К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Империя будущего. Как журналист и писатель Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа

Фото Даниила Примака для Forbes
Фото Даниила Примака для Forbes
Михаил Зыгарь построил успешную карьеру в традиционной журналистике, но ушел с поста главного редактора «Дождя» ради собственных проектов и стал пионером индустрии новых медиа в России. По оценке Forbes, в 2018 году выручка его студии «История будущего» достигла 70 млн рублей

В конце 2015-го известный журналист и писатель Михаил Зыгарь ушел с поста главного редактора телеканала «Дождь», где проработал пять лет, ради собственных проектов. Спустя три года, в 2018-м, выручка его креативной студии «История будущего», по оценке Forbes, составила 70 млн рублей. За это время Зыгарь и его команда запустили мультимедийные проекты «1917. Свободная история», «1968.Digital: Год, когда все началось», «Карта истории», Мобильный художественный театр и другие. Среди коммерческих партнеров студии — МТС, Альфа-банк, «Яндекс», Pepsi и Mercury. Как Зыгарю удалось построить бизнес в неизведанной нише новых медиа?

Фото Даниила Примака для Forbes

Магическая книга

Прежде чем основать «Историю будущего», Михаил Зыгарь построил успешную карьеру в традиционной журналистике. В «нулевые» он работал военным корреспондентом газеты «Коммерсантъ», освещал военные конфликты в Ираке, Ливане, Палестине. Затем стал заместителем главного редактора журнала «Русский Newsweek», а в 2010-м возглавил редакцию «Дождя».

В октябре 2015-го вышла книга Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» — сборник очерков о самых влиятельных политиках из окружения Владимира Путина. «Рать» быстро стала бестселлером — и последовавший спустя несколько месяцев уход автора с «Дождя» многие комментаторы связывали с давлением недовольных героев книги. Зыгарь заверяет, что никакой политики за его решением покинуть телеканал не стояло: «Вокруг этого было много хайпа. Ходили слухи, что, конечно же, меня уволили из-за книги и никто добровольно такую должность не покидает. Но это было не так». Эту версию подтверждает и генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева. «Тогда нам обоим казалось, что это единственное правильное решение», — вспоминает медиаменеджер.

 

По словам Зыгаря, ему «хотелось зависеть от себя и иметь возможность реализовать то, что придумал». А придумал он мультимедийный проект «1917. Свободная история» — рассказ о важнейшем годе российской истории XX века современным языком и современными средствами, с изначальной ориентацией на аудиторию мобильных устройств.

В первых после отставки интервью Зыгарь описывал проект просто как «исторический» — на тот момент план действий был не очень конкретный, признается он. Но очень скоро, в начале 2016-го, «панический ужас» от ухода в свободное плавание сменился четкой стратегией развития.

 

У Зыгаря появился партнер — на тот момент директор по маркетингу издательства «Альпина Паблишер» Карен Шаинян. Вместе они начали прорабатывать для «1917» концепцию «исторического фейсбука» — с аккаунтами героев, живших в революционное время. «Тогда Миша писал книгу «Империя должна умереть» [вышла в октябре 2017-го и тоже стала бестселлером — прим. Forbes], а я ее редактировал, и мы много обсуждали тот материал, который не попадает в книгу. Тогда и придумали формат соцсети, чтобы использовать ее как язык повествования», — вспоминает Шаинян в разговоре с Forbes. На тот момент проект трудно было назвать бизнесом, уточняет он.

Фото Даниила Примака для Forbes

Партнеры подсчитали, что на реализацию плана им потребуется около 30 млн рублей. Деньги решили привлечь через спонсоров. Шаинян с Зыгарем сделали презентацию, с которой Михаил отправился по встречам с потенциальными спонсорами. Помогла популярность «Всей кремлевской рати»: «У меня был повод встречаться с разными людьми — я ко всем приходил с книжкой, всем предлагал: «Давайте встретимся, я подарю вам книжку». Так он обошел «огромное количество» людей.

Первыми поддержать проект согласились предприниматель и меценат Дмитрий Зимин и президент Сбербанка Герман Греф. Первая инвестиция Зимина в 2 млн рублей позволила Зыгарю нанять сотрудников и начать работу над «1917» — разбирать архивы и дневниковые записи исторических героев, писать софт для самой «социальной сети».

 

В середине 2016 года ему удалось договориться о партнерстве с «Яндексом» — интернет-гигант дал проекту доступ к аудитории новой платформы «Издательство Яндекса». Ее запускал Дмитрий Степанов, руководитель департамента новых продуктов «Яндекса». «Миша с Кареном предложили нам проект «1917. Свободная история» в момент подготовки к запуску «Издательства Яндекса». Он идеально вписывался в выбранный для «Издательства» формат — «образование через развлечение», — вспоминает Степанов в комментарии Forbes.

Позднее к «1917» подключилась и социальная сеть «ВКонтакте» — сервис завел страницу проекта, уведомления об обновлениях на которой приходили пользователям платформы. «Они не дали нам живых денег, но дали очень большой охват», — говорит Зыгарь.

За три месяца до старта проекта деньги Зимина стали заканчиваться, а переговоры со Сбербанком и «Яндексом» затягивались. «С тех пор меня кассовый разрыв перестал беспокоить, совершенно спокойно отношусь к этому», — признается Зыгарь.

В сентябре 2016-го он зарегистрировал юрлицо «Истории будущего» и по состоянию на сегодня является единственным владельцем компании, свидетельствуют данные СПАРК.

Интеграции в историю

«1917» запускался 14 ноября 2016-го — в столетнюю годовщину открытия пятой сессии Государственной думы в Таврическом дворце Петрограда. «Это было очень скандальное в то время событие, мы начинали с него», — объясняет Зыгарь. Вечеринка в честь запуска получилась особенно масштабной и ажиотажной, и основатель проекта сразу понял, что идея «полетела».

 

Бюджет «1917» в итоге составил искомые 30 млн рублей, а совокупная аудитория — 6 млн пользователей. «С самого начала была идея, что это должно заработать деньги, потому что, если это зарабатывает, это устойчиво, а если не зарабатывает — неустойчиво. Филантропический арт-проект, который существует на пожертвования, — это очень конечная модель, поэтому мне никогда не хотелось этим заниматься», — рассуждает Зыгарь.

«Яндекс» за спонсорство получил возможность разместить в своем «Издательстве» уникальный контент. «Для «Яндекса» поддержка таких проектов — возможность обеспечить свою аудиторию более полной и точной информацией», — объясняет Дмитрий Степанов.

Основную ставку в монетизации «1917» Зыгарь и Шаинян делали на рекламные интеграции. Но в первом проекте большая их часть по разным причинам не удалась. Самая крупная из состоявшихся — со Сбербанком. Банк получил интеграцию прямо внутри исторической «соцсети» — на платформе появился аккаунт Сберегательных касс. Представители Сбербанка на момент публикации материала на вопросы Forbes не ответили.

Когда проект полноценно запустился, основатели решили перевести «1917» на английский язык. С переводом бесплатно помогла лондонская некоммерческая организация Pushkin House. После этого проектом стали интересоваться британские и американские СМИ. Публикации о «1917» вышли на сайте CNN, в New York Times, Wall Street Journal, Time, New Yorker и других авторитетных медиа. Вдохновившись, Зыгарь решил попробовать завоевать западный рынок.

 
Фото Даниила Примака для Forbes

Мама Америка

После успеха «1917» Зыгарь и Шаинян запустили еще несколько менее масштабных мультимедийных исторических проектов. По заказу фонда Анатолия Собчака они создали онлайн-музей о периоде 1989-1991 годов «Музей истории демократии», а по собственной инициативе — доку­мен­тальную игру о ключевых событиях российского XX века «Карта истории». «Карта», в отличие от «1917», не нашла отклика у широкой аудитории и рекламодателей. Зыгарь, тем не менее, уверен, что это был один из лучших с точки зрения качества проектов «Истории будущего»: «Мы не учли, наверное, какие-то психологические особенности аудитории».

Серийное производство подобных продуктов заставило Зыгаря и Шаиняна задуматься о создании полноценной студии мобильного креативного контента. «В первый год у нас был один проект, на второй год их стало уже три, а еще через год — десять. Стало понятно, что это уже целая компания», — рассказывает Шаинян.

Первым проектом студии, ориентированным в равной степени на российского и западного зрителя, стал сериал для смартфонов «1968.Digital». Он задумывался как сериал о международной исторической панораме 1968 года — Зыгарь и Шаинян хотели показать, как параллельно развивались события в США, Франции, СССР и Чехословакии. Видео из хроники под формат смартфона команда проекта монтировала в Москве.

Найти зарубежных партнеров оказалось непросто — многие крупные американские предприниматели, в том числе миллиардеры из списка Forbes, с которыми удалось встретиться Зыгарю, отказывали. Михаил дважды летал в США и проводил по восемь встреч в день с потенциальными инвесторами, презентуя «1968.Digital». Но денег стартапу никто не давал.

 

«И вот мы c Кареном едем-едем по США, все безысходнее и безысходнее, и в конце пути, на вершине голливудского холма, в домике, построенном Уолтом Диснеем, мы приезжаем к  изобретателю визуального языка screenlife Тимуру Бекмамбетову. И он становится первым человеком в Америке, который говорит: «Окей, делай это», — рассказывает Зыгарь. Бекмамбетов получил в «1968.Digital» статус сопродюсера.

Фото Даниила Примака для Forbes

Перед запуском проекта Зыгарь совершил еще одно американское турне — на этот раз для поиска медиапартнера. Ему удалось договориться с главным редактором портала BuzzFeed Беном Смитом: BuzzFeed стал дистрибьютором и партнером по продаже прав на сериал в США. Также Зыгарь нашел партнера во Франции — платформой для показа «1968.Digital» стал сайт газеты Libération. В России сериал согласился показывать сервис «Амедиатека» — проект понравился лично основному акционеру стриминговой платформы, миллиардеру Леонарду Блаватнику, говорит Зыгарь.

Так «1968.Digital» в апреле 2018-го стартовал сразу на трех языках. «Шесть серий у нас благодаря BuzzFeed купил сервис Apple News. Это первый в истории контент, за который Apple News заплатил», — гордится Зыгарь. Всего с момента запуска вышло 40 эпизодов сериала продолжительностью 7-10 минут каждый.

К монетизации «1968.Digital» Зыгарь и Шаинян подошли максимально ответственно — несмотря на внушительный бюджет (по оценке Forbes, сумма составила 95 млн рублей), проект окупил себя за счет рекламных интеграций. Среди брендов-рекламодателей — Альфа-банк, MasterCard, Mercury, JBL.

 

Высокой прибыли от сериала «История будущего» не получила лишь из-за не менее высоких расходов на покупку лицензионной музыки, говорит Зыгарь. По его словам, на аудиоконтент пришлось около трети всех затрат на производство. «Я понял: мой вывод о том, что все следующие проекты надо делать только на Западе, был ошибочным», — признает предприниматель.

В общей сложности «1968.Digital» посмотрели 35 млн пользователей. В 2018 году проект стал самым популярным сериалом российского производства на «Амедиатеке».

После выхода англоязычной версии на BuzzFeed продукцией «Истории будущего» заинтересовался британский телевещатель Viasat. Компания заказала российской студии сериал о Второй мировой войне — этот проект сейчас находится на стадии производства.

От истории  к театру

В начале 2019 года «Историю будущего» покинул Карен Шаинян. «Я решил заняться чем-то самостоятельно. Сейчас занимаюсь отдельными проектами как продюсер и автор. Я бесконечно занимался операционной деятельностью. Так сложилось, что негласно наши функции с Михаилом поделились. В конце я решил, что мне хочется немного иначе», — объясняет он свой уход.

 
Фото Даниила Примака для Forbes

В июне 2019-го, уже без партнера, Зыгарь запустил очередной оригинальный масштабный проект в новой нише — Мобильный художественный театр (МХТ — ироническая отсылка к главному драматическому театру страну — Московскому художественному театру им. Чехова). Это мобильное приложение с аудиоспектаклями-променадами (пользователь в наушниках передвигается по городу). Пока в репертуаре мобильного приложения МХТ три спектакля («1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», «Мастер и Маргарита» и «Свинарка и пастух»), роли в которых озвучивают звезды — Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Ксения Собчак, Андрей Малахов и другие.

Стоимость «билета» на виртуальную экскурсию МХТ — 379 рублей, но полноценным бизнесом проект сможет стать только за счет рекламы. «Чтобы все это окупилось, нужны еще и рекламные партнеры, это очевидно», — рассуждает Зыгарь. Он уже привлек в качестве партнеров МТС и «Яндекс», а также столичный Комитет по туризму — у всех спонсоров по традиции есть интеграции внутри контента. Зыгарь рассчитывает, что «театральный» проект окупится к осени 2019-го.

По словам Шаиняна, «История будущего» — рентабельный бизнес. «Когда проектов становилось все больше, они себя окупали. Одни были убыточными, другие — прибыльными. Мы все время сводили концы с концами. И на зарплату [никто] не жаловался, она была у всех рыночная, даже слегка выше», — говорит бывший партнер Зыгаря.

Сам Михаил планирует запускать новые форматы и масштабировать МХТ — в течение года в приложении должно появиться еще семь спектаклей. Зыгарь признается, что при планировании и запуске новых проектов любит повторять цитату из фильма «Влюбленный Шекспир»: «Strangely enough it all turns out well... I don't know [how], it's a mystery» («Как ни странно, в итоге все вышло хорошо. Как? Не знаю, это загадка»).

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+