие лайфхаки важно знать, чтобы пройти собеседование в международные инвестиционные банки и консалтинговые компании

Престиж и карьерные перспективы, которые сулят крупнейшие западные компании, привлекают все больше амбициозных специалистов из России. Этот тренд не уникален — он давно закрепился как в Китае, так и в Европе и США. Но опыта работы и топ-образования, будь то Гарвард, Оксфорд или МГУ, зачастую недостаточно для прохождения всех этапов интервью. Ведущие работодатели все чаще обращают внимание на целостность и структурированность подготовки соискателя, его соответствие «негласным правилам индустрии». Как устроен процесс отбора кандидатов и как успешно пройти все этапы интервью.

Поиск вакансий

Крупнейшие западные компании имеют свои особенности публикации вакансий. Наиболее престижные зачастую не размещают объявления об открытых позициях в профессиональных соцсетях и на привычных сайтах-агрегаторах. Вы вряд ли найдете вакансии в McKinsey или Goldman Sachs на Headhunter. В первую очередь на собеседования приглашают тех, кого рекомендовали сотрудники компании. Далее рассматривают кандидатов, откликнувшихся на позиции через раздел «Карьеры» на сайтах компаний, и тех, кого отобрали специализированные рекрутинг-агентства.

Говорят, сотрудники одного из крупнейших локальных инвестбанков, не желая просматривать сотни резюме на одну позицию, сразу отправляют половину в шредер и в шутку аргументируют это тем, что «этим людям не повезло, а компании нужны исключительно везучие специалисты». Не знаю, правдив ли этот слух, но наиболее надежный способ гарантировать собеседование — получить рекомендацию от одного из членов команды, в которую вы стремитесь попасть. В свое время я последовал именно этой стратегии и в дальнейшем, став сотрудником Goldman Sachs, порекомендовал на открытые позиции несколько кандидатов, которые позже успешно прошли все раунды интервью. 

 

Стоит сказать, что найм специалистов в российские офисы наиболее престижных западных компаний чаще всего ведется в рамках стандартизированных программ. Существуют отдельные отборочные циклы для выпускников, студентов MBA, опытных кандидатов. Каждая программа отличается своими требованиями к соискателям и фиксированными дедлайнами. Именно поэтому полезно изучить критерии отбора на карьерном сайте корпорации и начать готовиться к собеседованиям как можно раньше. Учтите, что крайний срок подачи резюме может быть установлен более чем за 11 месяцев до предполагаемого выхода на позицию.

Рассмотрение резюме

Когда я работал в Goldman Sachs, то участвовал в отборе кандидатов и в среднем выделял 5-10 секунд на первый просмотр резюме. Подобный подход позволяет эффективно отсеять из сотен резюме около 70 кандидатов для дальнейших раундов интервью. Поэтому при составлении резюме следует стремиться к отточенной структуре, емким формулировкам и выверенному формату. Оптимальная структура для большинства позиций подразумевает 4-5 обособленных блоков: Name & Contact Details (личные данные); Work Experience (опыт работы); Education (образование); Awards & Achievements (достижения); Skills, Activities & Interests (дополнительная информация).

 

Описывая свой опыт, используйте максимум количественно измеримых достижений и активных глаголов. Если вы собеседуетесь в инвестбанкинг или консалтинг, то помните, что стандарт индустрии — строго одна страница, на английском и без фото.

Совет из личного опыта — старайтесь акцентировать внимание на наиболее впечатляющих аспектах вашей биографии. Подойдут как масштабные проекты, на которых вы работали, так и ваши увлечения. Это действительно работает: проходя отбор в один из крупнейших западных инвестбанков, мой коллега интересно преподнес опыт прохождения трассы Джиро д'Италия (одна из самых известных в мире велогонок). В итоге на собеседовании с управляющим директором, который славится дотошностью и крайне высокими техническими требованиями к кандидатам, они большую часть времени обсуждали именно эту историю.

Вступительные испытания

Вступительные задания служат своеобразным внутренним фильтром, который позволяет работодателям сужать круг кандидатов на позицию. Ряд западных фирм предпочитает проводить испытания в офисе, однако большинство использует онлайн-платформы. Самыми распространенными являются три типа вступительных заданий: количественные тесты наподобие GMAT, письменные кейсы и тесты на знание профессионального английского.

 

В качестве подготовки к данному этапу отбора постарайтесь прорешать 5-10 пробных вариантов в «реальных» условиях. Это позволит привыкнуть к формату и выявить проблемные места. Основной лайфхак — используйте таймер. Научиться правильно распределять время критически важно, ведь на самом тесте вас ждут жесткие ограничения — в среднем 1-2 минуты на вопрос.

Знакомый экс-консультант из BCG, который успешно прошел вступительные тесты и сдал GMAT лучше, чем 97% людей по всему миру, однажды поделился со мной своей тактикой подготовки. Решая подготовительные варианты, он создавал для себя максимально тяжелые условия: использовал раздражающий свет и ставил фоном отвлекающую музыку и новостные подкасты. Научившись концентрироваться на заданиях в такой обстановке, он без труда показал впечатляющие результаты на тестах в офисах компаний.

Беседа по резюме или фит-интервью

Серия интервью в крупнейшие западные фирмы как правило состоит из двух частей: беседы по резюме и решения кейсов или технических вопросов. Беседа по резюме — это и есть фит-интервью: на него отводятся первые 10-20 минут собеседования. Во время фит-интервью для меня важно было понять, в какой степени кандидату близки ценности, культура и цели компании.

Проводя собеседования с командой, мы также всегда пытались выяснить, насколько соискатель способен логично выстраивать аргументацию, осознает ли он, в чем его сильные и слабые стороны, чего хочет от своей карьеры. Основные вопросы, которые вас ожидают, можно разделить на три блока:

  1. «О себе» (например: «Расскажите, когда вы работали в команде и [как реагировали, когда] что-то пошло не так?» «Где вы видите себя через семь лет?» «Какие у вас слабые стороны?»)
  2. «Почему?» (например: «Почему вы хотите работать у нас? «Почему вы выбрали эту индустрию? «Почему мы должны нанять вас, а не других кандидатов?»)
  3. «О позиции» (например: «Давайте обсудим основные этапы сделки X?» «Вы понимаете как устроена работа в департаменте?» «Как вы видите распределение задач на проекте Y между членами команды?»)

Самый эффективный способ подготовки — понять цель вопроса (зачем работодатель его задает?) и тезисно прописать для себя структуру ответа. Для этого оптимально использовать метод детального рассказа PARADE:

 
  • Problem: в чем заключалась проблема, с которой вы столкнулись?
  • Anticipated consequence: что бы произошло, если бы проблема не была решена?
  • Role: в чем заключалась именно ваша роль?
  • Action: какие конкретные действия вы предприняли?
  • Decision-making rationale: почему вы действовали именно так, а не иначе?
  • End result: какой был конкретный конечный результат?

Данный формат интервью позволяет членам команды не только познакомиться с вами ближе, но и проверить на стрессоустойчивость — вашу способность убедительно формулировать ответы на неудобные вопросы в условиях цейтнота. Показательный пример: в рамках отбора в одну из крупнейших западных компаний мой знакомый аналитик Goldman Sachs проходил видеоинтервью с командой из Лондона. Внезапно во всем здании, где он находился, полностью выключился свет. Поломку ликвидировали в течение нескольких минут, а в это время он спокойно объяснил ситуацию и продолжил невозмутимо отвечать на вопрос. Уже получив оффер, он узнал, что одним из ключевых факторов, почему его предпочли другим кандидатам, стал как раз тот момент — будущие работодатели оценили, с какой хладнокровностью и спокойствием кандидат вышел из стрессовой ситуации.

Технические или кейс-интервью

В рамках финального раунда собеседований основная задача менеджеров и партнеров — убедиться, что вы обладаете необходимыми междисциплинарными знаниями, а также можете самостоятельно вести ряд задач в рамках основных проектов компании. Будьте готовы обсуждать ключевые тренды выбранной вами индустрии, в том числе стратегические инициативы компаний, законодательные изменения и крупнейшие сделки.

Часто в ДНК интервью зашит кейсовый подход: ожидается, что вы сможете применить свои навыки и экспертизу на примере конкретных проектов и задач, с которыми сталкиваются сотрудники фирмы. Так, одно из собеседований моего друга — ассоциата McKinsey — в одной из компаний «большой тройки» заключалось в решении реального проекта партнера, который буквально перед интервью прилетел с завода клиента. Кейс был практически не адаптирован: он не знал название компании-клиента, были изменены цифры, но все остальные вводные данные отражали реальное положение дел. Кандидат предложил несколько интересных идей, в итоге обсуждение затянулось на три часа — формальное собеседование в офисе перетекло в детальный разбор проекта за чашкой кофе.

Подготовка к данному этапу отбора будет сильно разниться в зависимости от выбранного направления. Например, в случае с инвестбанкингом следует сделать упор на финансовое моделирование и оценку активов, с консалтингом — на решение кейсов. Главное, помните: умение успешно проходить собеседования — это навык, который тренируется. Каждое дополнительное интервью со временем будет добавлять уверенности в себе и гибкости в ответах на сложные вопросы.

 

В реалиях, где лучшие мировые вузы и бизнес-школы не обеспечивают полноценную подготовку на престижные вакансии, специалисты вынуждены самостоятельно выстраивать карьерную траекторию и стратегию прохождения отбора. Несмотря на высокую конкуренцию в российские офисы крупнейших западных компаний, получить должность мечты вполне реально. В конечном счете определяющим фактором всегда оказывается понимание кандидатом «внутренней кухни» процесса отбора, а также качество и количество времени, затраченное на подготовку к собеседованиям. Перефразируя китайскую поговорку: «Лучшее время, чтобы начать готовиться к интервью, было несколько лет назад». Следующее лучшее время — сегодня.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+